РОСТОВУ-НА-ДОНУ - 250
Михаил Чернышев,
Мэр г. Ростова-на-Дону

О концепции развития города Ростова-на-Дону в XXI веке

еографическое положение Ростова-на-Дону, позиции, занимаемые городом в региональной системе расселения, диктуют приоритетность реализации двух базовых градоформирующих функций: коммуникационной (определяющей роль города как транспортно-торгового и финансового узла, места "диалога"различных этнических культур и т.п.) и инфраструктурной, связанной с локализацией в городе институтов, обеспечивающих регионально значимые аспекты культурного воспроизводства (высшее образование, наука и т.п.), а также общегосударственные интересы на Юге России (управление вооруженными силами, таможенными службами и т.п.).
          Лидируя в региональной системе расселения по своему социально-демографическому потенциалу, целому ряду иных параметров и характеристик, Ростов-на-Дону выступает естественным фактором территориальной консолидации. В этой связи динамизм развития нашего города, его социально-экономическое благополучие - это не только местный, но и общероссийский приоритет.
          Одной из основных задач администрации города в этой связи является проведение целенаправленной политики, развивающей преимущества геополитического положения Ростова-на-Дону, нацеленной на создание позитивного имиджа города, формирование безопасности во всех отношениях городской среды.
          Приоритетно для города и развития многокомпонентных связей в пределах Ростовской агломерации, представляющей собой крупнейший на Юге России "сгусток" населения, производственных мощностей, инфраструктуры, наиболее емкий в регионе рынок товаров, финансов, рабочей силы и услуг.
          Однако, перечисленные приоритеты отражают лишь наши пожелания относительно будущего облика и функционального содержания города. Они не дают ответа на такие вопросы: какова же в деталях наилучшая из возможных моделей города в будущем, каков наиболее эффективный путь перехода к такой модели, какими ресурсами мы обладаем для регулирования естественных процессов в городской системе и на сколько эти процессы соответствуют целевой модели?
          Анализируя варианты, мы в качестве отправных точек выбрали проблемы, с которыми сталкиваются различные слои населения в самых разнообразных сферах жизнедеятельности. Имея информацию о существующей ситуации в городской системе и соответствующую классификацию проблем легко получить образ идеальной модели города.
          Но эта модель сама по себе имеет небольшую практическую ценность. Всем и так ясно, что необходимо стремиться к улучшению экологической обстановки, повышению качества услуг здравоохранения, проводить реконструкцию центра города и осваивать его окраины.
          Самым сложным является поиск и практическая реализация механизмов достижения целей в условиях несовершенного законодательства и ограниченных финансовых ресурсов. Таким образом, мы пришли к необходимости, с одной стороны, предъявлять повышенные требования к качеству управленческих решений, с другой стороны, выделить в отдельную задачу, требующую постоянного внимания, разработку и реализацию мероприятий по развитию финансового потенциала города, обеспечивающего прирост дефицитных ресурсов - основы эффективного управления естественными процессами. Другими словами, пришлось несколько сменить акценты от того, как поделить небольшой пирог и максимально им насытиться, к тому, как этот пирог испечь.
          Безусловно, проблемы решаются не только деньгами, но без денег ни одной проблемы не решить. Поэтому, задача развития и стимулирования инвестиционных процессов, дающих городу рабочие места, налоги и повышение доходов населения - одна из важнейших задач администрации города на многие годы вперед.
          Город - это саморазвивающаяся система. Для нас представляется крайне важным, во-первых, четкое осознание происходящих в этой системе естественных процессов, во-вторых, определение как точек ограничения этих процессов, так и точек их стимулирования согласно избранной нами модели той или иной сферы городской жизни. При этом мы стараемся придерживаться принципа максимальной коррекции процесса при минимальном воздействии, так как любое воздействие, в конечном итоге, требует денег.
          Основным двигателем саморазвития города в настоящее время является частная инициатива наряду с деятельностью регулирующих органов, в том числе администрации города. Частная инициатива - как бритва: может гладко выбрить, а может и порезать, может привести к криминализации и монополизации экономики, но может послужить толчком к развитию производства и повышению благосостояния ростовчан.
          Задача органов муниципальной власти - обеспечить жесткий коридор: невыносимые условия для незаконного бизнеса и благоприятную среду для законопослушного предпринимателя и, прежде всего, товаропроизводителя. Вот в чем мы видим основу для роста благосостояния ростовчан, роста доходов бюджета и, следовательно, возможностей для осуществления необходимых социальных программ, а также многочисленных проектов в сфере городского хозяйства.
          На стратегии администрации города в отношении стимулирования благоприятных для городской экономики процессов хочу остановиться особо.
          В 21 веке основу экономики города, по нашему мнению, будут определять три естественные с политической, природной и географической точек зрения составляющие: банковский бизнес - следствие усиления роли Ростова как политического (а значит и финансового) центра; торговля - Ростов из года в год наращивает обороты как перевалочная база между Азией и Европой; пищевая промышленность и сельхозмашиностроение, что определяется преимуществами города, связанными с аграрной спецификой региона в целом.
          Однако в ближайшей перспективе мы намерены особое внимание уделить именно промышленному производству. Делать ставку на развитие банковского бизнеса уже сейчас - рановато, не созрели условия. Торговля не требует особой поддержки, так как и без того развивается бурными темпами, отвлекая финансовые и людские ресурсы от промышленного производства: в настоящее время численность занятых в торговом секторе практически сравнялась с численностью занятых на производстве. А вот промышленность, в том числе строительный сектор, - это основа стабильной занятости и доходов бюджета, сфера первостепенного внимания.
          На сегодняшний день около тридцати процентов ростовских промышленных предприятий находятся в крайне тяжелом финансовом положении, причем руководство значительной части этих предприятий не имеет ни ресурсов для структуризации, ни плана выхода из кризиса. Используя возможности, предоставленные муниципальным образованиям новым законом "О банкротстве" городские власти намерены стимулировать передачу этих предприятий собственникам, способным обеспечить оздоровление производства, сохранить занятость, платить налоги.
          В отношении сильных и "выздоравливающих" предприятий администрация намерена сосредоточиться на трех важнейших функциях: защита и расширение рынка сбыта ростовских товаропроизводителей, снижение тарифов на энергоресурсы для повышения конкурентоспособности их продукции и исполнения информационно-посреднической роли в процессе развития межрегиональных связей для расширения контактов предприятий с потенциальными покупателями и инвесторами. Примерами реализации этих функций могут послужить: создание Ассоциации сотрудничества городов России и Украины, подписание торгово-экономических договоров с Харьковом, Донецком, создание инвестиционно-заемной системы с Москвой и многое другое.
          На пороге XXI века большая часть горожан и значительное число специалистов задумываются над вопросом: каким же будет наш город через 10-20-50 лет с архитектурно-градо-строительной точки зрения?
          В реализации градостроительной политики администрация отталкивается от хорошо известной среди ростовских архитекторов концепции общественных центров. Одним из наиболее удачных примеров реализации этой концепции служит микрорайонный центр в военном городке по ул. Таганрогской.
          Застройка улицы Сиверса в районе автовокзала может в будущем сформировать крупный градостроительный ансамбль жилых и общественных зданий, придав новый облик этой части города, превратившись в своего рода визитную карточку центра, достойную 21 века.
          Не могу не остановиться еще на одной проблеме - это реабилитация территорий, когда-то бывших окраин города, а ныне расположенных практически в его центре.
          Это территории, расположенные вдоль железной дороги (улиц Нансена, Сиверса, Менжинского, Российской), включая склоны балок Безымянная, Кизитеринка, реки Темерник.
          Здесь хватит места для целого общественного комплекса.С реализацией этой идеи мы связываем значительный в масштабах города градостроительный, социально-экономический и экологический эффект.
          Особое значение мы придаем развитию новых технологий в строительном комплексе. Понимая необходимость обновления технологической базы и внедрения прогрессивных методов строительства, Администрация пошла на существенное снижение нормативных отчислений для городских строительных организаций. Монолитное строительство, аллюминиевая опалубка, крышные котельные, внутридомовые очистительные системы, - внедрение всего этого - одна из основных задач уже сегодняшнего дня.
          В заключение хочу отметить, что, работая над образом нашего города в XXI веке, мы не должны впадать в пустое теоретизирование. Размышляя над тем, должны ли застраиваться такие-то участки по таким-то проектам и в такой-то срок, мы рискуем забыть о тех, кто все это будет финансировать и покупать. Именно спрос (в том числе и социальный, если речь идет о бюджетном финансировании) будет определять дальнейшие направления развития города. Поэтому главной задачей для нас является правильно спрогнозировать ход развития различных срезов городской системы и, сообща, оказывать влияния на определяющие процессы с точки зрения интересов ростовчан.
          Мы можем стимулировать или ограничивать строительство жилья в том или ином месте, строительство заводов, производящих продукцию по тем или иным технологиям, но мы не можем заставить людей строить или покупать жилье в конкретном месте, по конкретному проекту, мы не можем и не должны заставлять предпринимателя использовать ту или иную технологию. Люди, формирующие спрос, должны иметь свободу сами разобраться, какое жилье и какая продукция им по душе, а предприниматель - какая технология обеспечит лучшее качество при минимальной цене. Задать верное направление, вовлечь широкие слои населения в решение проблемы, обеспечить скоординированность действий, - вот то главное, на чем мы должны сосредоточить наши усилия.
          По сведениям экспертов, ни в одном городе, кроме Москвы система вовлечения частного капитала в жилищное строительство не развита настолько, насколько она развита в Ростове. А с падением процентной ставки перед нами откроются еще более широкие возможности в этой сфере. Наша задача - способствовать продвижению всего передового и прогрессивного, расчищать почву для естественного движения инвестиционных потоков с учетом необходимых, с точки зрения общегородских приоритетов, ограничений.

Назад

Тематические ссылки:

История Ростова-на-Дону

Виртуальная выставка Сергея Наумова


№ 5 [11] 2 апреля 1999 г. Вернуться в содержание