В статье использованы материалы
|
И ПАРОХОДА |
Последний отблеск "Золотого века"
Королевский трансатлантический
лайнер "Титаник" был проследней грандиозной мечтой
Золотого века.Его создание должно было стать
величайшим достижением уходящей эры просвещения, спокойствия и традиционных
ценностей викторианской эпохи. И никто не знал, что мир уже сильно
меняется. В 1901 году было открыто радио, в 1903
первый полет братьев Райт... Старые понятия о нормах морали, роли женщины
в обществе да и о самом обществе вообще вот-вот должны были разрушиться.
Поэтому, если "Титаник" стал пиком уходящего века, то вместе с ним погрузились
на дно его последние иллюзии.
Интенсивное развитие бизнеса, связанного с трансатлантическими
перевозками, требовало все
большей и большей вместимости и большей скорости.
Судоходная компания White Star, одна из лидеров
в этой области, сделала упор на размер корабля
и его роскошь, нежели на его скорость и маневренность.
В 1907 году, управляющий компании Дж. Брюс Исмэй
и лорд Джеймс Пирри, их партнер в компании
Харланд & Вольф (создатель всех кораблей
компании White Star со времени ее основания в 1869 году)
задумали построить серию из трех пароходов, которые
должны были установить новый стандарт комфорта,
элегантности и безопасности. Первые два корабля
были названы "Олимпик" и "Титаник", последнее имя было выбрано Исмэем для
того, чтобы подчеркнуть его гигантские размеры и мощь.
Разработка первых двух кораблей заняла год. Сооружение "Олимпика" было
начато в декабре 1908 года, следом, в марте 1909 года, был начат "Титаник".
Белфастские судоверфи компании Харланд и Вольф были переоборудованы для
того, чтобы подобный проект стал возможным, а причал компании White Star
в Нью-Йорке была увеличина для того, чтобы могла вместить корабли такого
размера. В течение двух лет, которые потребовались для сборки корпуса "Титаника",
пресса на все лады описывала великолепие еще не созданного корабля, создав
из него легенлду задолго до спуска на воду. Официальная церемония "спуска"
в мае 1911 года была чистым спектаклем, рассчитанным на обывателя. На это
мероприятие продавали билеты, весь
сбор от которых пошел в фонд местной детской
больницы.
Затем корабль отвели на необходимую "доработку",
включавшую в себя сооружение всех помещений и систем, сложнейшую деревообработку
и пышный декор. К дате первого рейса, "Олимпик" потерпел столкновение с
другим судном и требовал дорогостоящего ремонта, увеличивая и без того
непомерные
затраты "Харланд и Вольф", которая теперь боролась
изо всех сил, чтобы "Титаник" был готов, как было запланировано. Первый
рейс "Титаника" был перенесен с 20 марта на 10 апреля.
Самый крупный движущийся объект за всю историю
Цифры - вещь сухая, но именно они дают точно
представление о том, какое поистине ошеломляющее впечатление производил
"Титаник". Он занимал 883 фута в длину (1/6 мили, или 265 метров), 92 фута
(27 метров) в ширину и весил 46,328 тонн. Высота его от киля до края борта
была 104 фута (31 метр), при этом почти 35 футов (11,5 метров) находились
ниже ватерлинии...даже находясь в плавучем состоянии он был гораздо выше,
чем большинство городских зданий того времени. У него было три настоящих
трубы; четвертая, декоративная, была добавлена в-основном для усиливания
общего эффекта, и просто выводила дым из
многочисленных огромных кухонь и котелен. Это
был самый большой движущийся объект, когда-либо созданный руками человека.
Огромные размеры корабля и его сложность хорошо подчеркивает случай, рассказанный
вторым офицером Лайтоллером. Со стороны правого борта была проходная дверь,
которая
"была достаточно большая, чтобы могла проехать
лошадь с телегой". Так вот, три офицера, принятые на корабль во время последних
приготовлений, провели почти целый день пытаясь найти этот проход.
Кроме гигантских размеров, "Титаник" должен был стать чудом современной технологии безопасности. У него был двойной корпус из стальных пластин, толщиной в дюйм (2,54 см) и широко разрекламированную систему из 16 водонепроницаемых перегородок, запечатанных массивными дверями, которые быстро захлопывались простым электропереклбчателем на капитанском мостике, или даже автоматически водными сенсорами. Пресса назвала его "непотопляемым".
Его каюты были самыми современными и роскошными во всем океане, каждая была оборудована электрическим освещением и обогревателем. На борту были электрические лифты, плавательный бассейн, теннисный корт (тогда теннси только-только набирал популярность), турецике бани, гимнастические зал с механической лошадью и механическим верблюдом, чтобы поклонники верховой езды не теряли свои навыки за время путешествия, несколько конференц-залов, а каюты первого класса соперничали с лучшими отелями на Континенте. Пассажиры первого класса, спускаясь на ужин по главной лестнице, могли видеть небо сквозь огромный хрустальный купол, который покрывал ресторан, занимавший всю палубу D. Для тех, кто предпочитал более интимную обстановку, "Титаник" тоже подходил с роскошью - ресторан la-carte, шикарные рестораны Palm Court и Veranda и праздничное Cafe Parisien. На борту было две музыкальных группы (в отличие от стандартной одной) из лучших музыкантов атлантики, многих из них переманили с лайнеров конкурентов. Также, было две библиотеки - для первого и второго классов. Даже каюты третьего класса, находившиеся на средней палубе, были более роскошны, чем каюты первого класса на некоторых пароходах более маленького размера, и тоже могли похвастаться некоторыми приятностями, которые многие пассажиры просто никогда не видели Например, они были оборудованы отдельной комнатой-гардеробом, а бедные эммигранты, следующие третьим классом просто не могли себе представить, что вещей может быть целая комната.
Исходная конструкция корабля предусматривала
наличие 32 спасательных шлюпок. Однако, правление
компании White Star решило, что большое количество
спасательных шлюпок будет вселят страх и неуверенность, и, кроме того,
занимают драгоценное место на палубах. Количество шлюпок было сокращено
до 20, их общая вместивость составляла 1178 человек, в то время, как сам
"Титаник" был рассчитан на 3500 (!!) человек - включая пассажиров и команду.
Первое и единственное плавание...
Первый рейс соблазнил "самых лучших людей": британское дворянство, американских промышленников, самые "сливки общества" Нью-Йорка и Филадельфии. Однако он привлек и множество бедных эммигрантов надеявшихся начать новую жизнь в Америке или Канаде.
Путешествие началось в Саустэмптоне, в среду, 10 апреля 1912 года ровно в полдень. К закату, "Титаник" остановился во Франции, в Шербурге, чтобы принять на борт дополнительных пассажиров. Тем же вечером, он прибыл в Ирландию, в Квинстаун и в 1:30 ночи, в четверг 11 апреля он вышел на просторы Атлантики...
Сезонные трансатлантические пассажиры были сильно потрясены новым кораблем. Он был настолько массивен, что они вообще не ощущали его движения по воде. Его огромные, мощные двигатели почти не производили неприятной вибрации, обычной для пароходов, и их шум был едва слышен. И весь этот эсктраординарый уровень комфорта проходил на скорости 22 узла (40 км/ч) - "Титаник" был не самый быстрый корабль, но входил в пятерку самых быстрых.
Погода была приятная и споконая. Температура воды за бортом - 55 градусов по Фаренгейту (около 12 градусов по Цельсию). Зима 1912 года была необычно мягкая, и арктические регионы бороздило беспримерное количество айсбергов - самое больше за последние 50 лет. "Титаник" был оборудован новым беспроволочным телеграфом системы Маркони, а имевшиеся на борту два оператора связи дежурили 24 часа в сутки. В воскресенье, 14 апреля, на пятый день плавания, "Титаник" получил пять различных предупреждений о ледовой опасности, но капитану это было безразлично. Когда корабль развил скорость 22 узла, управляющий по судоходным линиям Дж. Брюс Исмэй заразился идеей прибытия в Нью-Йорк на день раньше расписания....
Роковая ночь
Ночью, 14 апреля, оператор связи Филипс был очень занят, рассылая пустые пассажирские сообщения в Кэйп Рэйс и Ньюфаундленд, откуда они затем должны были по эстафете перейти вглубь материка к их друзьям и родственникам. В эту ночь он получил шесть предупреждений о ледовой опасности, но не осознал, насколько близко "Титаник" подошел к этой опасности, и отложил сообщения, придавив их локтем как пресс-папье. Они так никогда и не попали в руки капитана Смита или кого-либо из офицеров на мостике.
По всем отчетам, ночь была необычно тихой и темной, безлунной, но освещваемой слабым свечением неба, полного звезд. Звезды так ярко сияли, что планету Юпитер (встающую тогда где-то над горизонтом), с огнями встречного судна.
Море было также необычно спокойным и тихим, "как стекло", говорил потом выжившие. Отсутствие волн еще больше затрудняло обнаружение айсбергов, потому что невозможно было увидеть характерную пену от волн по краям айсберга.
В 11:40, впередсмотрящий из корзины на мачте заметил впереди верхушку айсберга, что, надо заметить, затруднялось еще и тем, что ему на полагался бинокль. Он доложил на капитанский мостик и первый офицер Мэрдок отдал приказ "лево руля". Он просигналил в котельную также "самый полный назад". Корабль медленно поворачивался, но он был слишком велик, скорость была слишком большой, а айсберг был слишком близко...
Спустя 37 секунд, началась величайшая в истории морская катастрофа. В эту ночь героизма, ужаса и трагедии, 705 жизней были спасены, и 1502 человека погибло. И родилась легенда...
А спустя 82 года "Титаник" был отстроен в Голливуде заново и практически полностью, чтобы возродится и опять уйти на дно Атлантического океана, унося с собой кусочек нашего сердца.
Примечание.
1 дюйм ~ 2,5 см
1 фут ~ 0,3 метра
1 миля = 1,852 км
1 узел =1 миля в час ~ 1,852 км/ч
1 градус по Цельсию = 5/9*(F - 32), где F -
температура в градусах по Фаренгейту
Это не ошибка, и не одноименный ширпотреб,
который нам недавно демонстрировало ОРТ!
|