СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Надежда Макосеева
Хорошо, что еще есть с чем сравнивать…
С каждым днем все чаще и чаще по телевидению и в газетах можно услышать и прочитать о системе социальной защиты населения. Но все ли мы так хорошо знаем, какие задачи и функции она должна выполнять и какую роль она играет в нашей жизни?
Систему социальной защиты населения можно считать в основном детищем ХХ века. Не обязательно обращаться к научным публикациям, чтобы узнать о модели социальной защиты населения. Достаточно пообщаться с гражданином РФ, который получил вид на жительство за рубежом и прожил там некоторое время. Проблем с выплатой пособия по безработице в большинстве цивилизованных стран вообще не существует. Например, в Англии его хватает не только, чтобы нормально прожить в течение месяца (т.е. оплата за квартиру и хорошее питание), но еще и откладывать для приобретения в дальнейшем квартиры. Чтобы купить квартиру в Англии, первоначально вносится залог 5 фунтов, а остальную сумму выплачиваешь пожизненно. И это несмотря на то, что во времена правления Маргарет Тетчер, убежденного сторонника "свободного предпринимательства", выделяемые на социальные нужды, здравоохранение и образование средства были "урезаны" на 1 млрд. фунтов. И тем не менее, денег на обеспечение социальной системы хватает, как для коренного населения, так и для прибывших из других стран на постоянное место жительства и временно безработных. Еще одним достижением Великобритании и других капиталистических стран является то, что минимум зарплаты сочетается с принципом "скользящей шкалы: зарплата подлежит увеличению в зависимости от роста цен".
У нас же с социальной защитой населения дела обстоят куда хуже. Россия, вступившая на путь перехода к рыночной экономике и демократии, нуждается в системе социальной защиты населения, адекватной новым социально-экономическим условиям. Решение этой задачи сопряжено с большими трудностями. Проведение радикальных реформ затрудняет ряд факторов, прежде всего, - неблагоприятная ситуация, которая сложилась в эконо-мической и социальной сфере России из-за многочисленных ошибок и просчетов в экономической и социальной политике.
Наиболее опасным последствием рыночных реформ в России является социальное расслоение населения и появление на одном полюсе сравнительно тонкого слоя богатых и сверхбогатых людей ("Новых русских"), а на другом - большой массы бедных и малообеспеченных.
В России с 90-х годов в зоне бедности и малообеспеченности оказались не только пенсионеры и инвалиды с минимальными пенсиями, многодетные семьи, семьи работников невысокой квалификации, но и люди с высшим образованием.
По данным обследования Института социально-экономических проблем, на самом "дне" находятся 14 млн. россиян, в том числе 4 млн. "бомжей", 3 млн. нищих, 4 млн. беспризорных детей, 3 млн. уличных проституток.
Возможности финансирования систем социальной защиты населения за счет бюджетных ресурсов ограничиваются и не только неэффективным построением самой системы защиты, но и другими перекосами в структуре государственных расходов. Так, за последние годы разросся государственный аппарат на всех уровнях управления. Не оправдываются пока надежды на экономию средств в результате военной реформы и сокращения вооруженных сил.
Но как ни была оптимизирована структура государственных расходов, существенное расширение финансовой базы для системы социальной защиты возможно лишь в результате общей экономической стабилизации в стране, ибо в конечном счете состояние финансов отражает состояние экономики.
Однако на светлое будущее нечего рассчитывать! По данным Госдумы, прозвучавшим в декабре в Комитете по безопасности, к 1 января 1999 года государственный внутренний долг составит 785, 9 млрд. рублей, а внешний - 140,8 млрд. долларов! Так что денег опять не хватит, а об английской или американской модели социальной защиты населения мы можем пока только мечтать.