Алексей Волохов,
студент отделения журналистики факультета
филологии и журналистики РГУ

Возвращение сентиментального боксера

Алексей Волохов

"Милое дитя с милой улыбкой"
Чарльз Буковски

иллип Андре Рурк (в простонародье Микки Рурк) не относится к типу суперпопулярных актеров Голливуда. Это видно уже потому, как мало выходит фильмов с его участием, особенно в последние годы (на счету Рурка около сорока ролей, но самые известные были сыграны 10 лет назад). Первый период его жизни - олицетворение американской мечты, второй - полное ее отрицание.
          Начиналось все как в сказке про гадкого утенка: бедная многодетная семья, безотцовщина, издевающийся над всеми отчим. Самому младшему и слабому, естественно, доставалось больше всех не только дома, но и за его пределами. Именно это, скорее всего, и послужило тому, что основными чертами его характера стали: неуравновешенность, депрессивность, озлобленность. Рурк начал заниматься боксом, чтобы поверить в себя и суметь дать сдачи всем обидчикам. Благодаря доставшейся от отца ирландской упрямости он добился неплохих результатов в этом виде спорта (некоторое время назад бои на ринге в тяжелом весе были основным источником его доходов).
          Путь к славе, как и для многих, был тернист: некоторое время он работал вышибалой ночных клубах, был спасателем в Майами-бич, помимо этого испробовал множество профессий, особенно в Нью-Йорке, куда приехал, чтобы учиться на актера. Он и сам, наверно, не помнит, почему захотел стать кинозвездой, может даже из-за того же упрямства, желая доказать всем на свете, и в первую очередь себе, что он чего-то стоит.
          Сперва его киношная карьера складывалась не очень благополучно: несколько десятков безрезультатных проб, депрессии и снова упрямство, но заметили Рурка еще в актерской студии. Выделялся он прежде всего тем, что на практике вольно или не вольно активно применял систему Станиславского - вживался в своих героев до полного перевоплощения, за что ему тут же предрекли недолгий актерский век - "Выдохнется быстро!" Но он не выдыхался и после нескольких малоизвестных фильмов его пригласил Ф.Ф. Коппола на главную роль в "Бойцовой рыбке", после которой к Рурку разом пришли слава, деньги, предложения сниматься. Большей частью роли предлагались однопланового характера: фильмы "Пуля", "Красавчик Джонни", "Год дракона" сливались воедино. Были, конечно, исключения: к примеру, роль терориста, захватившего дом, в "Часах отчаяния" немного выделяется на фоне остальных, по силе исполнения ее можно сравнить, пожалуй, с ролью Гэри Олдмана в "Леоне", но и здесь чувствуется что-то общее с прошлыми его героями.
          Поэксплуатировав этот образ пока хватило терпения, Рурк начал сомневаться: как и многим ему хотелось не того, чего от него ждут голливудские продюссоры. Несомненной удачей можно назвать замусоленные донельзя в свое время "9 ? недель" и "Дикую орхидею", после которых он стал секс-идолом восьмидесятых. Этот имидж может и нравился Микки Рурку поначалу, но опять же быстро надоел: "Быть актером в Голливуде - значит закрыть рот и снимать штаны по первому требованию…" Он начал делать все, чтобы избавиться от прилипшего ярлыка, и это ему удалось.
          В США кино является лишь дополнением к поп-корну, поэтому актерское мастерство не так уж важно - необходимо уметь кривляться, хорошо драться на экране и вовремя делать нужное выражение лица, при котором аудитория должна прослезиться. Упрощенное кино - упрощенные эмоции. Естественно, когда актер пытается отойти от уже всеми принятого образа, возникает противоречие. И Рурк возненавидел свою работу. Он часто говорит в интервью, что может быть ошибся с выбором профессии.
          Лет пять назад он пережил настоящий кризис: развод, публичные скандалы, драки, фото в таблоидах, алкоголь, наркотики, больницы и затяжные депрессии - все это снизило до нуля его актерский рэйтинг, и какое-то время он совсем не снимался, чуть ли не бродяжничал, жил в вагончике. Единственное, с кем он общался - со своими любимыми собаками. Перед кризисом он часто говорил, что у него исчез всякий интерес к актерской профессии, а стало быть и к самому себе. После всех этих склок он перестал уважать себя и поэтому ушел в бокс. Вот как он это объясняет: "Словами "ненависть" и "любовь" называются две основные энергии моего тела, которые сегодня держат меня на поверхности жизни… Бокс помогает забыть, что в моем взрослом теле прячется душа ребенка. Забыть, что я кукла, которую дергают за веревочки. Бокс помогает мне выкорчевывать из себя ненависть" (www.peoples.ru). Он и по сей день выступает на ринге и очень редко проигрывает. Ему постоянно ломают все лицевые кости, из-за чего приходится частенько делать пластику. От былой смазливой мордашки Рурка мало что осталось. Разрушить внешний образ ему удалось, но вряд ли он сильно изменился внутренне, хотя и признает, что сегодня смотрит на мир уже с иной стороны. Он все тот же Рурк, депрессивный, одинокий и печальный…
          Как ни крути, а в лучших своих ролях он играл, прежде всего, себя, непонятого, постоянно сомневающегося и что-то ищущего. Даже в одной из последних работ - пресловутом вандамовском боевичке - "Колония", где у него была простенькая роль злодея Ставроса, он сыграл по всем своим канонам (одиночество, отрешенность, полное вживание в образ и максимальная отдача) - злодей получился одухотворенный, к нему испытываешь больше симпатий, чем к остальным героям. Безусловно, он скрасил собой этот второсортный фильм. Только из-за Микки Рурка и стоит посмотреть "Колонию".
          Таких как он недооценивают в Америке, но уважают в Европе, в особенности европейская слава пришла к Рурку после "Сердца Ангела" и "Пьяни". Последний фильм очень нашумел в Старом свете. Сценарий к нему был написан Чарльзом Буковски, писателем более известным за пределами США. Буковски - бунтарь-одиночка, этакий гнойник на здоровом теле сытой писательской Америки. Его тоже не очень любят соотечественники: такие не подходят под всеобщую идеологию процветания. Примерно в схожей ситуации находится и Микки Рурк, поэтому он прекрасно подошел на роль Генри Чинаски - прототипе автора в этом фильме. И хотя с самого начала актер был не в восторге от сценария, так как ненавидел пьянство с детства, (именно пьяницу ему и пришлось играть), но никто, кроме него не смог бы лучше вжиться в эту роль. С этим соглашался и сам Буковски. В своем романе "Голливуд", рассказывающем о съемках этого фильма, говоря о Рурке, он замечал некоторые несоответствия личности этого актера и окружающего мира. Касаясь скандалов с участием Рурка, он попытался объяснить, почему актер так ведет себя: "Когда из дня в день, из года в год притворяешься не тем, кто ты есть, это даром не проходит. Становится трудно быть самим собой… Поначалу это даже забавно. Но со временем, перебывав в шкуре десятков людей, начинаешь забывать, кто ты сам-то такой, и разучиваешься говорить своими словами".
          Роль в "Пьяни" - абсолютно некоммерческом фильме была, как уже отмечалось, не принята Голливудом. Там не привыкли экспериментировать с актерами - занял нишу и дальше своего типажа не высовывайся. Поэтому так мало мы видим разноплановых ролей у большинства кинозвезд. Многие страдают от этого, но не все отваживаются на поступки. Микки Рурк в свое время бросил все и ушел в бокс. Он часто говорит, что этот вид спорта по сути мало чем отличается от актерской жизни, только в нем все гораздо честнее, проще и добрее, чем на "фабрике грез", где все готовы перегрызть друг другу глотки из-за денег.
          Но останавливаться на полдороги, судя по его характеру, он не привык. Сегодня Рурк все начинает с нуля: заново, с новым лицом, тот же герой завоевывает ту же аудиторию. Так что нужно ждать нового взлета и новых ролей, тем более что, по его словам, лучшую свою роль он еще не сыграл.
          Многие его герои умирали, да и сам он нередко оказывался на грани. Что ни говори, а никто не будет удивляться, если в один прекрасный день из новостей мы узнаем о его гибели. Как ни горько, а именно этого от него постоянно ждут…
          Но он жив и активно снимается.
          В этом году вышло уже три фильма с его участием: "Animal Factory", "The Pledg" и "Get Carter". Четвертый "Peaces of Ronni" готовится к выходу. Пока что все это небольшие роли, но зачин, как говорится, уже есть.
          По слухам, в скором времени запускается новый проект, где Микк Рурк задействован в главной роли. Остается только подождать - может, это и будет то лучшее, что ждет он сам.

Не делайте театру больно, господа! [И.Звездина]
Театр из Исландии в Ростове [М.Костюкова]
“Есть одна награда - смех” [И.Звездина]
О поэтике Михаила Щербакова [Г.Хазагеров]
Либретто для "мыльной оперы" [Е.Черепнева]
Мастер творческого портрета [И.Звездина]
Для нее нет границ во времени и пространстве [А.Колобова]
Другому не хватило бы и десяти жизней [Н.Боровская]
Им нравится соединять несоединимое [Н.Боровская]
"Ведьма из Блэр" напугала шоу-бизнес [Г.Нерсесов]
"Исповедь великого грешника" [Г.Нерсесов]
Что в запахе тебе моем? [Н.Соловьева]
Девятые врата [А.Гарматин]
Искусство и литературная критика [Д.Пэн]
Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова]
Как рождается прекрасное [Е.Острижная]
Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов]
История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов]
© Волохов Алексей Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал