INTERNET

Обзор сетевой прессы [выпуск 6]

"Русский журнал" в Интернете

дно из самых значительных сетевых изданий - "Русский журнал" [http://www.russ.ru]. Первый номер "Русского журнала" вышел 14 июля 1997 года. Этому предшествовала весьма тщательная подготовка, связанная с поиском эффективной типологической модели издания, включающей цели, задачи, концепцию и основное проблемно-тематическое направление. Журнал предполагался к выходу в январе 1997 г., но этому помешала, по всей вероятности, неясность в этих вопросах, что видно из статьи первого редактора Глеба Павловского, опубликованной в первом номере. Она так и называлась: "К предварительной концепции журнала". Г. Павловский, рассуждая о "чертах модели", ставил главные вопросы о характере издания: "журнал - КОГО, журнал - О ЧЕМ, журнал - ДЛЯ КОГО". Главное "стратегическое поле" редактор определяет как "культуру книги" и предлагает 4 варианта издания:
          1] "Русский Нью-Йоркер". Журнал российской столицы (воспринимаемой как утратившая геополитическое значение, но борющаяся за интеллектуальную роль метрополия) как средоточие новых ресурсов - окно в иные миры, центр российского метапроектирования, место новых форм жизни. В том числе - и коммутационный узел, связник и точка связи.
          2] Инверсия журнала метрополии: "Земский журнал". То же, но оппонирует метрополии - журнал поиска ресурсов в русской глубинке и опоры на них.
          3] "Империя книг". Московское книжное обозрение. Здесь обязательно нужно одновременно запускать переводческую программу.
          4] "Русско-американский журнал".
           Главные задачи Г. Павловский видит в том, чтобы "сделать журнал, который бы контролировал производство "управляющих идей" в стране, действуя на рынке этих идей как инструмент этого будущего рынка,…создать своего рода общероссийское табло значимых идей и перемен на нем" [http://www.russ.ru/journal/dsp/97-07-14/pavlov1.htm].
           Судя по высказанным идеям, при создании "Русского журнала" свои намерения и амбиции редакция связывала с фундаментальной гуманитарной культурологической информацией. Недаром речь шла о "культуре книги", о "книжном обозрении", о банке "управляющей идей" и периодичность издания соответственно предполагалась ежемесячная.
           По прошествии времени часть этих идей была реализована. В настоящее время значительная часть фундаментальных материалов журнала хранится в разделах "Библиотеки" и "Ресурсы РЖ". Из электронных библиотек следует отметить одну из наиболее популярных в Интернете "Библиотеку М. Мошкова", "Каталог А. Фарбера", "Лавку языков", библиотеку Е. Пескина. "Ресурсами" в нашем случае называются массивы текстов, состоящих из теоретических статей и обзоров, аналитических материалов профессионального характера, результатов социологических исследований и т. п. Если перенести терминологию, из сферы печатных изданий, то электронные библиотеки содержат книги, а ресурсы - продолжающиеся издания, чаще всего - сборники статей на определенную тему. В "Ресурсах РЖ" особый интерес представляют: "Гуманитарные ресурсы", "Русский Университет", "Третье тысячелетие", "Страница М.Я. Гефтера", "Современное искусство". В этих файлах встречаются серьезные теоретические работы по литературе, истории, культуре, искусству, социологии, общественно-политическим и экономическим проблемам. Материалы в этих разделах пополняются редко, по мере появления новых работ.
           Наряду с этой фундаментальной частью издания на сервере журнала хранятся и пополняются (в основном путем гиперссылок) электронные версии печатных газет и журналов (раздел "Пресса в Сети"): "Огонек", "Известия", "Русская мысль", "Комсомольская правда", "Московские новости", "Толстые журналы", "Искусство кино", "Профиль", "Эксперт". Кроме того, в разделе "Сетевые издания" представлены: "Zhurnal.Ru", "Газета.Ру", "Вечерний Интернет", "Паравозов-news", "Либертариум", "Intellectual Capital", "ЕЖЕковская правда" и др. Обзоры иностранной прессы, современной российской литературы и торговли сетевыми книжными изданиями в "Русском журнале" также представлены соответствующими разделами. Довольно обширный раздел посвящен рекламе, где помещены рекламные сообщения в основном культурологического характера (периодика, книги, искусство и пр.).
           Самый оперативный раздел журнала - "Новости". Он обновляется ежедневно, во всяком случае, не реже, чем 5 раз в неделю. При этом вслед за потоком сообщений текущего дня сохраняется подборка дня предыдущего, а в конце недели дается прогноз ожидаемых или предполагаемых событий на ближайшие дни. В содержании номера новостные заметки помещаются в виде лида (автор, название статьи или корреспонденции, реферативное изложение основных идей). Тут же активные заголовки позволяют войти в текст любого материала по выбору, а последовательное перелистывание предоставляет эти же тексты в заявленном порядке. На каждое известное имя или явление имеется электронное досье, которое дает возможность тут же обратиться к дополнительной информации, расширяющей представление о предмете.
           Каждая значительная статья, раздел и журнал в целом сопровождаются предложением высказать мнение или дать свою оценку как по поводу текста, так и в связи с событием. Особо актуальные политические темы дня выносятся на экспресс-опрос прямо в аннотированном содержании номера (на поставленные предполагается обычно ответы: "да", "нет", "не знаю" и т.п.).
           Следует отметить, что редакторы разделов и рубрик "Русского журнала", издатель и главный редактор постоянно задумываются о путях совершенствования своего издания, дают оценку качеству текстов и методам работы коллег, что видно из рецензий и критических статей. Именно постоянный поиск позволяет журналу оставаться на высоте, вводить все новые и новые разделы и рубрики, организуя при этом бесплатную рассылку на них. К сожалению, объем статьи не позволяет остановиться на идеях редакторов и издателей (оставим это до лучших времен).
           На специальном сайте "Русского журнала" помещается список авторов и приводится количество опубликованных ими текстов. На основании этих данных можно получить представление об индексе авторской активности. Так на 16.03.99 г. в "Русском журнале" было опубликовано 1086 материалов 363 авторов. При этом 221 автор опубликовался по одному разу, 43 - по два. В то же время 10 самых активных авторов опубликовали 300 материалов, в том числе Роман Лейбов, автор раздела "Бессрочная ссылка", имеет 60 публикаций, И.Давыдов - 46, К. Парамонов - 43, В. Глазычев - 31, М. Печерский - 25 и т. д. Любопытно, что из 12 самых продуктивных авторов "Русского журнала" имена 10 в перечне "Физиономии российского Интернета" отсутствуют.

Назад

Краткий обзор англоязычных информационно-поисковых систем Интернета [Ю.Уракчеева]

Ростовские лица в Интернете [С.Ванюков]

Обзор сетевой прессы [1]

Обзор сетевой прессы [2]

Обзор сетевой прессы [3]

Обзор сетевой прессы [4]

Обзор сетевой прессы [5]

Gazeta.RU - новое сетевое издание

Нарушения авторских прав в компьютерном образовании [И.Петров]

Интернет-Парламенту - 1 месяц

Разговоры в чате [Е.Занимонец]

Кое-что о UseNet [Д.Куров]

Цифровые деньги [Д.Куров]

Сладкий плод холодной войны [Е.Занимонец]


№ 11 [17] 6 июня 1999 г. Вернуться в содержание