Георгий Нерсесов

Матрица

ногослойный постмодернистский пирог, выпеченный братьями Вачовски в эстетике киберпанк. Если вам не нравится кулинарная метафора, MATRICY можно сравнить с театральной постановкой, идущей на нескольких этажах одновременно. Зрители могут передвигаться с одного на другой, словно подглядывая за реальной жизнью. Кто-то по лености либо тугоумию застревает на лестничных пролетах, но это не самое страшное. В конце представления оказывается, что в здании нет ни входов, ни выходов, а то, что принималось тобой за авангардный спектакль, и есть более или менее реальная жизнь.
          Кое-кто поспешил окрестить МАТРИЦУ первым фильмом XXI века. Это верно лишь отчасти. По части спецэффектов и головокружительных трюков фильм, возможно, и принадлежат наступающему тысячелетию. Но по всем иным характеристикам МАТРИЦА - типичнейший для ХХ века текст (под текстом в современной науке и критике понимается любое произведение искусства), обладающий всеми принципиальными чертами культуры эпохи постмодерна: амбивалентностью, сложным и неоднозначным отношением иллюзия/реальность, неомифологическим мышлением. Дальше - по пунктам.
          Амбивалентностью называется такое сложное построение произведения, которое изначально содержит невероятный простор для интерпретаций и прочтений. В литературе гроссмейстерами такой магической игры с читателем являются Борхес, Набоков, Фаулз. "МАТРИЦА" блестяще реализует этот принцип. Общаясь с друзьями и знакомыми, посмотревшими фильм, я каждый раз выносил что-нибудь новое. При некоторой неизбежной заданности прочтения, каждый из них имел собственную гипотезу, чаще всего, не одну. Более того, автор этих строк на момент опубликования материала посмотревший фильм в кинотеатре 3 раза, вновь и вновь покидал просмотровый зал с новыми открытиями.
          О сложном взаимоотношении и все более глубоком взаимопроникновении иллюзии и реальности (точнее, ирреальности) в ХХ веке сказано многое. Современная философия давно отказалась от практики реальности в качестве совокупности всего материального вокруг нас. На самом деле реальностей невероятное количество и все они виртуальные (от латинского virtus-истина), то есть, в той или иной степени истинные.
          "МАТРИЦА" - сложнейший неомифологический интернет, в котором причудливо и замысловато сплетаются архаические языческие мифы, христианские догматы и парадоксальные буддийские каноны. Герой Кьяну Ривза, впервые после блестящих ролей молодости ("Мой личный штат Айдахо", "На гребне волны", "Опасные связи"), Томас Андерсон работает клерком в скучнейшей компании (сразу почему-то вспоминается Дуглас Коупленд), а в социально неангажированной части своей жизни продает запрещенный хакерский товар таким же хипстерам, как и он сам. Но приходит время ему узнать, что он - Избранный, идеальное существо, которое должно спасти мир (обыгрывается идея второго пришествия), этакий чернявый декадентский римейк Лилу из "Пятого элемента". Для этого ему приходится пройти усыпанный терниями путь как физического совершенствования (благо, придумали компьютер и всем разновидностям восточных единоборств можно научиться за 10 часов, работая как МАШИНА), так и очищения сознания (аллюзия на дзэнское "саторн"-просветление). Его, подобно Христу в пустыне, искушает дьявол (герой Джо Пантолиано с говорящей фамилией Cypher, сокращением от Люцифер), наставляет Морфеус, истинный гуру-предтеча Мессли в исполнении растолстевшего Лоренса Фимберна ("Бойцовая рыбка"), "Котлан-клуб", "Король Нью-Йорка", "Цепь"), он погибает от пуль репликантов-агентов-фарисеев, но любовь женщины (одновременно жестко-брутальная и невероятно теплая и сексуальная Тринити в исполнении Кэри-Энн Мосс), олицетворяющей живительные силы Матери-Земли возвращают его к жизни! Еще куча прочтений и тонких аллюзий, подвластных исключительно вам. По "МАТРИЦЕ" можно писать диссертации и толстенные исследовательские работы, но лучше посмотреть ее хотя бы раз.
          "МАТРИЦА" убивает всех белых зайцев сразу. Это блестящий Filmnoir, культовое кино для любителей восточных единоборств и компьютерных игр, фильм-мечта хакеров и киберпанков всей планеты, блокбастер с вновь заблиставшей суперзвездой в главной роли и предмет горячих споров для интеллектуалов в очках. А еще притча о… А еще…
          И, продолжая почему-то не понравившуюся вам кулинарную метафору, остается только посочувствовать тем "гурманам", которые походу в шикарный ресторан, подающий фирменное блюдо, предпочтут разогреть пиратский полуфабрикат в домашней видео-микроволновке.

Письмо в редакцию из Международного Фонда Милосердия и Здоровья
День Святого Валентина [Ю.Савченко]
Третий год в Сети [А.Акопов]
Отчет по РЭГ на 01.01.2000 г.
© Нерсесов Георгий Вернуться в содержание Вверх страницы
На титульный лист
Следующий материал