еперь попробуем проникнуть в содержание электронной сети. Оно состоит из массива текстов (иногда сопровождаемых простыми иллюстрациями), распределяемых по тематическим рубрикам, разделам, названным "эхо-конференциями". Они посвящены самым разным темам - политике, экономике, праву, культуре, искусству, медицине и т.п. Но больше всего "эхо-конференций" посвящены разным сторонам компьютерного дела - компьютерному оборудованию, программированию, играм, купле-продаже, поиску работы, предложению услуг и т.п. Число "эхо-конференций" в Фидо весьма велико (исчисляется многими сотнями) и постоянно изменяется: часть из них прекращают существование, почти ежедневно рождаются новые. Существует иерархия "эхо-конференций" - международные, региональные, городские и узловые. Деление это весьма условно. Речь в данном случае идет о хранении, расположении "эхо-конференций" - там, где они создавались. Распространение же ничем не ограничено: каждая из них может стать международной. Все зависит от подписки.
Система подписки на "эхо-конференции" практически ничем не отличается от подписки на периодические издания: на узле каждого из уровней существует набор "изданий", которые можно увидеть в "каталоге", называемом "биг-бондом". Каждый пользователь ("поинт") может заказать каталог "эх" (в таком склоненном виде термин тоже употребляется) и произвести подписку. Делается это за компьютером, при работе в сети. Если каталога "эх", имеющегося на узле, где приписан пользователь ("районное почтовое отделение"), недостаточно, можно обратиться в следующую, более высокую инстанцию ("главпочтамт" города, затем - столицы страны).
Конечно, для того, чтобы вся сеть работала, нужна профессиональная работа многих людей. Она и ведется, причем, в отличие от других сетей, только на общественных началах. Основная часть "фидошных" кадров такова. На низшей, но самой главной ступени - узле ("ноде") работает "сисоп" - "участковый почтальон" и его заместитель - "косисоп". Их обязанность - следить за поступлением электронной почты на базовый компьютер "ноды" и раздачей ее по свои поинтам.
На уровне города существует координатор сети Фидо, который следит за распределением почты по "нодам", получением информации от них и передачей, при необходимости, на более высокий уровень. Есть координаторы на уровне региона, страны, континента - руководители узлов разных уровней, составляющих сеть.
Необходимо остановиться на описании некоторых типичных "эхо-конференций" и проникнуть в характер информации. Одна из них называется "Психология" (в сети обозначается английским термином, как, впрочем, и все остальные). В ней участвуют специалисты-психологи и люди, интересующиеся психологией. Каждая публикация имеет стандартное оформление, заложенное в программе, и сопровождается рядом сведений (понятие, близкое к издательскому термину "выходные сведения"). В заставке в начале текста - название "эхо-конференции" на английском языке, порядковый номер публикации внутри нее, имя отправителя с его электронным адресом и имя адресата. Конкретное имя адресата не означает личной окраски послания (для этого существует личная почта), это диалог в присутствии всех читателей - подписчиков данной "эхи". Если же публикация не связана с чьми-то высказываниями, то адресат обозначается словом "All", что означает - "всем" (то есть, всем читателям "эхи"). В заставке также проставляются две даты публикации (число, месяц, год, день недели, час, минуты) - время отправления текста автором и время реального выхода публикации в компьютерный эфир. Разница между этими цифрами и составляет длительность доставки электронной почты к читателю. Она зависит от продолжительности установки связи при выходе информации от автора и получении ее читателем, а также от задержек на узлах связи. Время доставки колеблется от нескольких минут до нескольких дней, но в среднем для регулярно работающих людей составляет один-два дня.
Наконец, в заставке присутствует тема - Subj. В русском варианте термин "сабж" употребляется для сокращения текста. (Например, в заставке против Subj - "Требуется программист со стажем работы не менее 5 лет", а в тексте послания взамен этого выражения используется лишь слово "сабж"). В содержательном же смысле "сабжи" - это набор локальных тем внутри "эхо-конференций". Так, в вышеупомянутой "Психологии" ("PSYCHOLOGY") можно встретить темы на любой вкус. Больше всего тем профессиональных, например: "Воздействие цвета на человека", "Воздействие музыки на психику", "Социодиагностика у детей", "Саентология и дианетика", "Тесты на соционический тип". Естественно, принимают участие в разговоре все подписчики "эхи", не только профессиональные психологи, но также и люди, ею интересующиеся, и люди, нуждающиеся в помощи психологов и психотерапевтов. Но есть уровень и более популярный - "Опыты с мозгами", "Интерес к жизни", "Нежность", "Депрессия", "Лень", "Русские Карнеги". Есть просто сабжи-объявления, например: "Семинар-тренинг по эриксонианскому гипнозу".
В сети Фидо немало религиозных "эхо-конференций". Одна из них - "Христианство" (в сети обозначается как RU.CHRISTIANITI) содержит "сабжи" самого разного направления и масштаба, в том числе: богословские - "Толкование", "Одна ночь в пустыне святой горы", "Кто есть христианин"; философские, культурологические - "Жизнь после смерти", "Медитация", "Традиции духовного стиха"; познавательные - "Христи-анская музыка", "Христианский рок", "Американский бог", "Церкви".
Эхо-конференция "Книги" (SU.BOOKS) посвящена обсуждению книг, главным образом, современных. Рассуждения, а иногда и довольно продолжительные дискуссии, касаются самых разных аспектов опубликованных произведений, их авторов и героев. Соответственно этому формулируются и "сабжи": "Незнайка на Луне", "Мария Семеновна", "Дюралевое небо", "Крапивин", "В.Суворов", "Шевченко", "Виктория Токарева", "Лукья-ненко", "Карлос Кастанеда", "Игорь Бунич. "Гроза", "Толкин и толки-нутые", "Плащаница", "Косяк в Илиаде", "Писатель всегда в ответе...", "Виртуальность образов", "Вопрос к сильным мира сего", "Читать нечего" и т.п.
Одна из самых распространенных по числу участников и публикаций "эхо-конференций" - "Анти-АТС" ("RU. ANTI-ATS") посвящена актуальным проблемам отношений всех пользователей электронных сетей, в первую очередь - фидошников со связистами. Поскольку телефонная связь - самое главное и необходимое условие существования сети, единственное, не зависящее от них, сетевики много и заинтересованно, часто эмоционально обсуждают многие проблемы, связанные с предоставлением им услуг телефонными станциями. Конфликтный характер отношений связистов и сетевиков, заложенный уже в самом названии "эхо-конференции", объяс-няется двумя главными причинами. Первая заключается в том, что для успешной работы в сетях, соответствующей по уровню мировым стандартам, крайне необходимо высокое качество связи, которое в настоящее время никакие телефонные компании предоставить не могут. Программисты могут обеспечить самый высокий уровень интеллектуального ком-пьютерного общения, но реализовать его не в состоянии вследствие низких скоростей передачи информации, помех, обрывов на линии во время сеансов связи и т.п. Вторая причина конфликта - в ожидаемом и неизбежном повышении платы за телефонные услуги. Особенную остроту эта проблема приобрела с намечаемым введением повременной оплаты. Ввиду того, что пользователи электронных сетей занимают линии связи длительное время, резкое возрастание платы за телефонные услуги, непосильное для большинства сетевиков, неизбежно и может привести к значительному сокращению пользователей в стране. Поэтому среди тем ("сабжей") данной "эхи" самые популярные - "повременка", "поинтовка протеста", "митинг протеста 20 декабря", "17 февраля в Москве снова состоится митинг", "МГТС - делить/не делить" и т.п. Здесь же помещаются и обсуждаются публикации в печатной прессе, например: "Статья из АиФ", "Статья в МК 03.03.98" и т. п. Помещаются и обсуждаются также официальные документы, например: "Постановление №1235", "Протокол слушаний в Мосгордуме", "Постановление правительства Москвы" и т.п. Постоянно обсуждаются многие техни-ческие вопросы телефонной связи, в которых часто принимают участие специалисты по связи. Примеры "сабжей": "Блокиратор", "Тоновый набор", "Вклинивание в чужой разговор", "Завышенный уровень сигнала в линии", "Как распараллелить телефон", "Кстати об АОНах" и т.п.
Фидошники очень бережно относятся к своей истории. Особенно это касается старшего поколения, "отцов-основателей", которые участвовали в самом начале процесса рождения и совершенствования сети. Теперь, с высоты своего немолодого, с точки зрения фидошной массы, возраста (от 30 до 40 лет; возглас удивленного отрока: "прямо какие-то дедушки собрались!"), они делятся воспоминаниями и отвечают на вопросы начинающих сетевиков. Это происходит в специально для этого созданной "эхо-конференции" - "История Фидо" (FIDONET HISTORY). Один из постоянных "сабжей" в данной "эхе" называется "FAG Robot". Здесь постоянно находится периодически обновляемый блок основных исторических данных, которые пользуются наибольшей популярностью среди читателей-пользователей. К такой информации относятся сведения о самых первых станциях Фидо в России, в Москве и в других городах, о создании популярных "эхо-конференций", о людях - программистах, организаторах, координаторах сети, о возрасте фидошников, о женщинах - пользователях Фидо, о символах и других отличительных элементах принадлежности к Fidonet и т.п. Обсуждаются публикации в СМИ о Фидо, друзья и враги сети (их имена выносятся в тематику обсуждений).
"Эхо-конференция" под названием "Дятлов" (RU.DJATLOV), по фамилии одного из ее организаторов, как сказано в правилах, предназначена для передачи новостей телепрограммы "Времечко", выходящей на московском канале "ТВ-центр". Основную часть публикаций составляет поток новостей известных информационных агентств "ИТАР-ТАСС", "Интерфакс", "ИМА-пресс", транслируемых через сервер "NewsRobot". Одно или несколько сблокированных сообщений сопровождаются "сабжами" телеграфного характера, в которых обозначены либо первые слова из текста сооб-щения ( "Московский планетарий поставят на платформу...", "Юрий Лужков - почетный спасатель города Москвы...", "Изобличен в хищении более 1 млрд рублей один из руководителей...", "Супруги из Свердловской области хотели продать в Москве своего ребенка..."), либо ключевые слова ("Россия-президент-указ-памятник", "Россия-пресса-АТВ-премия", "Россия-культура-самовары-коллекция").
"Эхо-конференции" постоянно обновляются: одни прекращают существование, другие видоменяют название и тематику, создаются новые (как правило, после предварительного обсуждения). Так что поинтам надо внимательно следить за биг-бондом.
Назад
|
Тематические ссылки:
|