Татьяна Дегтярева,
студентка отделения журналистики
Ростовского госуниверситета

Когда бабочки были цветами

чень нелегко быть объективным по отношению к самим себе. Но мы все-таки попытаемся.
           Мы - это студенческий театр при факультете филологии и журналистики РГУ. И мы поставили пьесу. Чем очень гордимся. Пьеса называется "Когда бабочки были цветами". Ее автор - симпатичная девушка из нашего театра Юлия Лагунова. Режиссер - бессменный руководитель нашего движения Владимир Рузанов. Пьеса ставится уже во второй раз. В первый - это была одна из работ юлиного курса режиссерского отделения Культпросвет училища. Тем не менее, обе постановки разительно отличаются: это два совершенно разных взгляда на пьесу как на художественный текст; и как следствие - два его совершенно разных прочтения плюс глубоко индивидуальная работа каждого из режиссеров. Если первая постановка абстрактна, сюрреалистична и требует понимания на уровне подсознания, говоря со зрителями, в основном, на языке символов, то вторая наполнена обыкновенной жизнью и сложным межличностными отношениями: любовью, ненавистью, надеждой, страхом. В результате в последнем варианте была дописана еще одна сцена, помогающая более ярко проявиться характерам Человека с Лестницей и Нового, и развести героев по разным полюсам добра и зла.
          Работа над пьесой была сложным делом не только для режиссера, но и для всего коллектива, потому что "Когда бабочки были цветами" - это первая действительно сложная постановка нашего студенческого театра. Он просуществовал уже год. До этих пор все, что мы делали, было привязано к нуждам факультета. Нас просили подготовить номер на праздник в честь юбилея декана, номер на день первокурсника, капустник для преподавателей к Новому году. Все это было чем-то вроде КВН-овских выступлений, поэтому работа с материалом, поднимающим непростые философские проблемы, оказалась проверкой на прочность. И мы ее прошли, ведь от полученного результата зависело, сможем ли мы развиваться, и стоит ли нам существовать дальше. И то, каково это решение,- результат наших совместных усилий. Дело в том, что и актерам, и режиссеру, и автору приходилось делать все то, чем в серьезном театре занимаются люди специальных профессий: переделывать и устанавливать взятые напрокат в ТЮЗе декорации, придумывать и шить костюмы для всех персонажей, накладывать друг другу грим перед выходом на сцену, устанавливать свет и управлять им и музыкой во время показов. Дружный коллектив нашей театральной студии стал еще крепче, и, наверное, в эти моменты рождалось подмеченное многими критиками-преподавателями умение "слушать и слышать", "смотреть и видеть" друг друга. Очень часто бывает трудно найти общий язык и более похожим людям, а мы все такие разные, и у каждого есть свои амбиции, каждый выбрал свой путь в жизни: есть среди нас и очники, и заочники, и филологи, и журналисты, и историки, и биологи. Но мы рады, что мы есть друг у друга, и что на протяжении наших трехмесячных усилий нас поддерживали люди, не задействованные в пьесе. Ведь совершенно невозможно оставаться на репетиции в зрительном зале: всегда хочется оказаться на сцене и что-то говорить, и что-то делать вместе со всеми, потому что понимаешь: только находясь в постоянном движении, изменяясь, преодолевая себя, можно развиваться и достигать нужного результата.
          Все занятые в постановке примерно одинаковы по уровню актерского мастерства, никто не имел серьезного опыта в прошлом, поэтому представленное зрителю - результат неимоверных усилий режиссера. Нужно раскрепостить каждого, научить проживать чувства не внутри себя, а обращать их к зрителю, заставить ощутить все душевные движения своего персонажа. И нам бы не справиться со всеми этими "бабочками" и "цветами", если бы с нами занимался не настоящий профессионал, а любитель.
          Судите сами: услышав пьесу в первый раз, мы были в совершенном замешательстве. По тексту невозможно было понять, в каких отношениях находятся персонажи, и кто какую несет в себе идею. Однако почти всех слушателей с этого первого раза пьеса сумела обаять своей нестандартностью, актуальностью решаемых философских вопросов. В результате мы сразу отказались от "Дельца" Алексея Толстого, с которым работали до этого. На наш взгляд, простой водевиль известного писателя сильно проигрывал тексту "Когда бабочки были цветами", который автор Юлия Лагунова назвала чудным словом "психоделика", а мы в шутку окрестили "гносеологическим триллером". Проигрывал текст "Дельца" в том, что был, на наш взгляд, слишком прост, прямолинеен и не нес в себе никакого дополнительного смысла. Юлины же герои были больше похожи на нас и симпатичны нам, поэтому выбор оказался в их пользу. Естественно, очень долго пришлось уговаривать нашего режиссера изменить направление нашего движения к постановке пьесы, а он долго отказывался. Потому что, по его собственному признанию, никогда раньше не имел дела с таким материалом и боялся не справиться с ним. Но мы победили, и Владимир Рузанов согласился. Уверены: теперь он не жалеет о своем решении.
          Действие пьесы происходит в чистилище, куда герои попадают после смерти в реальной жизни. Они отказываются принять это как факт и продолжают существовать так, как будто ничего не случилось, и они все еще на земле. Так мачеха (Марта) вечно ссорится со своей падчерицей (Илза), Любовник бросает свою женщину ради другой загадочной девушки (Луна). На самом же деле они в безвременье чистилища, и их жизнь будет оставаться адом до тех пор, пока они не сумеют понять, простить и полюбить. Самый страшный ад - это тот, что существует внутри каждого из нас, тот, который мы сами создаем друг для друга. Лишь сумевшего вырваться (Спут) из этого порочного круга, а не самого сильного и наглого (Новый) заберет с собой ангел (Нич). Заберет туда, где светло, где, все осознав, можно родиться заново и жить счастливым. Потому что в любом аду есть тот, кто послан свыше (Человек с Лестницей), и кто готов бескорыстно подсказать этот путь, потому что он любит, переживает и заботится о каждом из нас. Иногда он уходит не замеченным, но выполнившим свою задачу - разбудить ангела в каждом, даже самом злом и черством сердце. Потому что каждый человек - это ангел, "чья судьба - лететь вниз, в темный туман". Но когда-нибудь туман рассеется, и ангелы вернутся назад, на золотое небо.
           Такова концепция пьесы. Звуковое сопровождение пьесы - музыка группы "Белый Острог" - создает удивительное впечатление, придает оттенок ирреальности всему, происходящему на сцене. Сценография спектакля рассчитана на небольшую аудиторию, в которой и создает камерную обстановку. В зрительном зале помещается всего около 40 человек. Пьеса ставится не в актовом зале, а одной из аудиторий факультета, поэтому актеры не отгорожены от зрителей расстоянием и рампой сцены, отчего возникает более тесный контакт со зрителем, чем это было бы в более просторном помещении. Тем самым продолжается популярная в современном театре тенденция к спектаклям с небольшим количеством зрителей, которых рассаживают прямо на сцене. Хотя в нашем случае это не погоня за модой, а необходимость.
          На показах побывал практически весь преподавательский состав факультета. Почтил нас своим присутствием и декан Евгений Корнилов, приходили актеры, участвовавшие в постановке на режиссерском факультете. Мы рады всем зрителям, потому что работа на сцене - это эйфория, бешеный выброс адреналина и эндорфинов. Это наркотик, от которого невозможно отказаться. Таня Сербина, студентка 4 курса отделения журналистики, игравшая Луну, шутит: "У меня, наверное, начинается "звездная болезнь". Особенно после того, как меня узнали на улице и попросили дать автограф". Для Инны Звездиной, игравшей Марту, эта роль определила ее дальнейшую судьбу. По крайней мере, сейчас она твердо уверена, что в будущем обязательно станет актрисой. У всех остальных есть мечта выступить на каком-нибудь фестивале или конкурсе. Да ведь пьеса и готовилась к фестивалю самодеятельных коллективов, проходящему в РГУ.
          Но теперь хочется выйти за пределы родного университета.

Международная студенческая модель ООН [М.Давлетбаев]
В ожидании третьего звонка [И.Звездина]
Приятное знакомство [И.Звездина]
"Сытный" обед в кафе "Новинка" [Г.Степанова]
Библиотека будет жить! [А.Крамольный]
XXVII научная студенческая конференция факультета филологии и журналистики [Л.Моисеенко, В.Герасименко]
В Татьянин день студенты смеялись до упаду [T.Орлова]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Дегтярева Татьяна Вернуться в содержание Вверх страницы
На титульный лист
Следующий материал