Николай Глушков,
профессор Ростовского государственного университета
О писателе Викторе Ивановиче Лихоносове (в качестве предисловия к его мемуарному очерку "Счастливые годы")
|
|
одившийся на станции Топки Кемеровской области (1936) в семье с тамбовской родней, в середине 1950-х годов он поселился на Кубани, закончил историко-филологический факультет Краснодарского пединститута (1961) и Бог знает, где и когда ныне живет - в поселке ли Пересыпь на Тамани или в краевом центре. Может быть, потому так народно душевны его произведения. Или - задушевно народны?...
Эти слова я повторил не случайно. В.Лихоносов - крупнейший ныне (в "живой" русской литературе) творец лирико-психологической прозы о русской действительности не столько в собственных интригах-сюжетах, сколько в мире наших мыслей и чувств, нередко интимных переживаний в будничном драматизме отечественной истории. К его произведениям, именуемым рассказами (вроде "Чалдонок", "Брянских") и повестям (как "Осень в Тамани") больше подходит пришвинское определение "очерковой поэзии" (в структурно-стилевых смыслах понятий). Ему же принадлежат первые опыты лирического романа в почти не изведанном предшественникам направлении: "Когда же мы встретимся" и "Ненаписанные воспоминания (Наш маленький Париж)". Напоминая "Жизнь Арсеньева", "Кащееву цепь", "Повесть о жизни" и лиричные романы, они очень своеобразны - "лихоносовские" не менее нарицательно, нежели "бунинский", "пришвинский", "паустовский". Главное в романах предшественников - лиро-эпический герой в окружающем мире, а у Лихоносова как бы наоборот - мир в ощущениях героев. При всей близости это не одно и то же.
Лиро-эпос Лихоносова, почти без "социалистических" примет-дексем в ее ткани, до середины 1980-х годов жаловали далеко не все издания Советского Союза. Публикация романа "Ненаписанные воспоминания (Наш маленький Париж)" журналом "Дон" в 1986 году было литературной сенсацией. Это лирико-психологическая эпопея казачьих драм, преимущественно - эмигрантских, в русской смуте XX века. Он изложил недописанные мемуары и устные рассказы нескольких людей с взаимосвязанными судьбами. Большинство персонажей - кубанские казаки. Главное место действия - Екатеринодар, на многих страницах ретроспективно, в исторической памяти Краснодара. "Наш маленький Париж", - это он в ласково-шутливой ностальгии кубанцев-эмигрантов. Художественное время - ушедшее столетие в перемежающихся нескольких сознаний, с экскурсами в казачью среду.
Такое изображение участников "контрреволюции" побуждало парт-ортодоксов обзывать произведение "белогвардейским", "белоказачьим" романом. Вслед за моей рецензией "Правда истории. Новые книги о гражданской войне на Дону и Кубани" ("Вечерний Ростов" 31 марта 1987г.), одобрявшей романы "Золотое оружие" (позднее - "Красные дни") А.Д.Знаменского и "Наш маленький Париж", та же "Вечерка" уже 11 апреля напечатала погромную статью "Нужна ли такая "правда истории"?" за подписями ведущих тогда в Ростове историков-профессоров А.Козлова и Л.Этенко, доцентов Я.Перехова и Ю.Кириенко (вскоре - доктора), преподавателя А.Венкова (главного автора, перед выходом в кандидаты исторических наук).
Тревожным было время то для нас: В.И.Лихоносова и А.Д.Знаменского (с обеими, "белой" и "красной" правдой отважной традиции "Тихого Дона" М.А.Шолохова), похвалившего романы литературоведа и, конечно, для смельчаков журнала "Дон" (А.Я.Обертынского и В.А.Воронова, которым больше других обязан первой публикацией "Наш маленький Париж"). Особенно разгневал моих оппонентов (защитников "ленинской концепции революции и гражданской войны") следующий абзац рецензии: "А равнодушным и тем, кто может обозвать роман "белогвардейским", В.И.Лихоносова, подчеркнувший, что он внук "тамбовской кацапки" и "красноармейца", предусмотрительно адресовал специальную главу "А на что оно вам?" - мужественный укор беспечным наследникам трагедий вольного казачества и "ленивым, трусливым, пустоглазым историкам". И он прав..".
Виктор Иванович писал мне 21 июня 1987 года: "За все благодарю Вас. В Краснодаре устроен такой же погром на историка Ф.А.Щербину, т.е. на мою статью о нем в "Комсомольце Кубани" за 30.01. с.г. Везде нынешние историки одинаковы".
Впрочем, далее уместней В.И.Лихоносов собственным голосом - страницами воспоминаний о том, как создавались "Ненаписанные воспоминания (Наш маленький Париж)", опубликованных впервые в "лихоносовском" (под его редакторством) журнале "Родная Кубань" (2001, № 1).
|
Мемуар о юношеских стихах [О.Лукьянченко]
|