ТВОРЧЕСТВО
Алена Скрынникова,
студентка 2 курса отделения журналистики РГУ

Дети творят чудеса

Алена Скрынникова

бластной центр технического творчества учащихся - небольшое двухэтажное, довольно невзрачное здание, вход в которое находится совершенно не с той стороны, где ему полагается быть. Надо обойти его кругом, чтобы обнаружить этот самый вход. Рядом с левой стороны (если стоишь перед входом) что-то пристраивается. Да, впечатление не из лучших… Но как вы думаете, что же в нем, в этом центре, меня поразило и заинтересовало? Это произведения искусства (да-да, именно так ), созданные детьми. Но прежде чем до них добраться, я решила поговорить с Ириной Викторовной Беловой, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, и узнать подробнее о самом ОЦТТУ.

- Ирина Викторовна, чем занимается Ваше учреждение?
- Это учреждение дополнительного образования детей и подростков, которое имеет научно-техническое направление. В центре существует несколько так называемых лабораторий: лаборатория судомоделирования - разработка чертежей и конструирование судомоделей стендовых и действующих до радиоуправляемых моделей, также сюда входит участие в областных спортивно-технических и российских соревнованиях; лаборатория автомоделирования - разработка чертежей и изготовление автомоделей до радиоуправляемых, участие в областных и российских соревнованиях; автомодельная лаборатория (радиоуправляемые модели ) - конструирование автоуправляемых моделей и участия в соревнованиях(спортивно-игровое зрелище); картинг - спортивные гоночные автомобили для детей и подростков, конструирование и ремонт картов, соревнования на них; радиоконструирование и радиосвязь - различные радиоприборы , навыки работы на радио станции(от простых мультивибраторов до радиоприемников различных конструкций); информатика - для учащихся 1-11кл. - развивает и продолжает основной курс школьной программы, а также дает возможность старшим школьникам выходить со своими работами на высокий уровень (региональный тур "шаг в будущее"); начальное техническое моделирование (от 1 до 3 кл.) - начало знакомства с чертежами, развертками поделок, изготовление действующей механической игрушки; и, наконец, лаборатория декоративно прикладного творчества - суда входит папье-маше, роспись по дереву (гжель и хохлома), и фигурки казаков в национальной одежде различных эпох.

- Когда был основан ваш центр?
- В 1927 году, но тогда это были еще станции юных техников.

- Как сюда приходят дети?
- Некоторых приводят друзья, кто-то приходит сам, а многих приводят родители, которые когда-то сами здесь занимались. У нас есть даже, так сказать, династия преподавателей Калмыковых, у которой стаж более 100 лет. Сейчас из них работают здесь отец, сын и его жена.

- Что вы можете сказать, как преподаватель, о том, как изменились дети за последние годы?
- Безусловно, дети изменились, им стало труднее определиться в жизни. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, создающая психологическую неуверенность, а наш центр позволяет преодолеть этот барьер за счет приобретения каких-то навыков, опыта общения.

- Есть ли какие-то льготы для ваших выпускников при поступлении в ВУЗ?
- Да, это льготы для участников олимпиад и победителей конкурсов. Вот, например, Всеволод Корянов в январе 1999 года стал лауреатом 27-го Всероссийского конкурса "КОСМОС" и был принят без экзаменов в МГПУ им. Баумана.

- Сколько у вас занимается детей?
- Около тысячи и на них приходится 17 педагогов дополнительного образования, которых готовит РГПУ. Дети занимаются от 4-х до 9 часов в неделю.

- Сколько вы здесь работаете?
- Я работаю мало - всего два года. На выбор этой профессии повлияло то, что в детстве я тоже занималась в этом центре.

- Ну и как, интересная это работа?
- Работа очень интересная, хотя по сути своей инициативная, так как зарплата очень маленькая. Но изюминка заключается в том, что преподаватель получает удовлетворение, когда ребенок реализовывает свои способности, так как он способствует этому.

- На что существует центр?
- Частично финансируется учредителем - Министерством общего образования. Иногда помогают отдельные родители. Мы будем очень благодарны, если бы через вашу газету нашелся бы спонсор, который согласился бы нам помочь.

- Каково положение центра на сегодняшний день?
- Центр - дело перспективное, но, к сожалению, государство этого не понимает. Дети - это живая часть населения, которая будет реализовывать свои таланты. Мы востребованы, так как дети заинтересованы приходить к нам. Занятия с детьми - благополучное положение в обществе, и государству выгоднее вкладывать деньги в нас, чем в исправительные учреждения.


          Разговор оказался интересным и заинтриговал меня еще больше. Неужели дети делают сами радиоуправляемые приборы, действующие корабли, самолеты и ракеты?
          Оказалось, что да.
          Сначала меня провели по всем лабораториям, и я смогла увидеть макеты будущих кораблей, которые, кстати, были довольно внушительных размеров, по сравнению с обычными детскими игрушками. В другой лаборатории были повсюду развешаны самолеты, крылья которых сделаны из полиэтилена и создавалось впечатление какой-то неземной атмосферы, так как самолетов было очень-очень много. Наконец, мы добрались до лаборатории, где занимались девочки. Ну, думаю, слава Богу, уж тут меня ничем не удивить, потому что в детстве сама занималась в разных кружках. Но не тут то было… То, что творят эти девочки, не каждой взрослой женщине под силу. Нет, здесь совсем не вундеркинды, просто преподаватели очень талантливые и очень заинтересованные дети.
           После осмотра лабораторий меня повели на выставку. Здесь мое удивление и сознание собственного неумения достигло критической точки, мой словарный запас иссяк, и на рассказ Ирины Викторовны я могла только кивать головой, ахая и думая про себя: "Господи, как могут эти шедевры создавать маленькие дети?"
          Выставка представляет собой два зала - технический и зал декоративно прикладного творчества. В первом были действующие модели самолетов, ракет, подводных лодок, байдарок, космических кораблей, а также огромное количество разных приборов, среди которых были и приемники, и установка для цветомузыки, и переговорные устройства, некоторые из них имели при себе табличку: "Не имеет аналогов". Но больше всего мне почему-то запомнился прибор для лечения ожогов, который тоже изобрели дети.
          Окончательно поразил мое воображение второй зал. В нем находились действительно шедевры искусства. Тут были и шкатулки, расписанные детьми, и пасхальные яйца, на которых, кстати, рисунок очень миниатюрный, но очень красивый, и резьба по дереву, и фигурки казаков из папье-маше, и картины, сделанные из бисера, теста, соломки и т.д., причем для всех этих шедевров использовался совершенно, казалось бы, обычный материал: тесто, пустые бутылки, кусочки стекла, дощечки и многое другое.
          Естественно, после того, что я увидела, мне захотелось поговорить с самими этими волшебниками: как они здесь оказались, что их сюда привело?

- Как вы здесь оказались?
Надя Носова(13 лет):
- Меня сюда подруга привела два года назад, и мне здесь понравилось.
Чернышев Виталик(16 лет):
- А меня отец, он здесь в детстве занимался.
- А как вы думаете, пригодится вам это в будущем?
Лена Пчелкина(12 лет):
- Конечно, ведь я смогу делать такие вещи, которые надо было бы покупать.
- Связываете вы ли свою будущую профессию со своим увлечением?
Чернышев Виталик:
- Безусловно, я, например, собираюсь поступать в университет путей сообщения.

          А Павел Дмитриевич Макаренко, преподаватель, сообщил мне такой интересный факт: очень многие дети переносят свое детское увлечение во взрослую жизнь и выбирают свою будущую профессию по своему профилю. Вот, например, Денис Озерский занимался в лаборатории судомоделирования, затем поступил и окончил мореходное училище, а сейчас поступил в Новороссийскую Мореходную Академию.
          А я подумала: вот в этом неприметном здании создаются такие произведения искусства детьми, из которых могут вырасти талантливые люди… Жаль только, что у нашего государства нет денег именно на то, что больше всего необходимо - на развитие этих детей, на создание ими каких-то новых, нужных изобретений.
          А в заключение хочется рассказать об областных соревнованиях судомоделистов среди младших школьников, посвященных 250-летию г.Ростова-на-Дону и 50-летию судомодельного спорта в России, проходивших в акватории бассейна парка им.Октябрьской революции 14-15 июня 1999 года.
          В соревнованиях принимали участие 20 команд из городов и районов области: Новочеркасска, Ростова, Батайска, Таганрога, Новошахтинска, Сальска и др.
          Красивое было зрелище. Это отметили все присутствующие. А началось оно с приветствия участников организатора соревнований - директора ОЦТТУ Коц А.А., представителя "Союза Северо-Кавказских объединений офицеров запаса" Ковбыш В.С., который зачитал приветственную телеграмму от общероссийского общественного движения поддержки флота за подписью председателя Ненашева М.П.
          Соревнования проходили по классам: моделей: ЕК600 (самоходная модель военного корабля), ЕН600 (самоходная модель гражданского судна), ЕЛ600 (самоходная модель подводной лодки), Ф2-Ю (радиоуправляемая модель).
          Команды-победители соревнований были награждены дипломами и памятными призами, предоставленными ОЦТТУ и областным советом Ростова. Чемпионы и призеры областных соревнований также награждались дипломами и памятными призами. Не остались без награды и ветераны судомодельного спорта, продолжающие традиции этого спорта. Союз Северо-Кавказских объединений офицеров запаса в связи с юбилеем - 50-летием судомодельного спорта России - наградил ветеранов спорта медалями адмирала Кузнецова И.Г. Среди награжденных были мастера спорта, призеры чемпионатов мира и Европы: Бутенко П.И., Шепилов А.К., Макаренко П.Д. и др.
          Проведенные соревнования явились итогом работы педагогов и тренеров по судомодельному спорту в течение года, показали высокий уровень мастерства всех участников соревнований и стали стартом для участия в первенстве России, которое пройдет в Нижнем Новгороде.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал
 

№ 15 [21] 6 августа 1999 г. Вернуться в содержание