Наталья Боровская

Чистый звук

Наталья Боровская
 Всем, кого это касается:
          Сусанна Арабкерцева из Ростова-на-Дону, СССР, посетила г.Алтуну, штат Пенсельвания, США, с 12 по 22 октября 1989 года.
          Во время пребывания в Алтуне Сусанна Арабкерцева 19 октября 1989 года дала концерт в зале высшей школы Алтуны. В концерте она исполнила произведения Рахманинова, Скрябина, Шопена, Бетховена, Гершвина, Комитаса, Глюка, Массне, Мендельсона, Баха и Шумана.
          Концерт собрал более 1400 слушателей, которые стоя устроили овацию пианистке. Ее пианистическая техника прекрасна и ее интерпретация музыки столь эмоциональна, что вызвала у многих людей слезы.
          Опытные музыканты-профессионалы, которые слушали ее игру, определили, что ее исполнение - высшего уровня, и ей было высказано много просьб и предложений дать в будущем еще концерты в Алтуне.
 
Элин Вульф, сопредседатель
Комитета мира и справедливости
15 мая 1990 года

ак встречают Сусанну Арабкерцеву всюду, где она играет. Более восьмисот концертных выступлений в США (г.г. Вашингтон, Алтуна, Крэнстон, Бостон), Германии, Италии, ближнем зарубежье, европейской части России, Сибири, Чукотке и, конечно же, в городах Ростовской области.
          Поступление в Московскую консерваториюЛауреата международных конкурсов пианистов профессора Ростовской консерватории им. С.В.Рахманинова Сусанну Борисовну Арабкерцеву часто приглашают и как вдохновенного исполнителя, и в жюри различных конкурсов. От приглашения играть она не отказывается никогда. Играет всегда много, чаще бесплатно, повинуясь неутолимой потребности дарить себя людям.
          Как пианистку и просто замечательного человека ее знают, любят и ждут в Ростовском госуниверситете, Таганрогском радиотехническом, Южно-Российском государственном техническом университете (бывшем Новочеркасском политехническом), Донском государственном техническом университете, НИИ онкологии, где она дает концерты и сотрудникам, и больным; в Краеведческом музее, Доме пенсионеров, Обществе Рерихов - круг ее слушателей очень широк и постоянно расширяется. Она способна открыть мир классической музыки и совсем неискушенным в ней людям, и доставить удовольствие тонким знатокам.
          Но, пожалуй, более всего Сусанна Арабкерцева дорожит своей ростовской аудиторией, постоянными слушателями, многие из которых подобно профессору РГУ, нейрофизиологу Т.В.Алейниковой не пропускают ни одного из ее концертов. "Я горжусь Вами", - говорит Арабкерцева, обращаясь к "своему" залу.
          Большие почитатели творчества Сусанны Борисовны - известные ученые (не только в России, но и за рубежом), среди них - член-корреспондент РАН, химик и философ Ю.А.Жданов, директор НИИ онкологии, академик РАМН, профессор Ю.С.Сидоренко, называющий ее "ростовским чудом"; профессора РГУ: биолог Г.А.Кураев, математики М.М.Драгилев и Ю.Ф.Коробейник, химик В.А.Коган, который в свойственной ему ироничной манере утверждает, что "приходит на концерты Арабкерцевой, как в реанимацию, потому что после концерта выходит освежённый, с новыми силами, новым прекрасным ощущением жизни".
          По специальным приглашениям Сусанна Борисовна неоднократно играла на международных научных конференциях и съездах. Благодарная атмосфера таких концертов очень дорога Арабкерцевой. В переполненном зале всегда удивительная, сопереживающая тишина. Отзывы обычно сдержанных ученых - нескрываемо хвалебны.
          Вот уже третий год каждую первую среду месяца в 17 часов в Донской государственной публичной библиотеке раскрываются двери "Музыкального салона Сусанны Арабкерцевой". Вход в салон свободный. Ведь большинство жаждущих духовной пищи - люди небогатые.
          Начало работы в Ростовской консерватории"Музыкальный салон Сусанны Арабкерцевой" - не концертная площадка. Ей хочется дать людям возможность общения с великими собеседниками - композиторами, с Музыкой и, благодаря ей, - друг с другом. "Дефицит общения обедняет нас не только с сугубо человеческой, но и с профессиональной точки зрения, потому что творчество - это всегда диалог", - говорит Арабкерцева.
          Я не встречала исполнителя, которому в такой же степени как Арабкерцевой было важно, чтобы ее услышал каждый, услышал сердцем. Обычно разнообразная программа порой трудна, но всегда доступна, потому что исполнение музыкального произведения дополняется ненавязчивым и увлекательным разговором. Это раскрепощает и позволяет непосвященным войти в мир образов и переживаний классической музыки.
          Арабкерцева убеждена, что различие между творцом и слушателем (особенно, талантливым слушателем) относительно. Сознательно стирая грань между исполнителем и аудиторией, в которой всегда наряду с пожилыми - молодежь и дети, люди самого разного социального статуса, взглядов и вкусов, Арабкерцева создает атмосферу духовного подъема, любви, удивительного единения. Ее главная забота о том, чтобы в борьбе "за кусок хлеба" люди не растеряли истинные духовные ценности. Она предлагает слушателям высказать, какие чувства и мысли рождает прослушанная музыка. Хвалит за интересные замечания. Порой, люди, не занимавшиеся ранее литературным творчеством, тут же, в зале начинают писать стихи. Пусть они не совершенны, дело не в этом: то, что творит Арабкерцева с залом, можно назвать медитацией, вызывающей к жизни все лучшее, раскрывающей неведомые творческие способности. Она умеет видеть личность в каждом человека, возвышает людей, внушает веру и надежду.
          О том, как нужна Арабкерцева людям, красноречиво говорит объемистая пачка писем, переполненных словами благодарности. "Доброта и высочайший профессионализм Сусанны Борисовны безграничны. Благодаря ей мы не отлучены от прекрасного", - пишет семья Тюриных. А вот совершенно трогательное поздравление от детей - участников конкурса пианистов в Ворзеле, пригороде Киева: "Дорогая Сусанна Борисовна! Большое благодарное и сердечное спасибо за Ваши ценнейшие откровения, за тепло, мудрость и благороднейшую доброту. Спасибо за то, что Вы - это Вы, остающаяся, несмотря на все жизненные многообразия, верной всему самому глубокому. С любовью, Леша и Лиана".
          Подобных писем десятки.
          "Сусанна Борисовна - необыкновенный человек - сказал мне профессор РГУ, математик М.М.Драгилев. - Я пришел на ее концерт совершенно больной. Ухожу - здоровым".
          Вручение диплома академика Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности человека (1999)"Игра Сусанны Арабкерцевой - достойной ученицы всемирно известных Якова Флиера и Беллы Давидович, - сказала музыковед, либреттист, преподаватель консерватории Г.В.Воронина, - действенна и мужественна. Я не впервые ощущаю, как во время ее концертов со сцены в зал льется поток доброй энергии. Я шла на концерт с головной болью. Боль прошла".
          Соматически оздоровляющее воздействие концертов Арабкерцевой отмечают многие. Музыкотерапия, психология творчества и восприятия музыки - Арабкерцева изучает все, чем музыкант может практически помочь людям. В одной из своих статей она пишет: "…может быть, более всего душа человека, измученного стрессами, нуждается в очищении и лечении каким-то особым способом. Здесь, как мне думается, музыка оказывает истинно удивительное действо. Все литургии и мессы создавались для исцеления человеческой души". "Я очень хочу дарить людям радость, улыбку, исполняя музыку Моцарта, Шопена, Комитаса", - говорит Сусанна Борисовна.
          В 1998 году за ряд работ, посвященных влиянию музыки на состояние экологической чистоты общества, Арабкерцева была избрана Действительным членом Международной Академии наук Экологии безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) и возглавляет в ее Донском филиале структурное отделение "Экология души". Противостоять акустическому загрязнению окружающей среды и содействовать этим нравственному очищению - ее добрая миссия.
          При этом академик Арабкерцева отнюдь не академичный человек. Она очень проста в общении, обладает замечательным чувством юмора и наряду с классической музыкой принимает и современную, считая, что все направления в развитии музыки имеют равное право на существование. Ведь многое из того, что стало классикой, в свое время было музыкой демократической.
          Однако среди современной молодежной музыки слишком много дешевого низкопробного безграмотного примитива, наркотической магии животного начала, отупляющего и оглупляющего, рассчитанного на неразвитый вкус и неразвитое сознание. Поэтому души молодых людей особенно нуждаются в очищении - считает Сусанна Борисовна.
          Всероссийская конференция химиков в Кисловодске, 1997По инициативе Арабкерцевой и доцента консерватории Г.Калошиной, при деятельной поддержке ректоратов РГУ и РГК была создана программа "Консерватория - университету". И вот уже год студенты и преподаватели РГУ 2 раза в месяц бесплатно слушают музыку, исполняемую для них в клубе РГУ преподавателями и студентами консерватории.
          Отвечая на вопросы журналистов (газета "Академия", №2, 2000 г.), Арабкерцева горячо приветствовала восстановление в вузах и ряде других учебных заведений молодежных культурных центров, их просветительскую работу, развитие творческих возможностей студентов на образцах высокого искусства. Она сама участвует в деятельности этих центров, возрождая забытое "клубное общение".
          "Призвание художника - освещать глубины человеческого сердца" - говорил Роберт Шуман, великий немецкий композитор. Вся классическая музыка построена на этом принципе. Но музыка - это язык, речь, обращенная и к сознанию, и к подсознанию (Арабкерцева считает, что исполнительство сродни ораторскому искусству).
          В какой мере музыка способна воздействовать на человека зависит и от музыки, и от слушателя, и от мастерства исполнителя, и характера его интерпретаций.
          О способности Арабкерцевой раскрывать глубины сердца обычно говорят восторженно. Сама же она оценивает свои возможности очень скромно, считая, что просто по мере сил старается оправдать великий дар жизни. На таких исполнителей, как, например, Рихтер и Нейгауз, смотрит как на недосягаемые вершины. Впрочем, говорят, что и Рихтер, и Нейгауз играли не всегда одинаково гениально. Очень много факторов влияет на состояние пианиста. В этом отношении и исполнение Арабкерцевой иногда бывает неровным. Это естественно, и потому мы судим артиста по его лучшим работам.
          Игра Арабкерцевой всегда вдохновенна и страстна. Она блестяще исполняет с оркестром редко исполняемые женщинами-музыкантами 2-й концерт Сен-Санса и рахманиновские концерты с их неженской мощью. По моему мнению, Рахманинов ей удается лучше всего, и не только рахманиновская мощь, но и удивительная акварельность его "Сирени" или "Маргариток". Но порой, кажется, что ей доступно все. Она способна тонко передать импрессионистическую воздушность Дебюсси и молитвенную возвышенность "Ave Maria". А как Сусанна играла Баха, посвятив ему целый концерт! Она сумела открыть слушателям его бесконечную многогранность, глубину и страстность. Мы услышали и Баха созерцающего, и Баха поющего, и Баха - мыслителя, и детски-непосредственного, и аскетически-сурового. Она сумела показать непреходящее величие Баха как величие самой жизни. Более того, она показала идущие от Баха волшебные нити единой духовной традиции, связывающей очень разных композиторов разных времен. Это было волнующе, слышать, как рождаются в баховской фантазии до-минор ростки пламени, переходящие в революционный этюд Шопена или в трагизм "Патетической" Бетховена. Она показала, как важны для чистоты восприятия идеи профессионализма.
          5. Клуб 'Созвучие' в Донской библиотекеКлассическая музыка имеет вечную жизнь потому, что, выражая вечные ценности, существует в индивидуальных интерпретациях исполнителей. "Здесь копирование недопустимо, - говорит Арабкерцева - интерпретация - тест на зрелость музыканта". Каждый исполнитель дает произведению новую жизнь.
          Я знаю людей, которым интерпретации Арабкерцевой чужды, но это происходит из-за различия мировосприятия и нисколько не умаляет ни исполнительского мастерства Арабкерцевой, ни того огромного дела очищения духовной среды, которому, без преувеличения, она посвящает свою жизнь.
          Можно только удивляться, откуда Арабкерцева, физически не слишком крепкий человек, черпает силы. Ведь профессиональное исполнительство музыканта такого уровня предполагает ежедневную многочасовую работу за инструментом.
          Я знаю, что силы ей дает, прежде всего, сама музыка. Но Сусанна Борисовна часто говорит и о том, какой испытывает прилив сил от непосредственного общения с такими личностями, как, например, Ю.А.Жданов или Ю.С.Сидоренко, и от ощущения "обратной связи" со слушателями, как "держит" ее в жизни сознание необходимости людям. Может быть, в этом секрет ее неутомимости?
          А ведь мы еще не говорили о педагогическом творчестве Арабкерцевой. В различных городах мира работают десятки ее выпускников. Подготовленная ею Т.Дармодехина, стала победителем на Международном конкурсе пианистов "Леопольд-Беллан" в Париже. Сусанна Борисовна - автор многочисленных статей и 20-ти научно-методических монографий, раскрывающих ее отношение к музыке, музыкальному творчеству, гармонии музыки и поэзии. Ее исследования по проблемам теории и истории музыкального исполнительства, по вопросам эстетики и методики обучения игре на рояле завоевали признание и используются другими преподавателями. Выступления Арабкерцевой на Международных конференциях по вопросам взаимосвязи искусства и науки вызывали неизменный интерес.
          Сусанна Борисовна любит цитировать слова известного шахматиста Тартаковера:
          "1. Есть люди, которые не умеют играть, но не знают об этом. Это - невежды. Их надо избегать.
          2. Есть люди, которые не умеют играть, но знают об этом. Это - люди разумные. Им следует помогать.
          3. Есть люди, которые умеют играть, но не знают об этом. Это - люди скромные. Их надо уважать.
          4. Есть люди, которые умеют играть и знают об этом. Это - мастера. У них надо учиться".

          У Арабкерцевой есть чему учиться. Богатый внутренний мир выплескивается в интереснейших беседах. Разговор с нею, страстный, заинтересованный, увлеченный - это неожиданные ассоциативные всплески, мысли сменяют одна другую как искры костра, вспыхивая и угасая, чтобы вспыхнуть вновь. Она делится сокровенным, но никогда не поучает. Более того, она постоянно говорит, что ощущает себя учеником. Эта тема вечного ученичества, как вечное стремление к чистому звуку - одна из важнейших тем ее личности. "Мне всегда не хватало знаний", - говорит Арабкерцева.
          - Всегда? - переспрашиваю я.
          - Да, Вы правы. В раннем детстве меня заниматься на фортепиано порой заставляли. Но я была послушной девочкой.
          Образцами поведения и отношения к людям для Сусанны всегда были ее родители: ушедший из жизни три года назад отец Борис Степанович Арабкерцев - известный в городе архитектор, личность яркая при необычайной тактичности и скромности; мать - добрейшей души, Маргарита Аркадьевна - профессиональный инженер и профессиональный музыкант.
          "Родители много работали, и за моими музыкальными занятиями очень внимательно следил дедушка. Он безумно любил музыку, неплохо пел. Дедушка дал мощный импульс моему духовному развитию. Он формировал круг моего чтения, привил любовь к русской литературе конца XIX - начала ХХ века. Читала я много, увлеченно. Ассоциативные связи музыка-литература оказались очень важны для моего развития как музыканта".
          Природа одарила Сусанну абсолютным слухом, музыкальностью, родители - поющей душой и способностью к сопереживанию. Всю жизнь она приумножала свой дар огромной работой над собой.
          На конференции в ТаганрогеШестилетним ребенком Сусанну привели в Ростовскую музыкальную школу им. М.М.Ипполитова-Иванова. Первые учителя - Бетя Моисеевна Штейнбух, затем Галина Сергеевна Сармакешева, увидев дарование, всей системой обучения направляли ее на пианистическое будущее.
          Доцент Ростовской строительной академии, математик Е.Э.Кадомцева, которая училась в параллельном классе той же школы, помнит, что Сусанна отличалась от других детей не только музыкальной одаренностью, но и очень большой скромностью, достоинством, благожелательным отношением к другим, менее способным, необыкновенной сосредоточенностью и трудолюбием. Скромность Сусанны Борисовны и сейчас доходит до того, что об ее успехах даже друзья узнают не от нее и спустя время.
          Коллега Арабкерцевой по консерватории доцент Г.Калошина тоже училась в школе им. М.М.Ипполитова-Иванова. Как очень яркое впечатление жизни запомнился ей тот день, когда Сусанна Арабкерцева - ученица 4 класса исполняла на сцене концерт Дмитрия Кабалевского для фортепиано с оркестром.
          Переписка с Дмитрием Борисовичем Кабалевским сыграла большую роль в формировании личности Сусанны. Ноты фортепианного концерта Кабалевского с его дарственной надписью - семейная реликвия.
          На международном конкурсе пианистов в Сицилии (г. Рагуза, Италия)После музыкальной школы - учеба в Ростовском музыкальном училище и снова ее направляют мудрые руки замечательного педагога Валерии Игоревны Варшавской. "Сейчас меня удивляют коллеги, которые не хотят работать с детьми. Я с удовольствием работаю не только со студентами, но и в музыкальной школе при консерватории, и понимаю неразрывность трех ступеней музыкального образования (школа - училище - консерватория). "Путь к чистому звуку закладывается в детстве", - говорит Сусанна Борисовна.
          Своих первых учителей она вспоминает часто, с неизменной благодарностью и поклонением, как и Дмитрия Борисовича Кабалевского, по просьбе которого знаменитый Яков Флиер прослушал Сусанну и благословил на поступление в Московскую консерваторию.
          Московская консерватория. Осуществившаяся мечта. Именно здесь Сусанна прониклась творческим понятием школы, ностальгия по которой так сильна до сих пор. Оборин, Гольденвейзер, Флиер, Зак - при всем различии творческих почерков - были проникнуты беззаветным служением единому Богу - Музыке и охвачены одной идеей - жестокого профессионализма, полной самоотдачи. Вся атмосфера консерватории стимулировала жадность к знаниям. Именно в Московской консерватории осознала она в себе эту неутолимую потребность учиться, ставшую частью ее натуры.
          Педагоги Московской консерватории! Духовно богатые, они щедро разбрасывали искры идей. Здесь не было строго очерченного круга: один ученик - один преподаватель и жесткого разделения на различные специальности, хотя основой считались вокал (потому что чистота музыкального интонирования начинается с интонирования голосового) и дирижирование.
          С Сусанной много занимались Лев Власенко, Яков Флиер, Белла Давидович. Но в памяти остались и советы Давида Ойстраха и Мстислава Ростроповича, нередко посещавших занятия пианистов. "Моим Богом в консерватории был Эмиль Гилельс. Я поклоняюсь ему всю жизнь. С гилельсовского пианизма, его "магнитов в концах пальцев" началось мое реликтовое отношение к инструменту. Возможности рояля безграничны. Он может звучать - подобно оркестру или органу. Но, благодаря тому, что мы видим на рояле 7 нот, в отличие от других инструментов, где общение с чистым звуком виртуально, создать на рояле чистый звук проще, и мы должны к этому стремиться".
          Сусанна Арабкерцева любит повторять слова Генриха Нейгауза: "Талант - это страсть плюс интеллект". Арабкерцева скромно считает, что страсть появилась у нее уже после консерватории, а в консерватории она послушно выполняла волю педагогов. И потому ее самой сильной стороной в то время была техника.
          Член жюри международного конкурса пианистов в КиевеЕсли и были открытия и законченные интерпретации, то неосознанные, интуитивные. "Только сейчас понимаю, как много ненужного можно было искоренить в то время. Это подталкивает к педагогическим находкам в Ростовской консерватории, куда я была направлена на работу после окончания Московской консерватории, а затем ассистентуры при ней". Заметим, что и консерватория и ассистентура были окончены с отличием.
          - Что для Вас педагогическая работа? Некоторые музыканты считают, что она мешает исполнительству.
          - Нет, нет! Наоборот. Педагогическая работа - часть всей моей творческой жизни. Только благодаря ей я, спустя годы, смогла освободиться от свойственной мне скованности, закомплексованности. Педагогическая работа, как и общение со слушателями, помогает постигать собственное я, а это просто необходимо для исполнителя". Действительно, познание таких композиторов, как, например, Бах, - это обязательно и самопознание.
          "На 75% всему я научилась у учеников. Даже у самых плохих учеников многому можно научиться. Их ошибки заставляют до боли осознавать, как следует помочь каждому в овладении профессиональными навыками".
          Арабкерцева убеждена, что в педагогике нет мелочей (как и вообще в жизни). Она ввела в практику работы своих учеников специальные тетради для записи выдержек из прочитанного, мимолетных мыслей и впечатлений. Все способно трансформироваться в творчество. Арабкерцева знает это по себе. Оказывается, она еще успевает и читать. Читает много. Настольные книги - Б.Пастернак, А.Ахматова, М.Цветаева, Г.Гессе. Цитируя С.Дали, она говорит о том, что "пока человек не постиг чистый рисунок, он не может стать художником". "Но с каждым учеником я делаю рисунок по-разному", - добавляет Сусанна Борисовна.
          - Воспитание чувств - вот главное, наряду с профессионализмом, - считает Арабкерцева, - автоматизм движения руки и пальцев не должен превратиться в механическую игру. Арабкерцева в постоянном поиске того "чуть-чуть", той зыбкой меры на грани рационального и эмоционального, которая и рождает Артиста.
          Она увлеченно рассказывает о механизмах взаимодействия различных видов памяти, сознания и подсознания в процессе обучения, различных педагогических подходов, об "арочной" педагогике, о педагогике "стилевой", о том, почему и как важно накапливать произведения по стилям для более глубокого постижения Музыки.
          "Чистые звуки должны рисовать художественный образ в соответствии со стилем автора. Училась и учусь этому у Гидона Кремера, Клаудио Аббадо, Монсеррат Кабалье". Чистый звук связан с интонацией. Владение звуком как интонацией - в этом секрет. Арабкерцева рассказывает о проблеме интонирования голоса, как о слуховом "взвешивании", умении точно произнести каждую длительность, соразмеряя с тем временем, которое отпущено композитором. "Музыка - это хорошо организованное время", - цитирует она Стравинского. - Интонация, кантабильность важна как проблема интонирования голосом". Она сознательно играет много переложений для фортепиано вокальных произведений (Ave Maria, романсы Рахманинова), чтобы это постижение вокальности в фортепианном изложении затем проецировать на другие фортепианные произведения того же Рахманинова.
          - Швейцарский пианист Эдвин Фишер пишет о дилетантах, которые издеваются над человеческими чувствами, а Глазунов наоборот, говорит, что "лучшими музыкантами были бы дилетанты, если бы они умели играть". Как Вы относитесь к дилетантизму?
          С учениками- Без дилетантов не было бы и профессионалов, но дилетантизм в лучшем понимании, мы, к сожалению, теряем.
          Убежденная в том, что основа основ любого дела - профессионализм, воспитанная в жесткой требовательности в себе, Арабкерцева уверена, что в целом, искусство делают не только яркие личности. "Как в истории живописи, - говорит она, - Рафаэль и ученики, Леонардо и ученики. Кроме того, наряду с Бетховеном должен был появиться и Черни, без учебных этюдов которого сейчас не обходится преподавание игры на фортепиано".
          - Что значит быть Музыкантом? - спросила я Арабкерцеву.
          - Быть Музыкантом - это чистыми руками, чистыми пальцами, чистой душой создавать чистый звук.
          Наверное, вся жизнь Музыканта - это бесконечный путь, вечное стремление, бесконечное приближение к чистому звуку.

Московский театр "Игроки"
Недоходное место [А.Хавчин, Н.Смирнова]
Может ли провинциальная девушка стать моделью? [С.Городничева]
Возвращение сентиментального боксера [А.Волохов]
Не делайте театру больно, господа! [И.Звездина]
Театр из Исландии в Ростове [М.Костюкова]
“Есть одна награда - смех” [И.Звездина]
О поэтике Михаила Щербакова [Г.Хазагеров]
Либретто для "мыльной оперы" [Е.Черепнева]
Мастер творческого портрета [И.Звездина]
Для нее нет границ во времени и пространстве [А.Колобова]
Другому не хватило бы и десяти жизней [Н.Боровская]
Им нравится соединять несоединимое [Н.Боровская]
"Ведьма из Блэр" напугала шоу-бизнес [Г.Нерсесов]
"Исповедь великого грешника" [Г.Нерсесов]
Что в запахе тебе моем? [Н.Соловьева]
Девятые врата [А.Гарматин]
Искусство и литературная критика [Д.Пэн]
Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова]
Как рождается прекрасное [Е.Острижная]
Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов]
История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов]
© Боровская Наталья Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал