ОБЩЕСТВО
Татьяна Капитан,
аспирантка кафедры истории
журналистики РГУ

Доступна всем, дешевле булки

Бульварная пресса России - не подкидыш из космоса, не творение дъявола, не подарок ЦРУ и не копия "желтой прессы" Запада. Это масштабное, яркое, шокирующее публику и власти явление массовой культуры имеет земное происхождение, научное объяснение и собственные российские черты.

Е.А. Корнилов, В.С. Дядюшенко "Газета на бульваре". Ростов-на-Дону. 1997 г.

азетный бум, который пришелся на середину 1990 годов, не обошел стороной и Ростов-на-Дону. Лавина печатных изданий, хлынувшая на газетные прилавки улиц, вокзалов, переходов, была призвана удовлетворить с помощью сенсаций, сплетен, слухов, пикантных подробностей жизни звезд, информационный голод ростовчан. Родился ребенок своего времени и обстоятельств - бульварная пресса, родителями которой стали такие антиподы, как состарившаяся советская партийная печать и молодой российский бизнес.
          Так, жила-была в Ростове-на-Дону газета, 1958 года рождения, партийная, звалась "Вечерний Ростов". Дожила до 41 года. Созрела. Стала бульварной. Изменения произошли не только в авторском составе, но и в тематике, жанровой палитре и оформлении. Газета не экономит место, заголовки-анонсы занимают значительную часть газетной площади: "Голодный и обозленный врач - это пострашнее инфаркта и инсульта" ("Вечерний Ростов", № 107. От 25.05. 99.) или "Кто они, десять самых сексапильных мужчин 250-летнего Ростова?" ("Вечерний Ростов", № 108. От 26.05.99.) Круг тем, рассматриваемых газетой, необычайно широк, но при этом наблюдается ограниченное использование аналитических жанров. На ее страницах не найдешь ни теоретической статьи, ни портретного очерка, ни фельетона. Преобладающие жанры - корреспонденция, рецензия, отчет, зарисовка, репортаж; традиционные рубрики "Отовсюду обо всем", "Утренние новости", "Цитата дня", "Факты и домыслы", "По слухам и на самом деле", "Такое вот кино".
          Коллективу "Вечернего Ростова" (в условиях конкуренции) удалось сохранить за своей газетой, как ежедневным изданием, приоритет информационной. "День без "Вечерки" - жизнь без новостей! А зачем Вам такая жизнь?" ("Вечерний Ростов", № 103. От 21.05.99.) Привлекая внимание читателей, газета постоянно организовывает конкурсы, викторины, за которые "достойные" получают призы. А чего стоит только подписная кампания "Вечерки" по системе доставки к вечернему чаю!
          Сегодня городская газета вполне может претендовать на принадлежность к типу бульварных изданий.
          Научная справка. Термин "бульварная газета" используется не в разговорно-уничижительном, а в профессионально-типологическом смысле.
          Е.А. Корнилов, В.С. Дядюшенко в книге "Газета на бульваре" так определяют бульварную прессу: Бульварные газеты России делают упор не на политические скандалы, а на достижения популярности и доходности изданий в основном за счет развлечения и удивления читателей, удовлетворения их информационных потребностей во внеполитической и внепрофессиональной сфере.

          Сравнительно недавно в Ростове появилась подружка "Вечерки" -"Газета Дона" и сразу привлекла к себе внимание ростовчан от мала до велика. Учредитель и издатель ООО "Пресс-Центр", главный редактор И.И. Алексеенко. Круг тем знакомый: криминал, популярные персоны, эстрадные или иные звезды, культура, тусовка, спорт и, разумеется, все, что связано с взаимоотношениями полов. Рубрики немного веселей предшественницы (хоть и молодо, но не зелено): "Сигнал SOS", "Скрипучим пером", "Слухи в ухи", "Всяко разно", "Гадский вопрос", "Дона у юриста", "Ха-Ха", "Знакомства". Преобладающие жанры бульварной прессы - традиционны: корреспонденция, интервью, репортаж, зарисовка. Не грешит "Дона" и перепечатками материалов из других газет. За время своего существования она "потолстела" с 16 полос до 24, а теперь и до 32. "В семействе тем и рубрик - прибавление. Появилась детская полоса "Донюшка"; полоса для дам Дона "Как женщина женщине"; полоса "Московские тайны" - о том, как и сколько они там воруют и когда, надеемся прекратят".("Газета Дона". № 4. 28 января 1999г.).
          "Газета Дона" старается изо всех сил завоевать, привлечь, обольстить ростовчан. Пример: 1 рубль 50 копеек стоит "Газета Дона". "Если с вас взяли больше, звоните по тел. 66-31-31. Вас обманули. Обманули и нас, так как за счет низкой стоимости "Газета Дона" стремится обрести как можно больше новых друзей. "Газета Дона" доступна всем. Сегодня она не может позволить себе быть дороже буханки хлеба". ( "Газета Дона", № 3. От 31.12.98г.) Для привлечения все большей аудитории газета устраивает всевозможные конкурсы с денежными призами. "Дерзай, читатель, вчитывайся. Твой труд будет вознагражден". ("Газета Дона", № 2. От 25-31.12.98г.).
          В стиле бульварной прессы вести игру с читателем, когда в заголовке журналист пишет одно, а в заметке - по смыслу - совсем другое. Этот прием использует и "Газета Дона". Например: "Кто наградил мэра Ростова-на-Дону М. Чернышова симпатичным пацанчиком?" Интригует? Не обольщайтесь. Пацанчика, то есть внука, мэру подарила дочь М. Чернышова. (См. № 3 (6). 21. 12.99г.) или "С кем Горбачеву жена изменила?", а в заметке речь идет о совсем другом Горбачеве из г. Таганрога. (№ 19. 13.12.99г.) Эти игры со смыслами становятся просто отличительным признаком современной прессы.
          Тираж еженедельника 34.000 экземпляров, значит - есть спрос на издание такого типа. Для газет, именуемых "бульварными", характерна тематическая универсальность и стремление к тотальному охвату аудитории. Однако динамичность развития прессы способствует появлению конкурирующих изданий в рамках одного типа, в том числе и "бульварного". Следовательно, нужна только профессиональная бульварная пресса, нужны профессионалы бульварных печатных утех. Думается, они уже есть сейчас.

Назад

Рассуждение о литературно-художественной критике [Д.Пэн]

Образ идеальной женщины: каким его представляли в России 100 и 200 лет назад [В.Смеюха]

Свобода совести в современных условиях [А.Фролова]


№ 13 [19] 6 июля 1999 г. Вернуться в содержание