Евченко Н.Н.,
Северо-Кавказский НИИ экономических
и социальных проблем
Евченко Ю.А.,
Ростовская государственная
экономическая академия
Внешнеэкономическая стратегия города
оздание концепции внешнеэкономической стратегии города должно базироваться на успешном мировом опыте деятельности аналогичных по статусу, территории и социально-экономическому положению территориальных образований и их включении в мировое разделение труда. Десятилетний начальный период самостоятельной деятельности регионов и организаций России в качестве субъектов международного сотрудничества показал, что существуют определенные общие и особенные его черты их эффективной стратегии в этом процессе.
Международное сотрудничество для региона включает две важнейшие категории: социальные связи и экономическое сотрудничество. Первые имеют более широкий спектр направлений - техническую помощь, образование и науку, многосторонние культурные связи. Экономическое же сотрудничество региона предполагает, в первую очередь, деятельность по созданию возможностей для успешного взаимовыгодного двух- и многостороннего партнерства на уровне конкретных предприятий и организаций. Роль же социального сотрудничества состоит в подготовке новых возможностей и расширении сфер, т.е. создает условия для формирования потенциальных проектов и заказов на будущее экономическое сотрудничество со стороны российского и международного сообщества именно на данной территории. Предприятия, являясь организационно-экономической базой партнерства, гибче в выборе конкретных, но относительно однородных форм, связанных с преимущественно деловым сотрудничеством. Для региона (города), как более сложной социальной системы, необходим учет всего спектра и комплекса возможных направлений межрегионального общения для достижения максимального конечного результата в виде развития города.
Таким образом, для региона (города) принципиально важным при выборе стратегических направлений международного сотрудничества является проведение первичного стратегического анализа и выявление факторов конкурентоспособности как на уровне проектов, т.е. предприятий и организаций, так и для всей социальной системы региона в целях обеспечения ее долговременного и стабильного социально-экономического развития как субъекта международного разделения труда. Международный опыт, и в частности, исследования японского исследователя Кеничи Омаэ, доказывает необходимость постановки и исследования данной проблемы в глобальном контексте, который ставит определенные условия по "размерам" региона. Эффективное включение региона в международное разделение труда возможно при численности его населения не менее 4 - 5 млн. человек, т.е. при наличии определенной территориальной агломерации, чувствительной к позициям на международном уровне. Поэтому формирование эффективной внешнеэкономической стратегии Ростова-на-Дону требует рассмотрения не только изолированного города с его ресурсами (более миллиона жителей) и положением в качестве одного из важнейших центров деловой активности на Юге России, а более широко, как региона, агломерации, включающей города Ростов, Таганрог, Новочеркасск, Аксай, Азов, Батайск, Шахты, Новошахтинск, окружающие сельские районы. При этом возникает региональное образование, которое может играть гораздо более важную роль, чем сам город - центр агломерации. Например, международное значение такого города на западном побережье США как Сан-Франциско (около 750 тыс. жителей) не было бы столь велико без рассмотрения всего региона залива Сан-Франциско или Силиконовой Долины, а это всего более 5 млн. человек. Именно формирование такой агломерации стало стратегической целью регионального развития и принесло успех властям.
Международный опыт также уже доказал наличие определенного организационного механизма решения данной непростой, во многом, политической проблемы. Движущими силами и элементами этого механизма являются интересы в саморазвитии и достижение эффективности деятельности отраслевых кластеров, т.е. групп или цепочки отраслей, объединенных технологическими связями от сырья до готового продукта, либо вносящих существенный локальный технологический вклад в производство продукта. Именно интересы как отдельных предприятий, так и целого региона могут привести к организационному оформлению и техническому решению при создании подобного демократического объединения на основе сетевых принципов взаимодействия. Позитивным фактом является то, что за последние годы создана и уже готова к активному использованию техническая база будущих организационных изменений во взаимодействии на международной арене. Таким техническим средством во всем мире признан Интернет, и его существование и все более активное использование дает шанс и нашему региону на эффективное продвижение при соответствующей стратегии. При таком подходе у нас, как и везде, бизнес выступает двигателем прогресса, причем при принятии решений правительство не может не учитывать интересы населения, что должно составлять основу стратегии внешнеэкономического сотрудничества региона.
Формы активизации международной активности региона
Создание стратегии внешнеэкономического сотрудничества будет опираться, несомненно, на уже имеющийся и активно используемый в регионе ресурсный потенциал, который используется при работе межправительственных, банковских структур и неправительственных организаций. В последние пять-шесть лет Ростов-на-Дону активно использует зарубежных экспертов, прежде всего в проектах анализа будущих инвестиций и технической консультационной помощи. Стратегия расширения подобной деятельности будет включать несколько ключевых аспектов, которые могут разрабатываться и реализовываться в качестве самостоятельных программ или проектов. К их числу относятся: расширение сфер и объема технической помощи, инвестиционное сотрудничество, реформирование системы образования.
Расширение сфер и объема технической помощи
Следует принять во внимание, что по сути деятельности и принятой концепции международные организации, особенно межгосударственные, как например, ТАСИС (техническая помощь содружеству независимых государств), работают в наиболее широком территориальном аспекте, т.е. концентрируют ресурсы и усилия на достаточно большой территории и /или работают для определенного отраслевого кластера.
При таком положении подготовка успешных проектов неизбежно влечет организационное объединение с другими территориями или создание фактической агломерации. Таким образом, именно принципы концентрации международной помощи заставляют региональных руководителей, оценивших ее эффективность, принимать решения о расширении терри ториальных и отраслевых границ приема подобной помощи как одного из существенных условий ее получения. При этом нельзя забывать, что крупные территориальные проекты, кроме их целевой направленности, для доказательства их жизненной необходимости для региона, должны являться отражением и частью уже достаточно проработанной руководством территории внешнеэкономической и внутренней стратегии. Иногда работа международных организаций связана с подробным изучением существующей региональной бизнес-среды для запланированного инвестирования либо оказания технической помощи, например, работа Европейского банка реконструкции и развития. В таких случаях региональные структуры имеют возможность координации и осуществления своевременного мониторинга подобной деятельности с тем, чтобы оценить, как то, насколько цели, методы и сроки их работы соответствуют принятой региональной внешнеэкономической стратегии, так и содействовать формированию пакета предложений для потенциальных проектов.
Инвестиционное сотрудничество
Успешность реализации внешнеэкономической стратегии региона связана с эффективным использованием собственного инвестиционного потенциала, причем в качестве одного из приоритетных направлений можно рассматривать маркетинг города или Ростовской агломерации на региональном и внешнем рынках.
Основу подобной маркетинговой деятельности может составить изложение существующего успешного опыта местных предпринимателей, успешно работающих на региональном уровне. Позитивный российский опыт, а не любые льготы, обещания и описания перспективных результатов для инвестиций иностранных инвесторов региональными руководителями, является лучшей рекламой для успешного привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных.
Достаточно обнадеживающими для деловой активности, хотя и тревожными для местных производителей, новостями последних лет являются все более настойчивые, и все более успешные попытки проникновения транснациональных и крупных национальных корпораций на региональный рынок. За последние два года созданы сети распределения (дистрибьюторские сети) двух-трех десятков таких компаний. Наличие подобной тенденции, не позволяющей эффективно развивать и поддерживать местного производителя - основного источника местных налогов и гаранта социальной сферы - заставляет региональных руководителей делать выводы о квалификации действующих управленческих кадров, необходимости повышения ее уровня и использовать международное сотрудничество для решения в числе приоритетных и этой проблемы.
Реформирование системы образования
Ряд крупных международных проектов, выполненных в Ростове и продолжающихся в настоящее время, показали, что система образования в числе первых должна подвергаться реформированию на основе новой парадигмы, во главу угла которой ставится получение обучаемыми реальных квалификационных навыков, что особенно актуально для быстрых изменений в рыночной среде с ее требованиями к постоянному повышению и/или изменению квалификации.
Социальный аспект международной помощи будет заключаться в использовании результатов и технологии внедрения тех успешных примеров реформирования системы образования за рубежом, и, в первую очередь, в Западной Европе, которые могут быть адаптированы в России, что обеспечит эффективное использование ограниченных местных финансовых ресурсов, доступных для использования при ее реформировании.
Международные связи также будут катализатором для роста престижа и необходимости для ежедневной работы знания основных европейских иностранных языков. Можно предположить, что одним из неизбежных стратегических решений при создании концепции международного сотрудничества станет активизация и утверждение общественного приоритета знания иностранного языка.
Таким образом, стратегия внешнеэкономического развития города должна предусматривать решение концептуальных проблем:
- достаточного территориального охвата с созданием внешнеэкономической агломерации, способной действовать как единое целое на мировых рынках;
- расширения числа новых, координации действующих и распространения позитивного опыта выполненных региональных проектов в рамках технической помощи, предоставляемой России международным сообществом;
- создание системы активной пропаганды положительного опыта ведения бизнеса и проведения маркетинговой политики региона на мировых рынках;
- создание основ для развития человеческих ресурсов, реформирования системы образования с целью создания условий для полного использования регионального потенциала в интересах его жителей.
Назад
|
История Ростова-на-Дону
Виртуальная выставка Сергея Наумова
О концепции развития города Ростова-на-Дону в XXI веке [М.Чернышев]
Архитектурный облик Ростова в ХXI веке [Ю.Залунин]
Кавказский вектор в вазвитии Ростова [Ю.Жданов]
Таможенный форпост юга России [А.Ф.Епифанов]
Ростов индустриальный: краткая история формирования [Е.Ананьев]
|