СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Екатерина Николаева

На паперти

огда в постперестроечные годы на нас свалилась еще одна беда - нищенство, в первое время об этой проблеме много рассуждали на страницах газет, спорили о причинах этого явления, сокрушались, даже предлагали выходы. А потом забыли.
          Не до нищих нам нынче. Мы строим общество, лишенное жалости и предрассудков, где выживает сильнейший. И в этом "светлом будущем" нет места людям с протянутой рукой.
          С болью я наблюдаю за нищим стариком, который изо дня в день, несмотря на жару и холод, сидит на паперти скромной батайской церкви. Он не тянет руку, ничего не просит, молча ждет, то ли веря, что Бог пошлет, то ли надеясь на милосердие немногочисленных прохожих.
          В праздники и дни венчаний к нищему присоединяются еще несколько измученных старушек, девочка-калека. Но такого ажиотажа, как у ростовского собора, когда нищие плотным кольцом окружают выходящих из храма, буквально требуя подаяния, здесь никогда не бывает. То ли эти люди стыдятся своего бедственного положения, то ли стесняются просить.
          И нам даже трудно представить, какое унижение, незащищенность и обиду испытывают они, протягивая руку к равнодушной толпе. Я обычно подаю им, но не потому, что забочусь о спасении души. Натыкаясь на тоскливый взгляд пожилой женщины, я на секунду представляю на ее месте свою милую бабушку. И понимаю, что горсть мелочи не спасет моего финансового положения, а старушка сможет купить хлеба и уже не ляжет спать голодной.
          И некогда мне рассуждать и расспрашивать этих несчастных, что их заставило выйти на паперть. Мне ясно только одно - они никому не нужны. Беспощадная государственная машина забрала годы их молодости, здоровье и выплюнула взамен мизерную пенсию.
          Наша серая убогая действительность такова - нищенство так распространилось за последние годы, что стало явлением общественной жизни. И делать вид, что его не существует, нельзя. Нельзя потому, что сотни семей, а тем более, одиноких стариков оказались отброшенными далеко за черту бедности. И не только в церкви, но и на рынках, в магазинах, на улице мы постоянно натыкаемся на тихую просьбу: "Подайте на хлеб, пожалуйста". Чаще всего мы стыдливо отводим глаза. Стараемся не замечать? Но ведь не зря существует мудрая пословица: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся". От этой беды никто из нас не застрахован. Не дай вам Бог, господа, стоять по ту сторону черты, униженно протягивая руку.
          "Тётенька, помогите," - дергает меня за рукав мальчик лет девяти. Одет не по сезону легко, грязное лицо и ручонки, но глаза особенные, доверчивые и светлые. Начинаю расспрашивать о жизни. Хлопая ресницами, малой поведал слезную историю о смерти мамы, о болезни бабушки, о полном отсутствии денег на еду и одежду и назвал свой адрес.
          На следующий день я решила навестить мальчика, чтобы помочь. По указанному адресу располагался роскошный трех-этажный особняк, ни о каких бабушке и внуке здесь и не слыхивали. Маленький бродяжка просто обманул меня. Наши дети с малых лет очень хорошо учатся лгать и, как ни странно, у нас с вами.
          Наблюдая за стайками маленьких попрошаек, кружащими у автобусных остановок в центре города, очень хочется подсказать работникам образования, инспекторам по делам несовершеннолетних, кого нужно спасать, и немедленно.
          Да, многие нищие очень надеются на эту библейскую истину. Хочу поведать еще одну историю. Однажды вечером я шла домой. Подземные переходы еще не закрыты, прямо на ступеньках расположились две испитого вида женщины неопределенного возраста. Выгребая из коробки с надписью "Помогите на лечение" деньги, они раскладывали монеты аккуратными столбиками.
          "Эй, дамочка, добавь рубль для ровного счету!" - слышу вслед.
          "Что, на бутылку не хватает?" - обернулась я.
          "Хватит, еще и на закуску останется!" - хохочут обе, видимо, очень довольные дневной выручкой.
          Конечно, каждый из нас слышал анекдоты и "правдивые" истории о нищих, имеющих особняки и автомобили, о мафии, что царит в этом "доходном" бизнесе. Нищие тоже бывают разные. И уже нам решать, кому подавать, а кому отказать. Ведь иногда одного взгляда бывает достаточно, чтобы определить, на что не хватает этому человеку - на хлеб или на бутылку. И это уже на совести просящего.
          Стоит ли делать выводы из вышесказанного? Думаю, стоит, какими бы банальными они ни были. Нищие не в силах докричаться до власти, заявить о себе, но ведь проблема существует. И пока мы будем нищими духовно и нравственно, пока государство и общество не будет заботиться о своем прошлом и будущем - стариках и детях, контраст между роскошью и нищенством будет слишком бросаться в глаза. И от этого еще тоскливее и больнее на душе.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Нищие в городе [Ю.Манукян]

Этот мир только для зрячих? [Л.Матвеева]

В России холодно, но милосердие не замерзает [Ю.Касьянова]

Слепые в городе [Ю.Алексеев]

Кому нужна помощь? [Н.Мерзликина]

Хорошо, что еще есть с чем сравнивать… [Н.Макосеева]


№ 21 [27] 6 ноября 1999 г. Вернуться в содержание