FIDONET |
амый распространенный жанр в электронной сети Фидонет - письмо. По характеру тестов и разновидностей письма в сетях и в печатной прессе практически ничем не отличаются. Здесь все типы писем читателей: письма-запросы, письма-обращения, письма-предложения, письма-жалобы, письма-благодарности и т.п. Приведу несколько примеров.
Письмо-объявлениеЗдравствуй, All! Это объявление опубликовано в местной "эхе" Ростова "Local" и, несмотря на необычную для Фидо популярность изложения, требует небольшого пояснения по смыслу сказанного. Автор текста - заведующий одним из узлов ("сисоп") в связи с переходом но новое место работы сообщает о переводе узла связи ("ноды") на работу по другому телефону, который ему предоставили возможность использовать только в нерабочее время и в выходные дни. Этот новый режим работы он и просит своих "поинтов" (приписанных к его станции пользователей) ввести в программу. Он опасается, что в случае ошибки звонки через модемы пользователей могут раздаваться в рабочее время, предназначенное для обычных переговоров, никак не связанных с Фидонет. (Опасения естественны: ведь начальство сисопа и так пошло ему на уступки, предоставив безвозмездное пользование телефоном в нерабочее время). Подобные объявления особенно часто публикуют "модераторы" (координаторы) эхо-конференций. Содержание таких писем чаще всего касается нарушений правил конференции или их изменений. Например, модератор "Истории Фидо" публикует, обращаясь ко всем своим подписчикам, такой текст: Hello, All! Письмо-запросНарод, так может кто-нибудь все-таки скажет, что за цифра 12 при наборе? Не 1-2, а именно 12. Чем она отличается от обычного выхода, зачем она вообще предназначена? Приведенные выше три примера из двух "эхо-конференций" показывают разные варианты запросов, обращенных чаще всего ко всем коллегам-читателям. Ни один такой запрос не остается без ответа. Часто в ответ на запрос публикуются не только ответы, но и консультации. Письмо-консультацияВ приводимом ниже письме автор цитирует вопросы по поводу конкретной ситуации из предшествующего письма и приводит свои ответы-рекомендации: Нi, Anatoliy! Письмо-мнениеТаких писем тоже довольно много, по самым разным поводам - политической ситуации, международному положению и т.п. В приводимом ниже тексте автор - новичок сети приводит цитаты из ранее опубликованных мнений по поводу смены поколений в Фидо и высказывает своё: Я в Фидо недавно, всего пару месяцев. Для меня это вторая жизнь. Я предан Фидо. Я не просто хотел сюда попасть, я мечтал об этом. "Молодение" Фидо имеет разные стороны. Сюда приходят и потенциальные фидошники, и просто люди, желающие иметь адрес. Я не знаю, фидошник ли я или просто человек с адресом, может, и высказался не в тему, но хоть высказался. Спасибо, что выслушали, извините, если что не так. Я просто излил вам, фидошники, свою душу! Открытое письмоРяд открытых писем было написано в течение нескольких месяцев в связи с ожидаемым с начала 1998 года резким повышением цен на телефонные услуги, от чего больше всего могли пострадать пользователи электронных сетей. Лидеры нескольких сетей создали Комитет "20 декабря" (день намеченной демонстрации протеста), который обратился к всем пользователям: Комитет "20 декабря" считает, что повышение цен на местные телефонные разговоры и приватизация монополиста в области телефонной связи - АО "Связьинвест" и подконтрольных ей 89 телефонных компаний - региональных монополистов, таких как АО "МГТС", без раздела их на части и возникновения реальной конкуренции на рынке телефоннных услуг представляет собой угрозу национальной безопасности Российской Федерации, правам граждан на свободу распространения информации, образованию и научному прогрессу. Россия рискует остаться без Интернета и уровень компьютерной грамотности населения резко понизится. Введение повременной оплаты за местные телефонные разговоры в условиях тотального монополизма операторов телефонной связи допустить нельзя! СтатьяВ большинстве "эхо-конференций" активные пользователи, чаще всего из числа лидеров - сетевых координаторов, модераторов и др. - публикуют статьи из различных изданий. Так, в период борьбы против "повременки" были помещены статьи из газет "Московский комсомолец", "Вечерняя Москва", "Московские новости" и др. Когда авторами статей являются сами "фидошники", они перед тем, как направить текст в редакцию газеты или журнала, помещают его для своих коллег в сети. Например, Андрей Клочков опубликовал в Фидо свою статью "Повременка - мастдай!" до ее публикации в газете "Экспресс-хроника" . Однако нередко фидошники пишут статьи, предназначенные специально для публикации в сети. Одной из таких статей является, например, статья Владимира Матвеева "Телефонный удар по свободе коммуникаций или Монополизм опасен для вашего здоровья" [Владимир Матвеев - All. / ATS.DOC.ALL (конференция форварда офиц. док-тов). 25 янв. 98. 14:54]. Жаль, что размеры данной работы не позволяют привести тексты упомянутых статей. Это было бы доказательством не только высокого публицистического мастерства их авторов, но и полного соответствия названных текстов (по структуре, функции, методу, масштабу) жанру проблемной статьи. КорреспонденцияХотя этот жанр встречается значительно реже, чем все предыдущие, он периодически появляется в большинстве "эх". Обычная корреспонденции в Фидо - это текст, содержащий описание и анализ ситуации в какой-либо местности, как правило, связанный с проблемами вокруг функционирования сети Фидо или с эксплуатацией телефонных линий. Один из примеров - корреспонденция Я.Мельницкого в "эхо-конференции" "История Фидо" под рубрикой (сабжем) "В диаспорах", где автор, проживающий "посередине между Киевом и Львовом", всесторонне характеризует состояние, жизнь и проблемы компьютерных сетей в данном локальном диапазоне компьютерных сетей [Yaroslav Melnitski (2:4624/17.11) - Serge Pekarsky/ FIDONET HISTORY. 24 сен. 97. 09:20]. ЗарисовкаПубликации этого жанра обычно посвящаются романтическим описаниям новых мест, куда распространяется вездесущее Фидо, либо где происходят "фидошные" мероприятия, либо содержат восторженные воспоминания "старого" фидошника (35 лет) о "тех временах", о времени становления сети в России. Огромное количество затраченного времени (собственно, вся юность!) и большие усилия, потраченные автором в свое время на беззаветное служение компьютерному делу, придают такому, отчасти мемуарному тексту, форму зарисовки [Alex Kotelnikoff (2:5055/1) - All. / FIDONET HISTORY. 15 ноя. 97. 01:54]. ОчеркВстречаются в сети и очерки. Из разновидностей этого жанра нужно отметить, прежде всего, путевой очерк. Например, представляет интерес серия путевых очерков, созданная одним из сетевых лидеров Борисом Палеевым в период его участия в международной "сисопке" - конференции руководителей сетевых узлов России, Украины, Беларуси, Польши и некоторых других регионов ("Интерсисопка-97"). В каждой из стран проводились совещания, после чего участники на автомобилях переезжали на новое место, посетив не только столицы, но и мелкие населенные пункты, если там было активное скопление "поинтов" и работал чем-то отличившийся узел компьютерной связи. Деловая часть мероприятия заключалась в обмене компьютерными программами, методиками, идеями, опытом работы. Однако, наряду с деловой частью, автор в каждом из присылаемых в Москву, на центральный всероссийский сервер, материалов дал выполненные в изящном литературно-художественном стиле картины природы, быта, культуры, истории в сочетании с живыми описаниями встреч и бесед с разными людьми, что никакого сомнения в том, что это были именно очерки, не осталось [Boris Paleev (2:5020/113) - All ./ FIDONET HISTORY. 24 февр. 1998. 22:53]. Иногда встречается и портретный очерк, посвященный видному деятелю компьютерной культуры, как правило, исторического плана. В электронных сетях имеют место и другие публицистические и литературно-художественные жанры - репортаж, отчет, сатирическая миниатюра, анекдот, рассказ, сказка, стихи и др. Художественные произведения в основном публикуются, естественно, в отдельных, специально для этого предназначенных "эхах", однако в переписке (как правило, "для всех") они даются с целью ознакомить товарищей с оригинальными собственными творениями, либо стилизованными и транслированными под компьютерную тематику. Среди множества анекдотов о программистах, выделяются анекдоты о фидошниках, малодоступные для непосвященного читателя вследствие обилия профессионализмов и профессиональных ситуаций. Пример классической (и весьма остроумной по сути) стилизации, направленной 7 марта 1998 г. "для всех" ("All") Марией Бондаренко из Харькова (2:462/136.624): У Microsoft-а Win дубовый, Не менее оригинальна серия миниатюрных сказок, стилизованных на основе известных русских народных сказок под якобы сказки народов мира. Фантазии и литературным способностям авторов можно позавидовать. Тут и японский вариант "золотой рыбки" - "Золотой речной дракон", и английская "Курочка Бетти", навеянная "Курочкой Рябой", и бразильская "Сахарная тростинка", которую "посадил на своей фазенде дон-Хуан", а затем - "тянет-потянет и вытянуть не может". И так далее… |
Внутренняя структура сети Фидонет |
№ 6 [12] 16 апреля 1999 г. |