ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Александра Скрипниченко,
студентка 2 курса факультета
филологии и журналистики
Ростовского госуниверситета

Телесериал или книга: возможен ли компромисс?

ериодическая печать раздробила литературное произведение на кусочки-порции, приучила читателя ожидать продолжение через положенный промежуток времени. В Англии и Франции в XIX веке читатели газет ходили встречать почтовые дилижансы: не терпелось прочитать продолжение романа Диккенса или Бальзака. Жизнь персонажей протекала как бы параллельно во времени жизни читателей.
           Этот эффект усилился в рассказе, который мог быть опубликован целиком в одном номере, но вскоре появились и другие рассказы с одними и теми же персонажами ("Рассказы о Шерлоке Холмсе"). Рассказы выстраивались в серии.
           Зрительно сериал воплотился в газетном комиксе.
           Многотомный роман или тематическая книжная серия были менее подвижны во времени. Зато брошюра подошла идеально.
           Телесериал (типа "Тарзана") был уже прямым предшественником телевизионного сериала.
           Скрепляющие единства становятся все более условными: подключаются другие авторы (анонимные), роли переходящего персонажа поручаются другим актерам, последующие фрагменты длинной истории нередко противоречат предшествующим. Однако важнее другое: непрерывность течения процесса.
           Телевизионный сериал соединил в себе опыт периодики, литературы и кинематографа. По каналам телевидения движутся параллельно уже десятки сериалов, в которых отражается все многообразие опыта предшественников:
          1. телероманы, повести (один многосерийный сюжет),
          2. серии телерассказов,
          3. экранизации книжных (чаще всего детективных) сериалов,
          4. серии публицистических документальных драм и многое другое.
           Если раньше делали телеверсии художественных произведений, т.е. первоисточником являлся печатный текст, то сейчас наблюдается обратный процесс - книги списываются с экрана ("Богатые тоже плачут", "Твин Пикс" и т.д.). Зачем? В некоторых сериалах люди живут годами и, когда он заканчивается, образуется душевная пустота, как от потери близкого человека, члена семьи. Напечатанный сериал дает возможность снова встретиться с любимыми героями для тех, у кого дома нет видеомагнитофона, или же непомерный объем самого сериала не позволяет пустить его в розничный прокат. Это значит, что такие издания служат для восстановления в памяти, закрепления сюжета, но фантазию и мысль не включают, строятся на эмоциях.
           Феноменальное явление: телевидение, первоначально оторвавшее читателя от книги, теперь возвращает его ей, но изменяет форму книги, точнее, форму подачи информации. Возникает совершенно новый тип книжного сериала, построенного по телевизионным законам. Наиболее распространены детективные серии.
           Списывают и с других СМИ. В результате книга превращается в лоскутное одеяло, сшитое из разнообразных газетных материалов и книжных публикаций в одно целое. Существуют "списки" и с Интернета. Радио не столь популярно из-за отсутствия наглядности.

Назад

ОРТ

ТВ6 Москва

Российское телевидение

WebTV

Творец города солнца [А.Скрынникова]

Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]


№ 9 [15] 21 мая 1999 г. Вернуться в содержание