РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Юлия Самойленко

Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века

осле 1975 года в США стали преобладать волны FM, которые рассчитаны на небольшие расстояния в отличие от волн АМ, но имеют лучшие звуковые качества - четкость и слышимость. Поэтому в конце 1970-х - начале 1980-х годов возрастает число городов ( таких, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес) могли работать до 46 радиоточек. В этот же период стали появляться специализированные радиостанции - новостные, музыкальные, религиозные, спортивные и даже с музыкой одного Элвиса Пресли (г.Цинциннатти). Таким образом, технология также влияла на структуру и тематику радиопрограмм.
           Радиостанции стали отличаться друг от друга своим "форматом", т.е. типом транслируемых программ. Формат и привлекает определенную часть слушателей, подчеркивает стиль радиостанции, насчитывая на людей разных категорий. Специалисты выделяют четыре основных вида радио форматов: разговорный (all-talk), новостной (all-news), музыкальный (all-music), этнический (all-ethnic). Американский слушатель настраивается на определенную станцию потому, что ему известна специализация станции. Успех предопределяется верностью избранному формату (пусть даже на короткий период).
           Три четверти того, что звучит в американском эфире, приходится на музыкальные передачи (all-music radio). Это самая большая категория радиостанций. В конце 1980-х наиболее популярными были современное Радио для деловых людей и Хит-Радио. Первые старались привлечь публику в возрасте 35-55 лет. Акцент делается на ретро музыку. В часы вождения (6 - 10 утра, 16 - 19 вечера) внимание уделялось также погоде, сводкам новостей.
           Хит-радио слушает молодежь до 25 лет. Работают эти станции по принципу: "меньше разговоров, больше музыки". Популярен в основном среди женщин 25- 45 лет. Слушатели радио "кантри" - фермеры, сельские жители и городские любители народных мелодий. Около 10 миллионов слушателей 35- 65 лет. All- talk radio возникло как альтернатива крикливым программам ди-джеев. Основной принцип этих станций - беседы, интервью с известными гостями, которые отвечают на вопросы слушателей по телефону. Перебивками служат новости, погода, дорожные происшествия. В отличие от музыкальных станций, которые не требуют от слушателя особого внимания, "all- talk radio" призывает свою аудиторию сосредоточиться на их беседах. Иногда радио ведущие прибегают к приему "шокирования" публики, когда скандальные личности в студии обсуждают запретные темы. Однако, это не вызывает восторга у слушателей и подобные эффекты считаются низкопробными. Напротив, нравственные религиозные программы пользуются большой популярностью.
           На станциях "новостного" формата (all- news radio) в течение всего дня непрерывно передает информацию о международных, государственных и местных событиях. Основная аудитория информационного радио - мужчины в возрасте 25- 55 лет. В конце 1980-х - начале 1990-х на этих станциях вводятся новшества. Например, радио New-York City обратилось к спортивному жанру, Radio California круглосуточно вещает финансовые новости и беседы с экономистами и политиками страны.
           "Этнический" формат (ethnik-radio) предназначен для слушателей определенной расы или нации. В США около 165 станций для черных, 160 - испаноязычных, более 30- для других этнических групп.
           Представляет интерес тематика передач радио "Голос Америки" на русском языке. В будни вещание начинается с программы ведущего Люсьена Фикса, который рассказывает о выдающихся американских деятелях, "листает" страницы истории Соединенных Штатов, передает новости. В 8 утра в студию приглашаются политические деятели страны для участия в передаче "Круглый стол", экономисты обсуждают основы управления в Америке. Около 9 утра вы можете получить полезную информацию , прослушав "Беседы с юристом" или "Медицинский обзор". Далее в программах "Как созидалась нация", "Американская семья", "Жизнь в США" слушатель иностранец узнает об образе жизни, достоинствах и моральных устоях американцев. Каждые полчаса перебиваются сводками новостей, сообщениями о спортивных событиях и прогнозом погоды. В воскресные и выходные дни утренние программы посвящены религии, экологии, образу еврейской жизни. В полдень можно узнать о новостях в мире кино, книг, телевидения. Остальное время эфира заполнено музыкой самых разных направлений.
           Помимо радиостанций данных четырех форматов в Соединенных Штатах существуют и некоммерческие образовательные станции, источниками финансирования которых являются различные институты, колледжи. Программы им обеспечивают две сети- Национальное Общественное радио (NPR) и Американское Общественное радио (APR). NPR передает программы почти 300 филиалам по всей стране.
           Ознакомившись с типами радиовещания в США, мы пришли к выводу, что в стране существует разнообразие жанров, стилей и направлений передач. Зависит определенная специализация станции от аудитории, на которую рассчитывает ее владелец или менеджер. Радио вновь обретает былую силу и популярность благодаря своей доступности и оперативности. Радио не заставляет человека отрываться от дел и полностью концентрироваться на слушании какой- то передачи, как, например, телевидение или газеты. Благодаря своим специфическим особенностям радио первым сообщает новости, которые затем уже анализируют газеты и подробнее представляет телевидение. Если говорить о популярности определенного формата, то большая аудитория у информационно-музыкальных станций. Именно поэтому новые станции выбирают данный формат.

Назад

ОРТ

Радио "Голос России"

"Радио Балтика"

"НТВ"

Радио "Эхо Москвы"


№ 6 [12] 16 апреля 1999 г. Вернуться в содержание