МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ
Георгий Нерсесов

В поисках утраченного времени

скусство конца ХХ века, объединённое термином "пост модерн", окончательно и бесповоротно размывшее границы самого понятия "искусство", направленное на саморазрушение во имя создания инновационных направлений, синтезирующее в себе многочисленные достижения предыдущих нескольких тысячелетий истории человечества, подвергнутые текстуальной, либо иной форме фиксации и, одновременно, едва ли не в большей степени, апеллирующее к архетическим, то есть лежащим в основе нашего бессознательного, категориям, требуют неоднозначного, сложного и многоуровнего восприятия.
          Всё, подразумеваемое под "искусством конца ХХ века" и наиболее полно отражающее "дух времени", так или иначе, характеризуется подрывом веры в "великие истории", легитимирующие знание и служащие средством оправдания современного общества. Под сомнения ставятся все основные "определители" современного "общественного", все эстетические и этические категории. Отметая всё это, объединяющее представление о современности как некой целостности, художник (в наиболее широком смысле этого слова) "рисует" свою действительность: "текст, который он пишет, произведение, которое он создает, в принципе не подчиняется заранее установленным правилам, им нельзя вынести окончательный приговор, применяя к ним общеизвестные критерии оценки. Художник и писатель, следовательно, работают без правил, их цель и состоит в том, чтобы сформулировать правила того, что ещё только должно быть создано. Это очень важный момент, способствующий "пониманию" различных областей современного искусства. Слово "понимание" взято в кавычки, так как оно не очень употребимо в отношении восприятия современного искусства, подразумевающего полное или частичное "непонимание".
          То, что абстрактнейшим из искусств является музыка, известно давно. Звук, пожалуй, наиболее независимое от рационалистических установок человеческого разума художественно- выразительное средство.
          Музыка, даже во время засилья узко-логических представлений о мире и искусстве, характеризовалось невероятной внутренней свободой, абстрактностью и невозможностью жесткого контроля со стороны человека. В ещё большей степени это относится к музыке современной - синкретическому искусству, воплощающему в себе поэзию, звуковую архитектуру, использующему последние достижения кибернетики и древние звуковые ритуалы, экспериментирующему с классическим наследием и нынешним мэйнстримом.
          Сейчас уже трудно доподлинно установить, когда это всё началось, но музыка изначально, по-видимому, была непосредственно связана с культовыми действиями. Ещё задолго до изобретения нот и каких- то законов жизнь человека была окружена таинствами звуковых ритуалов. С помощью ритмичной музыки и наркотиков шаманы вводили себя в транс, общаясь с духами. И к концу ХХ века музыка, претерпев огромное количество метаморфоз, возвратилась к своим ритуально- культовым корням, переосмысленным в духе эпохи "пост современности" и новых фантастических возможностей цифровых технологий.
          Уже в самом начале века музыка начала подвергаться удивительным и весьма плодородным мутациям. "Футуризм" вторгся в область музыки. В специальном манифесте, выпущенном в Милане в 1911 году, футуристы объявили своей задачей "выразить музыкальную душу толпы, больших промышленных складов, поездов, крейсеров, авто и аэро. Наконец, прибавить к огромным доминирующим мотивам музыкальной поэмы восхваление Машины и триумф Электричества". Для новых целей потребовались новые, "немузыкальные" инструменты. Свистки, ящики, сковородки, кастрюли стали источниками брюитистской (от франц. Bruit- шум) музыки футуристов. Был даже сконструирован специальный весьма сложный "немузыкальный" инструмент, названный "шумогармоникой".
          Брюитическая музыка была заимствована у футуристов другим заметнейшим радикально-авангардистским течением начала века - дадаизмом. Эти скандальные и мало кем серьёзно воспринятые тогда "немузыкальные" акции имели широчайший резонанс впоследствии и оказали сильнейшее воздействие на развитие "андеграундной" музыки всего ХХ века.

[Продолжение следует...]

Назад

Тематические ссылки:

Архив русской классической музыки

"Музыка и технология" Андрея Родионова

Русская музыка на Западе


№ 5 [11] 2 апреля 1999 г. Вернуться в содержание