РОСТОВУ-НА-ДОНУ - 250
Юрий Залунин,
главный архитектор института
Ростовгражданпроект

Архитектурный oблик Ростова в XХI веке

а пороге 21 века большая часть горожан и значительное число специалистов, архитекторов-градостроителей задумываются над вопросом: каким же будет наш город через 10-20-50 лет. Облик города определяют 2 элемента - жилая застройка и общественные центры. Если по жилью у нас, архитекторов, есть какая-то ясность, хотя бы в количественных показателях, то общественные центры это в значительной степени "терра-инкогнито", особенно в новых экономических условиях. Прежде всего, ясно, что общественные центры должны быть размещены на территории системно, иметь иерархическую соподчиненность между собой, нести функциональную и архитектурно-художественную нагрузку.
          В Генеральном плане города система общественных центров была прорисована достаточно четко, имела три уровня и отражала по своей сути систему социально-экономических ценностей того периода. Первый уровень, как правило, относится к повседневному обслуживанию и включает школу, детский сад и ряд небольших учреждений торговли и культурно-бытового обслуживания. Этот уровень обслуживания был в наибольшей степени реализован и функционирует в большей части построенных микрорайонов. Однако по мере развития города, мы стали понимать, что даже этот уровень может иметь различные объемно-пространственные решения. Жизнь подсказывала, что центры микрорайонов не должны заполняться штучными объектами, их необходимо кооперировать, обеспечивать их функционирование в непрерывном режиме для обслуживания всех категорий населения (детский сад - школа - клуб). Этому препятствовала существовавшая система отраслевого финансирования и администрирования. На практике с новыми подходами удалось реализовать только один микрорайонный центр в военном городке на ул. Таганрогской. В последующем, при развитии города и строительстве новых жилых районов (район "Госуниверситета", Темерницкий жилой район, массив по ул. Штахановского - Вятская, а также Северный жилой район), необходимо завершить формирование общественных центров первого уровня. При этом система общественных центров микрорайонного (первого) уровня должна быть более динамичной, разветвленной и разнообразной по видам обслуживания.
          Расчетные показатели этого уровня обслуживания не должны быть жестко закреплены, а исходить из реальных потребностей населения. Особенно это касается детских садов, объектов обслуживания инвалидов и мало мобильных групп населения, реабилитационных центров и пр. С моей точки зрения муниципалитет должен обзавестись собственной нормативной базой минимальной обеспеченности всех возрастных групп населения объектами социальной инфраструктуры. В этом деле нельзя полагаться ни на рыночные условия, ни на мифических спонсоров и меценатов, это прямая обязанность муниципалитета.
          Система общественных центров жилых и планировочных районов - наиболее отсталое звено в обслуживании населения. При формировании этой системы в ее основу может быть положен принцип коммерциализации и самофинансирования, при условии благоприятного инвестиционного и налогового климата. В этой системе для нас наибольшую ценность представляет общегородской центр, центры Северного и Западного жилых массивов, а также центры новых жилых районов (Госуниверситета, Военведа, Темерницкого), а также складывающихся малоэтажных районов "Декоративные культуры" и район, севернее ул. Орбитальной.
          Территориальное, пространственное развитие этой системы центров должно быть закреплено в схеме функционального зонирования города, которую пока не имеем. Могут сказать, что на это нет средств. Однако, если подойти к решению этой проблемы нетрадиционно, то средства найдутся. Разве нельзя институт освободить от местных налогов и федеральных, зачисляемых в местный бюджет, и взамен этого получить градостроительно грамотный документ, который позволит целенаправленно формировать этот уровень обслуживания.
          Город должен обеспечить приоритетность развития общегородского центра. Разве допустимо, спрашиваю я себя, чтобы Театр Музыкальной комедии въехал недостроенной коробкой в 21 век. С моей точки зрения, часть помещений Театра должна быть предложена инвесторам, и эти средства могут быть использованы как стартовый капитал при завершении строительства этого классического долгостроя. Не украшает город и забор еще одного долгостроя на площади Гагарина. Независимо от каких-либо пристрастий, мы должны признать, что земля в этом районе города золотая и может эффективно пополнять городской бюджет. Проекты-идеи по освоению этой территории есть. На пороге 21 века, надеюсь, мы посетим построенный здесь Супермаркет, первый в Ростове, увидим уже строящийся Деловой центр. Не менее ценный участок имеется и на ул. Текучева. Тут мы сталкиваемся с новой, реальной проблемой изменения целевого назначения участка. Закрывшееся, отжившее свой век, неоднократно амортизированное предприятие должно уступить место для возведения крупного градостроительного комплекса жилых и общественных объектов.
          Ценный в градостроительном плане участок размещается на проспекте Буденновском в районе сквера им. Маяковского, на котором в ближайшее время развернется строительство ансамбля зданий первого в Ростове бизнес-центра, отвечающего европейским стандартам. Строительство этого центра не только коммерчески эффективное предприятие, но и социально значимое явление в жизни города. Город, не тратя и рубля, улучшит жилищные условия нескольких десятков семей.
          Неэффективно используется и расположенный по диагонали участок склада и гаража СКБО, площадь которого больше гектара. Используя существующие здесь строения (кстати, являющиеся памятниками архитектуры) без большого дополнительного строительства город может получить крупный неординарный торговый центр. Доходы сами потекут в городской бюджет, необходим только конструктивный диалог города, СКВО и архитекторов. В этом диалоге не будет обделенных и побежденных, будут только победители - жители города. Можно перечислить много подобных проектов и идей. Среди них застройка ул. Сиверса в районе автовокзала.
          Крупный градостроительный ансамбль жилых и общественных зданий сформирует новый облик этой части города (своего рода визитной карточки центра), достойной 21 века. Не могу не остановиться еще на одной проблеме - это реабили-тация территорий, когда-то бывших окраин города, а ныне располо-женных практически в его центре. Это территории, расположенные вдоль железной дороги (улиц Нансена, Сиверса, Менжинского, Российская), включая захламленные склоны балок Безымянная, Кизитеринка, реки Темерник. Здесь хватит места для одного крупного общественного комплекса. Реализация этой идеи даст значительный в масштабах города градостроительный социально-экономический и экологический эффект. Начало этой великой программы связывается в моем понимании с возрождением роли института "Ростовгражданпроект" в осуществлении градостроительной политики.

Назад

Тематические ссылки:

Официальный сервер Ростова-на-Дону

Виртуальная выставка Сергея Наумова [англ]


№ 4 (10) 22 марта 1999 г. Вернуться в содержание