Виктор Пелевин. Generation P. Вагриус. 1999
звестный критик Владимир Курицын как-то очень точно заметил, что Пелевин возвращает литературе главное ее достоинство - читателя. Вы можете, конечно же, не знать о Саше Соколове, Андрее Битове, Юрии Мамлееве, даже о "великом и ужасном" Владимире Сорокине, но, если вы никогда не слышали о Викторе Пелевине, - вы вызовете самые нехорошие подозрения.
Пелевин, пожалуй, последний в ХХ веке русский писатель, которого можно назвать "народным". Пелевина читают все или почти все.
Произведения Пелевина - веселые и драматичные, пронизанные иронией, а порой и сарказмом, глубоко философичные и удивительно увлекательные, - стали в конце 90-х для читателей тем, чем всегда были для них книги Ильфа и Петрова. Пелевина цитируют студенты и дизайнеры, университетская профессура и домохозяйки. Его книги выходят огромными тиражами и никогда не залеживаются на полках букинистических магазинов.
Новый роман Виктора Олеговича представляет из себя терпкий коктейль из фантастических реалий России эпохи "первоначального накопления капитала" и вневременных человеческих вопросов (жизнь, смерть, вечность, бесконечность). Придирчивый читатель, бесспорно, найдет в "Поколении" некоторое количество неизбежных самоповторов, но тот, кто только впервые будет знакомиться с творчеством Пелевина, не сможет не восхититься той виртуозностью, с которой автор смешивает, казалось бы, несочитаемые ингредиенты. Тяжелая артиллерия наркотических препаратов (мухоморы, кокаин, LSD), бесконечные ассиро-вавилонские мифологические аллюзии, являющийся главному герою дух команданте Че Геварра, Березовский с Радуевым, играющие в шахматы на народное добро, - все это есть в "Generation P". История главного героя Вавилена Татарского (комизм имен главных героев - непременная черта творческого почерка автора) разыгрывается увлекательно и динамично: как бы походя, Пелевин успевает развенчать огромное количество современных мифов, ненарочно внедряя свои собственные. "Generation P" может и лишено той легкости и блеска, что присуще великолепному роману "Чапаев и пустота", но прочесть его один раз - ваша прямая обязанность.
Хулио Кортасар. Книга Мануэля. Издательство "Амфора", издательство "Азбука". Санкт-Петербург, 1999
ворчество Хулио Кортасара, подобно фильмам Микеланджело Антониони и картинам Джорджо де Кирико, - в числе наивысших достижений, истинных сокровищ мировой культуры ХХ века. Его романы и новеллы, как волшебные зеркала, в которых homo sapiens, плавно мутирующий в homo ludens, проще говоря - читатель, всегда приглашаемый автором дружеским жестом к сотовариществу (другого читателя, ждущего от Книги готовых ответов или четких дефиниций, Кортасар не приемлет), видит отражения собственных страхов, фобий, переживаний, радостей и поисков, облагороженных, доведенных до статуса арте-факта.
Когда-то в эссе об Артюре Рембо, 22-летний Кортасар писал: "Дело в том, что Рембо прежде всего человек. Не поэтические задачи он решал, а проблему предназначения человека, для которой Стихотворение, творчество служили ключом". Ключом к пониманию творений самого Кортасара служат эти почти пророческие строчки для нас, его нынешних читателей. О чем бы ни рассказывал великий аргентинец, - о гениальном джазмене, умирающем от наркотической зависимости ("Преследователь"), или о гротескно-фантастических порождениях своего бурного воображения ("Жизнь фанов и хронопов"), - глубинная и навязчивая, неотступная забота о Человеке чувствуется за каждой строчкой его текстов.
"Книга Мануэля" - последний роман автора (1972), составляя своеобразную трилогию с "Игрой в классики" (63) и "62. Модель для сборки" (68), являет нам подлинную квинтэссенцию его творчества. Тот же, что и в двух предыдущих романах, многонациональный богемный кружок, те же дурацкие вечно-детские вопросы (что такое человек? где граница между жизнью и смертью? где заканчиваюсь я и начинаешься ты?), те же пронзительные страницы, посвященные любви (мучительно-страшно представить их на сладко-звучном языке оригинала), гипер-интеллектуализм (кого еще слушать Андреасу Фава, если не Штокхаузена), все та же вечно-шумливая борьба с конформизмом, в том числе и со своим собственным. Принципиально отличает же "Книгу Мануэля" терпкая политическая тематика. Поначалу это немного раздражает, потом к ней привыкаешь, а читая последние страницы романа, представляющие из себя ни что иное, как подлинные документы, повествующие о зверствах над политзаключенными в латиноамериканских тюрьмах, начинаешь задумываться над своей принципиальной, и, казалось бы, незыблемой аполитичностью и совершенно по-новому слышишь слова, сказанные как-то с другим бриллиантом литературы ХХ века Максом Фришем, что книга, если она не направлена на предотвращение войны или улучшение жизни общества, становится бесполезной. И дело вовсе не в том, что Кортасар или Фриш ангажированы. И тот и другой, прежде всего, художники. Дело, скорее всего, в том, что любое произведение - это мост, а ведь "мост - это люди, идущие по нему, че". И начинаешь задумываться вновь о том, что капитализм много хуже социализма в идее, а на деле - одно дерьмо и еще о настоящем кризисе постиндустриального западного общества, которое мы копируем во всех исключительно отрицательных чертах.
И практически, как всегда у Кортасара, - финал на совести читателя. Потому что книга - лишь часть жизни. А в жизни приходится выбирать.
И вспоминается почему-то Аллен Гинзберг и его Сутра Подсолнуха: "… Мы не грязная наша кожа, мы не страшные пыльные, безобразные паровозы, все мы - душою прекрасные золотые подсолнухи, мы одарены семенами, и наши голые волосатые золотые тела при закате превращаются в золотые тени подсолнухов, за которыми пристально и вдохновенно наблюдают наши глаза в тени бездушного кладбища паровозов над грязной рекой при свете заката…".
А еще Бокудзю: "Мои одежды сносились за долгие годы / И часть их лохмотьев свисавших / Унесло к облакам"
|
Девятые врата [А.Гарматин]
Искусство и литературная критика [Д.Пэн]
Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова]
Как рождается прекрасное [Е.Острижная]
Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов]
История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов]
|