Владимир Колодкин,
аспирант кафедры средств массовых
коммуникаций факультета филологии и журналистики
Ростовского госуниверситета
|
Радиовещание в Рунете: типы и структура сайтов.
С тех пор, как во "всемирной паутине" появились электронные версии печатных изданий, а затем радио- и телеканалов, взгляды на это явление у журналистов разделились. Если говорить о радио, то некоторые горячие сторонники вообще провозгласили Интернет будущим радио. Вот мнение Анатолия Левенчука, консультанта по вопросам Интернета ("Московский либертариум"): "Я убежден, что других форм радио вообще не будет. Уже сегодня, когда настраиваешься на программу Real Audio и появляются меню из разных стран мира, можно насчитать примерно 5 тысяч радиостанций с программами передач и ведущими, которые вещают в Интернете. Жаль, что российских станций среди них пока немного, но они уже есть. Я убежден, что тот, кто не "утечет" в эту открывшуюся дырочку, попросту не сохранится. Я даже не знаю, будет ли это называться сайт, или просто радиостанция, потому что через некоторое время не будет других средств вещания, кроме Интернета" [1]. Другие, напротив, вовсе пока его серьёзно не воспринимают. Один из крупных деятелей Рунета Антон Носик по этому поводу сказал: "То, что мы видим сейчас, к радиовещанию в Интернете не имеет никакого отношения. Это просто выкладывание в Интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если радиостанция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве, получает через Интернет дополнительно 25 слушателей - то здесь вообще не о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это не есть радиовещание" [2]. Действительно, пока Интернет трудно назвать массовым СМИ, а потому версии радиостанций в Интернете ещё не могут конкурировать с обычным радио, и нам кажется наиболее правильным рассматривать сайты станций как дополнительный метод продвижения радиостанции, который отличается от обычного промоушна и в то же время не является пиаром или рекламой. Это нечто новое,
требующее отдельных характеристик.
На мой взгляд, появление радио в Интернет является новым этапом развития радиовещания как СМИ и в то же время знаменует собой появление и формирование нового вида СМИ, отличного не только от радио. И всякое его проявление представляет собой интерес для теории журналистики и достойно исследования.
Достоинства Интернета для радиостанций заключены в том, что, во-первых, Интернет делает возможным проникать туда, куда радиосигнал не доходит, или трансляция этого сигнала стоит настолько дорого, что она экономически не оправдана. Интернет в данном случае важен, прежде всего, как средство коммуникации со слушателями, которые находятся вне зоны приема радиостанции. Некоторые станции могут определить это для себя как главную цель и работать над тем, чтобы дать возможность этой аудитории приобщиться к эфирному продукту. Во-вторых, Интернет позволяет создать виртуальный клуб поклонников радиостанции, дает возможность общаться и обсуждать музыкальные и околомузыкальные темы. В-третьих, любая радиостанция, в том числе и музыкальная, сообщает большой объем информации, и Интернет позволяет эту информацию делать, с одной стороны, визуальной, с другой - более доступной, потому что человек может не расслышать.
Возможность использования радиовещания в Интернете появилась не так давно. "Программное обеспечение радиовещания в Интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и сейчас в мире насчитывается более 15 млн. пользователей Web-радио"[3]. Интернет в последние годы стал конкурентоспособной средой для прослушивания музыки. Причем прослушивание музыки можно осуществлять как в режиме он-лайн, то есть, реального времени, так и в формате отложенного прослушивания.
На данном этапе радио в Интернете проявляет себя в большом многообразии форм. Систематизация формальных и содержательных сторон радиосайтов, попытка построения их типологии поможет проанализировать настоящую ситуацию и спрогнозировать дальнейшее развитие этого вида сетевых СМИ.
Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, проследить первопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно, но то, что это произошло в столице России в 1996 году - неоспоримо. Большинство источников с уверенностью называют радиостанцию "Европа Плюс", которая организовала трансляцию программы А. Троицкого "Достоевский FM" через Интернет одновременно с обычным эфиром. Однако представители станции "Серебряный дождь" настаивают, что впервые в Рунете появились именно они. В принципе, это не столь важно. Главный вывод, который из этого следует, заключается в том, что столичные российские радиовещатели начали осваивать пространство инета не с азов, а сразу с применением последних мультимедийных достижений, в частности медиа-проигрывателя. Кстати, это в очередной раз подтверждает мнение о том, что российское радиовещание в последнее десятилетие XX века развивалось весьма интенсивно.
При типологическом анализе сайтов радиостанций вполне подходящим является метод, применимый для печатных СМИ. Ведь типоформирующие признаки любого сайта остаются прежними: учредитель, цель и аудитория.
Говоря о признаке "учредитель", любопытно отметить закономерность: учреждают сайты, в основном, владельцы радиостанций, иногда сами работники и частные лица. Даже если радио является государственным или муниципальным, "издателем" сайта становится сама станция. Если определять тип сайта, исходя из категории "учредитель", то в этом случае необходимо обратить внимание на термины, получившие распространение в Интернете: "официальный" и "неофициальный" сайт. Под "официальным" сайтом подразумевается сетевое СМИ, учрежденное руководством станции или коллективом, и его редактор обычно находится в непосредственном подчинении у директора. В другом случае учредителем и создателем сайта является частное лицо, поклонник или постоянный слушатель радиостанции. Определение "неофициальный" вовсе не означает, что руководство станции не приветствует данную инициативу и препятствует ей. Напротив, часто случается так, что редактор официального сайта осуществляет информационную поддержку неофициального "дубликата".
Труднее рассмотреть признак "аудитория" - из-за частичного совпадения аудитории офф-лайнового СМИ и его сайта. Поскольку степень этого совпадения пока неизвестна, можно условно считать их аудитории идентичными.
Цели же сетевого издания могут быть различными. Это реклама и промоушн, информирование и просвещение аудитории, пропаганда определенных идей, образа жизни, развлечение. По этому признаку можно выделить три основных типа сайтов радиостанций:
- электронная визитка
- электронный фэн-зин
- информационно-развлекательный сайт.
Сайт - электронная визитка преследует основную цель - рекламу офф-лайновой станции в информационном пространстве Интернета. Причем эта реклама имеет двоякую нацеленность - с одной стороны, информирование потенциальной аудитории станции о своем существовании в эфире, формате и частоте, с другой, - информирование потенциальных рекламодателей, которые посещают всемирную паутину. Такие сайты чаще всего не имеют разделов, рубрик, ссылок и в чем-то напоминают рекламный буклет или попросту визитку. В принципе, такие сайты создаются из соображений престижа. На сегодняшний день их становится все меньше: услуги веб-студий остаются недорогими, аудитория инета растет, конкуренция ожесточается. В данный момент такие сайты имеют, в основном, провинциальные радиостанции.
Электронный фэн-зин (fan-zine, от англ. "fan" - поклонник и "magazine" - журнал, в западной культуре фэн-зин - журнал, создаваемый специально для поклонников какой-либо поп-группы или исполнителя, иногда самими фанатами, а поскольку в большинстве случаев коммерческие станции являются сферой шоу-бизнеса, то термин и само явление вполне применимы) ставит своей главной целью пиар и промоушн станции в среде интернета. Информирование аудитории о жизни станции и ее эфирных работников, об эфирных и внеэфирных промо-акциях и т. д. - основные задачи сайта такого типа.
Информационно-развлекательный сайт - тип достаточно сложный и неоднозначный. Целью его является не столько пиар и промоушн, сколько информирование и развлечение слушателей. Помимо этого ключевые программы эфира имеют на таких сайтах текстовые, а иногда и аудиальные варианты и их архивы, в том числе и новости. Здесь развита система гиперссылок, может присутствовать поисковая система.
Внутренняя структура сайтов радиостанций в корне отличается от структуры вещания радиостанций. В принципе, они несопоставимы, поскольку акт коммуникации имеет различный характер: в случае офф-лайнового радио это временная коммуникация, которая не подразумевает отложенного прослушивания, акты передачи и получения информации посредством звука одновременны, а в случае интернета - это целый комплекс текстовой, визуальной и звуковой информации. При этом коммуникация имеет смешанный характер (например, может быть отложенной). Потому здесь можно только описать визуальную форму подачи информации на сайтах радиостанций, не пытаясь сопоставлять ее со структурой вещания самой радиостанции.
Обычно сайты имеют заглавную страницу, которая анонсирует содержание веб-издания и постоянные рубрики, наличие и суть которых отвечает целям и задачам сайта. Наиболее распространенными рубриками и разделами являются: "Новости радиостанции", "Новости шоу-бизнеса" (кино, общественной и политической жизни - в зависимости от формата станции и целей самого сайта), "Хит-парад", "Ди-джеи, ведущие" (персоналии), "История станции". "Гостевая книга", "Чат" и "Форум" организуют общение слушателей как друг с другом, так и с сотрудниками радио.
Отдельный и крайне интересный случай - сайты радиостанций, аналогов которым в офф-лайне не существует. Они осуществляют вещание исключительно в сети. Причем в некоторых случаях на одном таком сайте могут быть прямые эфиры сразу нескольких программ различного формата, и в зависимости от выбранной программы может меняться содержание рубрик и информационное наполнение сайта (главной страницы). Здесь и возникает проблема типологии радиосайтов, а вместе с ней множество вопросов. Вот только некоторые из них. К какому признаку относить наличие на сайте прямого эфира станции и вообще звуковой или визуальной информации (например, архивы программ или веб-камеры)? Это всего лишь рубрики или нечто большее? Какая категория определяет отличие сайтов радиостанций, вещающих в офф-лайне, от станций, вещающих только в сети? В последнем случае мне представляется продуктивным введение такой категории, как "пространство информационной деятельности".
|
Интерактивность - это пульс жизни
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи,
молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
|