Лариса Сегал,
Ижевск
Наталья Гундарева
|
|
"Сохранить в себе стержень человечности, приобретенный жизненным опытом, уготованный нам Богом, судьбой, - это очень много" Н.Гундарева (Журнал "Огонек" №11,1998г.) |
ту актрису знают все по таким известным кинофильмам, как "Сладкая женщина", "Хозяйка детского дома", "Вас ожидает гражданка Никанорова" и др. Перед глазами сразу предстает статная русская красавица Наталья Георгиевна Гундарева.
В 1994 году мне довелось побывать на творческой встрече с этой знаменитой женщиной. Перед началом Александр Кулябин - директор агентства "Капик" и организатор встреч удмуртских зрителей со "звездами" - поспешил предупредить, что съемки запрещены. Всеобщему удивлению не было границ: в самом деле, почему нельзя? Жаль, самое интересное осталось за кадром, сохранившись лишь в памяти.
Гундарева в дуэте с Шакуровым показывала сцены из пьесы Э.Радзинского "Я стою у ресторана…". Оба играли, как всегда, очень убедительно. Одним словом, талантливые актеры.
Мне посчастливилось посмотреть на игру Натальи Георгиевны в спектакле "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову, который давали в Московском театре им. Маяковского. Гундарева сумела внести в хрестоматийный образ Катерины Львовны современный дух, который органично вписался в общий настрой спектакля, придавая ему особое звучание.
Актриса родилась в коммуналке на Таганке и с детства влюбилась в театр. В 18 лет поступила в "Щукинку", а после завершения учебы получила приглашения сразу трех театров, но выбрала театр им.Маяковского. Ее прославило мастерское исполнение ролей в спектаклях "Банкрот", "Дети Ванюшина", "Леди Макбет".
Гундарева - одна из немногих современных русских актрис, кто успешно работает в театре и так же удачно снимается в кино. Она необыкновенно женственна и в то же время имеет сильный характер. Все героини Натальи Георгиевны умеют убедить в подлинности своих чувств. Каждой ролью она доказывает, что ей по плечу душевные переживания в духе Ярославны и гротескный каламбур "гражданки Никаноровой". Ей подвластны любые жанры: водевиль или драма, народная трагедия или шоу-буфф - везде она колоритна.
Гундарева может сыграть кого угодно: от царицы Екатерины в "Капитанской дочке" до буфетчицы Наденьки в "Здравствуй и прощай". Но за кажущейся легкостью игры скрывается кропотливый, почти каторжный труд, требующий огромного напряжения и энергии. Каждой своей героине она отдает без сожаления частичку своей души, полагая, что это способствует успеху.
В далекие годы, когда кинематограф только начинал завоевывать сердца, "звезды" экрана были всеми обожаемы, но недоступны в обычной жизни. В наше время жизненные ориентиры сместились. Тем не менее, Гундарева считает, что для "актера важно не быть приземленным. Искусство театра и кино должно всегда радовать зрителя, быть праздником!"
Во время беседы, которая состоялась сразу после творческой встречи, я неожиданно поняла: актриса не так проста, как кажется Она иронична, наблюдательна, чрезвычайно строга к себе. Меня не покидало ощущение, что ее экстравагантность - только маска, за ней скрывается обычный человек, которому утомительно часто бывать на людях, вежливо отвечать на глупые вопросы. Безусловно, это раздражает, но является неотъемлемой частью актерской жизни.
Я задала всего несколько вопросов, на которые Наталья Георгиевна терпеливо ответила. Оказалось, что актриса любит деревенскую природу и хорошие стихи, любит все свои роли, даже в неудачных лентах, и очень высоко ценит творчество Алисы Фрейндлих и Николая Губенко. Когда-то она пробовала работать депутатом, но скоро поняла, что политика не для нее.
Сбылась моя давняя мечта: мне удалось побеседовать с самой Гундаревой, а ведь десять лет назад я так и не решилась постучать в дверь гримерной этой талантливой актрисы.
Михаил Кононов
ворческая встреча с Михаилом Кононовым состоялась в ДК им.Дзержинского в Ижевске в 1985 году. Когда я пришла туда, зал был почти полон поклонниками таланта знаменитого актера. Кононов вышел на сцену пружинистой походкой, широко улыбаясь. Глаза его тоже смеялись, лукаво прищуриваясь. Невысокий, светловолосый, в невзрачном костюме. Встретишь такого в толпе - пройдешь мимо. Но вот актер заговорил и сразу преобразился.
Просто и доверительно актер повел речь о работе в кинематографии, своих любимых партнерах и ролях. Вместе с Кононовым зрители смеялись над приключениями начальника Чукотки ("Начальник Чукотки") и небезызвестного лейтенанта Малешкина ("На войне как на войне"). Михаил посетовал: "С самого начала, как стал только сниматься в кино, понял, что Гамлета сыграть не дадут, а вот простых ребят - позволят. И получилось! Вроде специально никого не смешу, и вещи серьезные говорю, а получается смешно…"
В самом деле, большинство героев Кононова комичны или трагикомичны, что особенно четко просматривается в фильмах Глеба Панфилова: "В огне брода нет" (великолепный дуэт с Инной Чуриковой) и "Начало", где Михаил Иванович играет сразу две роли. Его персонажи отличаются правдивостью и узнаваемостью.
Отличительная особенность Кононова - его необычная речь. Он невпопад останавливается на полуслове, неожиданно повышает и понижает голос.
Из зала посыпались записки: "Какая роль больше всего дорога Вам?" Он быстро ответил: "Которую еще не сыграл." В другой записке интересовались: "Есть ли у Вас любимый режиссер?" Актер сказал: "Да, есть. Глеб Панфилов и Леонид Трегубович. Они мои единомышленники, а в нашей профессии это важно."
Он стал просматривать другие записки, потом выбрал одну, в которой задавался вопрос о его любимом фильме. Кононов воскликнул: "Да, все без исключения! Они мне, как дети родные. Всех любишь. Послушных и непослушных, все равно любишь. Так же и с картинами. Пусть не всегда хорошо получалось, а они тебе дороги, ты вложил в них частичку своей души".
После этих слов он взглянул на часы и начал откланиваться. Он так заторопился, что я едва успела сказать ему слова благодарности "за исполнительскую яркость и тонкий юмор" и вручить цветы. Уже за кулисами, в комнате Президиума, мне удалось несколько минут поговорить с актером.
- Михаил Иванович, каким образом Ваша жизнь оказалась связана с актерской деятельностью?
- Еще в школе вместе с Андреем Смирновым (ныне известным режиссером) мы готовили целые эстрадные программы, а потом я пришел в Театральное училище им. Щепкина. После него в Малом театре играл классику: Островского, Толстого, Чехова.
- А знаменитым стали уже после фильма "Начальник Чукотки"?
- Может быть. Но и до него у меня была интересная, хотя и небольшая, но очень выразительная роль Фомы в фильме "Андрей Рублев".
- А массовую популярность, извините за шаблон, Вам принесли фильмы "Большая перемена" и "Гостья из будущего". Вам везло на хороших режиссеров.
- Не только хороших, но главное - талантливых! Ни у кого не вызывает сомнения талант Тарковского и Панфилова.
- Полностью согласна. Что и говорить, замечательное поколение 60-х.
Актер внимательно посмотрел на меня и, помолчав, сказал:
- Каждое поколение как-то обозначают. Когда-то я и не подозревал, что я "шестидесятник". Мы, это самое поколение, отчаянно старались делать настоящее искусство.
- Почему Вы стали так редко появляться на экране?
- Читаю сценарии, отшатываюсь: настолько все непрофессионально и нелепо! Я не могу позволить себе сниматься в таких картинах, хотя бы во имя друзей, которых уже нет в живых.
Время нашей беседы истекало. Кононову пора было ехать. Он наскоро черкнул в моей книжке пожелание: "Счастья и успехов всегда!"
|
Игорь Саруханов
Александр Парра [Л.Сегал]
Маленькая звезда из "маленького парижа" [В.Ковалевская]
Сергей Юрский [Л.Сегал]
Андрей Макаревич [Л.Сегал]
Вячеслав Добрынин [Л.Сегал]
Вахтанг Кикабидзе [Л.Сегал]
|