Н.Г. Родзянко,
первый вице-президент Российской экологической академии, профессор
В.Г. Игнатов,
ректор Северо-Кавказской академии, профессор
Проблемы экологического образования на пороге XXI века
а рубеже третьего тысячелетия экологическое образование несомненно достигло больших успехов, если учесть тот ограниченный отрезок времени (около 30 лет) в течение которого оно возникло и развивалось в России и за рубежом. До появления первых учебников и программ проходил процесс (около 20 лет) внедрения в сознание граждан (общества) общечеловеческих ценностей о природе, необходимости ее сохранения, рекультивации и приумножения.
Это движение в сознании общества было связано с проблемами охраны природы и рационального использования природных ресурсов, ограниченность и ранимость которых внезапно почувствовало общество в связи с НТР и новыми техническими возможностями крупномасштабного воздействия на природную среду обитания человека и окружающие его природные ресурсы. Экологическое образование как процесс подготовки специалистов постоянно совершенствуется.
На пороге третьего тысячелетия четко определились проблемы, которые, увы, перейдут и в XXI век:
а) приоритетность прямой - "чистой" подготовки специалистов-экологов; "остаточная" подготовка будет иметь подчиненное значение. "Чистую" подготовку экологов осуществляют в Казанском госуниверситете, Московском университете Дружбы народов и в других вузах, где открыты экологические факультеты, "нечистую" - подготовку специалистов традиционного профиля с дополнительным блоком экологических спецпредметов - практически везде. Так осуществляется подготовка экологов во многих традиционных университетах (МГУ, РГУ и пр.) и в новых технических университетах - бывших политехнических, строительных и других институтах. Показательно, что в традиционных университетах к традиционным названиям кафедр добавляются экологические термины: кафедра экономической географии и природопользования, кафедра физической географии и ландшафтоведения, кафедра охраны природы. Открываются межфакультетские кафедры охраны природы (экологии) в университетах "новой волны", открываются кафедры природоведения (природопользования, ресурсологии), идет процесс дополнения названий традиционных кафедр экологическими терминами, но более замедленно;
б) нерешенность терминологических вопросов, имеющих принципиальный характер: охрана природы, охрана окружающей среды, геоэкология. Наряду с термином "экология", который после конференции в Рио-де-Жанейро вроде бы заменил понятие "охраны природы", самим понятием охраны природы, степени его соответствия экологии, возник еще один принципиальный вопрос: включает ли охрана природы (экология) в круг своих проблем проблемы рационального использования природных ресурсов? Если да, то в какой степени? Проблемы рационального использования природных ресурсов стали объектом изучения еще одной новой науки - природопользования. В целом же нерешенность этих вопросов размывает специальную подготовку экологов. Экологическое движение напоминает в настоящее время движение пацифистов, которые говорят о мире на фоне постоянно происходящих военных конфликтов. В экологическом образовании в основном имеет место широкая подготовка специалистов, развитие экологического сознания общества на фоне продолжающегося нарастания экологических проблем;
в) экологическое образование должно выходить на уровень более углубленной подготовки "чистых" специалистов-экологов, обладающих всем набором инженерно-технических знаний об основных экологически чистых технологиях, применяемых в промышленности и сельском хозяйстве, об используемых системах очистных сооружений, о правилах проведения экологической экспертизы, принципах разработки экологических концепций развития городов, регионов, крупных предприятий. Это - основа подготовки специалистов-экологов;
г) в последние годы вышли прекрасные учебники по инженерной экологии (И.И. Мазур), социальной экологии (Э.В. Гирусов), устойчивому развитию (А.Д. Урсул), экологическому менеджменту (Н.Г. Игнатов) и другим направлениям, позволяющие резко усилить не только специальное, но и общегуманитарное экологическое образование.
На рубеже веков настало время реализации решения экологических проблем, что в существенной степени зависит от экологической подготовки руководящих кадров. Такую подготовку на территории России осуществляют бывшие партшколы, преобразованные в филиалы академии госслужбы.
Экологическое образование руководителей имеет свои особенности, но эти особенности не анализируются, не создаются учебники, рассчитанные на экологическую подготовку умудренных опытом руководителей.
В то же время решение многих экологических проблем регионов, России в целом, находится в прямой зависимости от степени экологической подготовки лиц, принимающих главные решения, утверждающие оперативные и долгосрочные программы.
Главным в подготовке руководителей должен быть прогноз экологических последствий принятия экономических и социальных программ, учет экологического фактора при оценке развития и размещения производственных сил.
В связи с этим, как пример отсутствия учета экологического фактора, можно назвать "концепцию экономической политики Ростовской области", в которой есть все, кроме экологии, хотя в ее подготовке принимали участие два академика Российской экологической академии и видные чиновники областной администрации.
Такая ситуация характерна, к сожалению, и для ряда других регионов России.
Таким образом, экологическая подготовка руководителей, принимающих судьбоносные решения в регионах, районах, городах должна быть существенно улучшена.
Чтобы оценить значение экологической подготовки руководителей перечислим основные экологические проблемы Южного региона России, которые придется решать в ближайшее время:
1. Проведение экологической экспертизы градообразующих предприятий, городов, сельхозяйственных районов и курортных зон.
2. Разработка экологических концепций развития вышеуказанных объектов и в целом всего Южного региона.
3. Строгий экологический контроль за мероприятиями, связанными с освоением шельфа Черноморского побережья, строительством портов, нефтегазопроводов и терминалов в Новороссийске и других портах.
4. Решение проблем комплексного освоения месторождений полезных ископаемых, утилизации отходов ГОК и химических комбинатов (Невинномыск и пр.).
5. Перевод градообразующих предприятий на экологически чистые технологии.
6. Ужесточение контроля за использованием ресурсов питьевых вод.
7. Запрещение строительства атомных электростанций на территории региона, как и ввод построенных (Ростовская АС).
8. Рекультивация почв и ландшафтов, включая решение утилизации пород терриконов и их биологической рекультивации.
9. Охрана и повышение биопродуктивности биоресурсов, прежде всего рыбных и лесных.
10. Решение проблем экологии городов, прежде всего, экологии воздушной среды, земель, водных ресурсов.
11. Создание и реализация экологических целевых программ, таких как "Экология и здоровье", "Развитие АПК и экология" и др.
12. Развитие экологического образования и экологической подготовки руководящих кадров.
Назад
|
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|