Анна Колобова

Исправленному - верить!

Ростове-на-Дону, похоже, возникла интересная традиция - в конце каждого столетия открывать театр. В 1899 году был построен Нахичеванский городской театр, ныне театр юного зрителя, а ровно век спустя… В Ростовском музыкальном театре состоялась первая премьера - опера Ж.Бизе "Кармен". Режиссер-постановщик - народный артист и лауреат Государственной премии республики Беларусь Владимир Экнадиосов. Дирижер - Юрий Машин. Художник-сценограф - Ирина Агуф.
          Жил-был в городе Ростове академический театр драмы имени Максима Горького. И занимал он в официальной табели о рангах первое место - ну хотя бы за счет своей монументальности. И был у него соперник, тоже академический, театр юного зрителя - масштабом поскромнее, но зато с независимым характером и со склонностью к эксперименту. А больше соперников, можно сказать, и не было. Имелись еще, правда, кукольный театр и театр музкомедии. Но они работали каждый для своей публики (первый ставил сказки для детей, второй - оперетты для пенсионеров) и место свое знали.
          А столичные гастролеры вообще о существовании других театров, кроме горьковского, и не подозревали, поскольку такого огромного зала больше нигде не было. А зачем на свете гастролеры? Чтобы платить театру деньги (и немалые!) за аренду. А зачем театру деньги? Ну это уже по Винни-Пуху: "А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед! А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел! По-моему, так!"
          А еще была посреди города стройка. И длилась она не одно десятилетие. И уже старожилы с трудом припоминали, что и когда здесь начали строить. Как вдруг к юбилею города, словно по мановению волшебной палочки, возник на месте безобразного строительного забора красавец-дворец, похожий на белый рояль. И нарекся он Ростовским музыкальным театром.
          Характер у новорожденного оказался весьма бойкий. Едва успев стряхнуть с себя строительный мусор, он уже сумел провести в своем здании самого высокого уровня торжественное заседание, посвященное 250-летию Ростова, потеснив театр Горького, где до сих пор подобные мероприятия проводились. Да и гастролеров, по слухам, собрался к себе переманивать. Хорошо хоть в творческом плане разногласий не предвидится - жанры разные.
          Впрочем, нас, зрителей и слушателей, все эти закулисные интриги волновать не должны. Для нас интересно другое. Ведь новый театр является официальным преемником театра музкомедии. Так вот, не станет ли столь долго ожидаемое открытие музыкального театра всего лишь помпезным новосельем музкомедии? Или практически полное обновление руководства и значительные изменения в составе труппы сделают свое дело и Ростов получит, наконец, театр, где будет достойно представлена опера?
          Несомненно, эти соображения учитывались при постановке "Кармен" - премьеры, открывшей сезон.
          Первое впечатление: на создание этого спектакля не пожалели ни сил, ни денег. Он сделан роскошно и ярко. Это касается и сценографии, и костюмов, и световых эффектов (по слухам, театр приобрел немыслимую светотехнику за немыслимую сумму). Другими словами, опера "Кармен" выглядит именно так, как она и должна выглядеть. Стало быть, и оценивать ее должно не по провинциальным меркам, а по общечеловеческим.
          Уточню дату своего посещения театра - 11 декабря, поскольку актерский состав неодинаков в разные дни, например, только в заглавной роли заняты четыре исполнительницы. Кроме того, пока спектакль, что называется, не "накатан", разные его представления могут сильно отличаться друг от друга.
          У меня, скажем, создалось впечатление, что в тот день исполнители не смогли сразу взять нужный разгон. В результате, во-первых, не было в начале оперы мощной, безудержной (и при этом строго организованной) ритмической стихии, которая должна была с первых же тактов обрушиться на зал. Моментами даже создавалось впечатление, что оркестр и вокалисты существуют каждый в своем ритме. А во-вторых, исполнители главных ролей (в большей степени Кармен - Анна Маркарова, в меньшей - Хозе, заслуженный артист России Геннадий Верхогляд) поначалу выглядели бледновато. Визитная карточка Кармен - Хабанера - была почему-то исполнена в убийственно медленном темпе и полушепотом. Может быть, постановочный изыск? Навряд ли.
          Но театр на то и театр, чтобы в нем происходили чудеса. Выровнялись темпы и уровни звучания, а главное, простите за банальность, возникло единое энергетическое поле, связавшее всех участников спектакля. И уже к концу первого действия Кармен раскрепостилась и, что называется, распелась, обнаружив хорошие вокальные данные, Хозе очень этому обрадовался и запел еще лучше, оркестр "разыгрался", а, учитывая, что хор и балет были изначально хороши, спектакль зажил полноценной и яркой жизнью.
          Да, не боюсь повториться, здесь все очень ярко. Чувства - на пределе, в диапазоне от наивного веселья до острого трагизма. При естественном лидерстве главной пары Кармен - Хозе максимально выразительны персонажи второго плана. Каждый из них убедительнейшим образом воплощает определенный типаж - полутона не в чести на этой сцене (говорю это отнюдь не в упрек - это вполне совпадает с авторским замыслом). Конфетно-пасторальная Микаэла (Ольга Иванова) - и очаровательный в своем наивном самодовольстве Эскамильо (Александр Багмат); тяжеловесный солдафон-ловелас Цунига (Александр Мусиенко) - и насмешливые контрабандисты со своими подружками (кстати, ансамбли контрабандистов, особенно квинтет из второго действия, исполнены прелестно и виртуозно). Всюду сильные эмоции и сильные контрасты.
          Лично меня особенно интересовал один вопрос. Наблюдая в свое время в старом театре музкомедии героические, но довольно жалкие попытки освоить жанр мюзикла (например, "Как пришить старушку"), я тогда сделала вывод о вечности и неистребимости опереточных штампов, лезших в упомянутом спектакле изо всех швов. Поэтому было опасение, что опыт, наработанный театром музкомедии, может сослужить плохую службу новому музыкальному театру. Ведь штампы старой доброй оперетты столь характерны, что иногда достаточно актрисе сделать ручкой так, а ножкой эдак, чтобы завалить напрочь стилистику спектакля.
          Так вот, я свидетельствую: ничего подобного не было. Удачи "Кармен", равно как и неудачи, были оперными по своей сути. И это радует.
          Но, да простят меня все, кого это касается, от одной маленькой ложки дегтя я не удержусь - по вредности характера. Дело в том, что совершенно случайно мне попалась на глаза так называемая "летучка" - репертуарный листок большей частью для внутреннего пользования. Там я с немалым удивлением прочла: "11 декабря. "Кармен". Оперетта в 4-х действиях". Опечатка, естественно, но какая!
          Однако после спектакля у меня пропала охота глумиться над "родимыми пятнами прошлого" музыкального театра. Опечатка была исправлена. Прямо на сцене.

Ползучий крах [Л.Фрейдлин]
Почетный англичанин из Таганрога [Е.Шапочка]
Кое-что из жизни драконов [А.Колобова]
Театр на всю жизнь [Н.Старцева]
"Когда, пронзительнее свиста, я слышу английский язык:" [С.Николаев]
Наш главный алиментщик [Г.Болгасова]
Исправленному - верить! [А.Колобова]
ЛГ №51-52 (5771) 22-28 декабря 1999 г. Вернуться в содержание Вверх страницы
На титульный лист
Следующий материал