Виталий Рубченко,
аспирант экономического факультета
Ростовского госуниверситета
Ростовская область и Северный Кавказ в зеркале мирохозяйственных связей
|
|
тличительной особенностью экономических преобразований в России на современном этапе является развитие потенциала экономики на уровне отдельных регионов. В соответствии с федеральным законодательством регионы все в большей степени получают право на самостоятельное ведение хозяйственной деятельности. И как одно из приоритетных направлений этой деятельности следует выделить развитие внешнеэкономических отношений на уровне региона.
В данной статье делается попытка рассмотреть основные сферы и тенденции развития внешнеэкономической деятельности за последние 5 лет на примере Северо-Кавказского региона и Ростовской области.
Северо-Кавказский регион включает 11 субъектов Российской Федерации и обладает значительным производственным потенциалом, развитой инфраструктурой, сельскохозяйственными и сырьевыми ресурсами, а, следовательно, значительными внешнеэкономическими возможностями. Рассмотрим, как они были реализованы в течение последних лет.
Как отмечают И.Савон и Е.Беляева, "доля Северо-Кавказского региона во внешнеторговом обороте России составляет 3,8-4,0% в отдельные периоды. Вместе с тем, экспорт отдельных сырьевых товаров является определяющим в целом по России (например, более половины экспортируемых Россией семян подсолнечника и пшеницы приходится на Ростовскую область и Краснодарский край)" [1].
Согласно данным Северо-Кавказского таможенного управления (СКТУ) [2] в течение 1999 года наблюдался рост внешнеторгового оборота по отношению к предыдущему году на 9% и в количественном выражении составил 9,65 млрд. долларов США. Сальдо внешнеторгового баланса Северо-Кавказского региона в 1999 году сохранилось положительным и составило 4,39 млрд. долларов. В 1999 году общий объем экспорта составил 6,7 млрд. долл., а импорта - 2,3 млрд. долл.
Основными участниками внешнеторгового оборота Северо-Кавказского региона выступают Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край. Именно эти субъекты РФ Северо-Кавказского региона обеспечивают основной объем экспортных поступлений, и на их долю приходится основная часть отчислений в федеральный бюджет за счет взимания таможенных платежей при импорте из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Лидерство в сфере внешней торговли по-прежнему остается за Ростовской областью (за 1998 г. внешнеторговый оборот составил 1242,5 млн. долл., а за 1999 г. - 918,7 млн. долл.), и Краснодарским краем (1087,7 и 976,9 млн. долл. соответственно). Сокращение объемов внешнеторгового оборота за 1999 г. по Северному Кавказу, как и в целом по России, обусловлено августовским кризисом 1998 г. и последовавшей девальвацией рубля и стагфляцией экономики, что привело, во-первых, к спаду активности участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а, во-вторых, значительному сокращению доли импорта в общем объеме внешнего товарооборота.
Среди всех субъектов Северо-Кавказского региона особое место принадлежит Ростовской области. Она была и остается лидером внешнеэкономических связей Юга России, центром деловой активности и инфраструктурного обеспечения международного сотрудничества. Выгодное экономико-географическое положение Ростовской области во многом предопределяет ее достаточно высокий уровень развития внешнеэкономической деятельности по сравнению с другими регионами Северного Кавказа. Доля Ростовской области в общем стоимостном объеме внешнего товарооборота региона составляет около 30%. Ростовская область является "шлюзовым" (приграничным) районом России, имеет на своей территории морские и речные порты в Ростове-на-Дону, Азове, Таганроге, международный аэропорт в Ростове. Через нее проходит 9/10 пассажироперевозок и 4/5 грузоперевозок Кавказского региона. Среди крупных институциональных зарубежных инвесторов на территории области действуют Международная финансовая корпорация, Европейский и Международный банки реконструкции и развития (МБРР). За счет кредитов МБРР в Ростовской области реализуются инвестиционные проекты, направленные на поддержку региональной социальной инфраструктуры (96,5 млн. долл. США), на восстановление, ремонт и обновление парка городского транспорта (36,95 млн. дол. США). В области зарегистрировано более 700 предприятий с иностранными инвестициями, суммарный капитал которых составляет около 311,2 млрд. рублей. Среднесписочная численность всех работающих в совместных предприятиях области насчитывает 3,7 тыс. человек, из них производственной деятельностью занято 46%. По данным Администрации Ростовской области [3], число предприятий с иностранными инвестициями превышает количество аналогичных предприятий в соседних регионах, однако их роль в развитии экономики области еще незначительна.
Исследование динамики развития внешнеэкономической деятельности в регионе показало, что хотя за последние несколько лет и наблюдается некоторая положительная тенденция, но она используется недостаточно эффективно. В ряду основных причин этого можно выделить следующие факторы:
1) нестабильность экономической и политической ситуации в России, в особенности после кризиса 1998 года, что, несомненно, напрямую отражается на состоянии экономики на уровне региона;
2) рассогласованность в действиях федерального правительства и региональных властей в осуществлении процесса регулирования внешнеэкономической деятельности;
3) недостаточная степень проработанности нормативно-правовой базы в поддержке участников ВЭД, в том числе по привлечению иностранных инвестиций на уровне региона и гарантии их возвратности и др.
Исследование динамики влияния внешнеэкономической деятельности на социально-экономическое состояние региона позволило выявить, что на Северном Кавказе, как и в большинстве других регионов Российской Федерации, наметились две противоположные тенденции. С одной стороны, анализ статистических данных за период экономических реформ зафиксировал активное наращивание темпов внешнеэкономической торговли, хотя следует отметить некоторый спад после событий августа 1998 г. Крайняя неэффективность внешней торговли обусловлена тем, что базовыми статьями экспорта региона выступают его сырьевые ресурсы, а основу импорта составляет готовая или переработанная продукция, что отрицательно сказывается на социально-экономическом состоянии Северного Кавказа.
Стоимостные объемы импорта в 1998 году оцениваются в 1,97 млрд. долл., что ниже аналогичного показателя 1997 года на 13%.. В 1999 году импорт региона составил 1,65 млрд. долларов, что составило 84% от уровня соответствующего периода 1998 года. Несмотря на то, что Северный Кавказ сам является основным производителем и переработчиком сельскохозяйственной продукции в России, стоимостные объемы импорта продовольственных товаров в 1998 году составили 16,8 %, а за 1999 год более трети общего объема. Сохраняя тенденцию предыдущих лет, основной статьей импорта региона остается машиностроение, включая бытовую технику. В 1999 году согласно данным СКТУ основная налогооблагаемая база в импорте сформирована следующими базовыми товарными группами: сахар, табак, черные металлы и изделия из них, оборудование и др. На их долю в 1999 году пришлось 57% стоимостных объемов импорта.
В товарной структуре экспорта Северного Кавказа, как региона обладающего топливно-энергетическими и иными ресурсами, с низким уровнем развития промышленности, характерным и для России в целом, сохраняется сырьевая направленность. В 1999 году общий объем экспорта региона составил 2,17 млрд. долларов, что составило 101,4% от уровня предыдущего года (2,14 млрд. долларов), а за 1998 год 2,14 млрд. долларов. В 1998 году структура экспорта по отношению к 1997 году существенно не изменилась. Стоимостные объемы сырьевого экспорта составили порядка 65%. На долю топливно-энергетического и нефтехимического комплексов пришлось около 40% стоимостных объемов, в 1999 году объем экспортируемой нефти и нефтепродуктов суммарно составил 44,5 млн. тонн на сумму 4,97 млн. долларов. Активной статьей российского экспорта являются черные цветные металлы: на их долю приходится пятая часть экспорта России. По данным таможенной статистики в 1999 году они составили 7,8% (за 1998 г. - 22,3%) в структуре экспорта региона. Причем на долю Ростовской области пришлось 38,9% от экспорта лома в регионе (а за 1998г. - 28,5%). Структура черных металлов на 70% была представлена ломом и отходами.
Немаловажную статью экспорта региона составляет продукция сельского хозяйства. Основными экспортерами этой продукции являются Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский край. В экспорте сельскохозяйственного сырья в 1998 году на масленичные культуры пришлось около 58,4% от стоимости сырья, что составило в количественном выражении 148 млн. долларов, на пшеницу 24% или 61 млн. долларов. Необходимо отметить, что эти объемы составляют около половины экспортных поступлений России от продажи зерновых и семян подсолнечника [4].
Базовая машиностроительная группа экспортируемых товаров включает запчасти к механизмам и устройствам, электроды, проводники, изделия из углерода, различные виды котлов и т.д. В 1998 году их доля составила 22,6 % от объема экспорта.
С другой стороны совершенно очевидно (и это неоднократно отмечалось российскими экономистами), что уровень развития региона определяется, прежде всего, развитием его производственного потенциала, а в условиях построения рыночной экономики это возможно, прежде всего, через активную интеграцию в мировое рыночное пространство. Российские предприятия и фирмы с участием зарубежных партнеров должны выходить на внешний рынок с уже готовой или переработанной продукцией, но в силу неразвитости производственной сферы в регионе, несоответствия качества выпускаемой продукции мировым стандартам, давления, оказываемого на российских производителей со стороны иностранных фирм на мировом рынке и многое другое ведет к тому, что в настоящее время наблюдается тенденция на сокращение производственного внешнеэкономического сотрудничества Северного Кавказа.
Согласно данным ростовского областного комитета статистики в период после финансового кризиса 1998 г. в Ростовской области наблюдается незначительная тенденция на увеличение доли экспорта готовой продукции в общем объеме вывозимой продукции (Диаграмма 1). Но по-прежнему это обеспечивается за счет низкотехнологичной продукции и продуктов переработки (в основном сельскохозяйственной). За период 1999 г. металлоизделия занимают 28% в общем объеме экспорта. Машиностроительная продукция занимает в структуре экспорта около 40% . В страны дальнего зарубежья экспортируются паровые котлы, металлорежущие станки, швейные машины, электромагниты, а в страны СНГ - подъемное и электрооборудование, подшипники качения, автотранспорт.
Слабо выраженную тенденцию на увеличение сохраняет экспорт группы "Продовольственные товары и сырье": наибольший удельный вес имеют семена подсолнечника - 53%, пшеница - 17% (их доля в общем объеме экспорта - 7%).
В структуре импорта Ростовской области в 1999 г. машиностроительная продукция занимает ведущие позиции 35%. На страны вне СНГ приходится 68% импорта машин. Значительную долю в импорте машин и оборудования занимает автомобильный транспорт и запчасти к нему - 40%, машины специального назначения - 6%, холодильное оборудование - 8%, радиоаппаратура и запчасти к ней - 5%, кондиционеры - 1%.
Диаграмма 1*
* Составлено по данным Ростоблккомстата: Ростовская область. Статистический ежегодник // Госкомстат России. Ростоблкомстат, 1999. - С. 286,290-291.
В общем объеме импорта Ростовской области 21% занимают металлоизделия, которые почти в полном объеме поступают из стран СНГ, из стран дальнего зарубежья поступают детали металлоконструкций из черных металлов, и алюминиевые изделия. В импорте металлоизделий преобладают черные металлы, в том числе прокат черных металлов занимает 37% физического объема, трубы - 33%, прутки - 13%, а поступления чугуна, изделий из меди и алюминия минимальны. По сравнению с 1998 г. в импорте продовольственных продуктов и сырья произошло значительное снижение объема импорта многих видов продуктов питания, в частности мяса крупного рогатого скота, чая, сливочного масла, молочных жиров, цитрусовых культур. В то же время за 1999 г. наблюдается значительный рост импорта табачного сырья и виноградных вин. Общая динамика импорта готовой продукции и сырья Ростовской области показана на Диаграмме 2.
Диаграмма 2
Данные, представленные по внешнеторговому обороту Ростовской области, свидетельствуют о том, что "ниша, на которую могут реально рассчитывать российские регионы, вернее, хозяйственные субъекты, расположенные на их территории, относится к нижнему "этажу" рыночного пространства, а именно к рынку базовых товаров (лесоматериалов, топлива, минерального сырья, продуктов их первичной переработки), и в гораздо меньшей степени российские регионы способны занять сегмент низкотехнологичных изделий рынка (продукты металлургии, конструкционные материалы) и ярус среднетехнологичных изделий (продуктов основной химии, деревообработки, пластмасс, станков и др.), исключение в этом списке могут составить космическая и военная техника, вооружение, относящееся к высокотехнологичным изделиям" [5].
В экономической литературе неоднократно отмечалось, что для эффективного вхождения на внешние рынки необходимо с одной стороны развивать экспорт готовой продукции, с одновременным переходом на импорт недостающего сырья, передовых научных разработок и т.д., а с другой стороны необходима разработка мер противодействия по активному экспорту сырьевых ресурсов области и импорту готовой продукции, которая должна, прежде всего, дополнять, а не монопольно захватывать региональные рынки, оттесняя с них местных производителей и тем самым затрудняя процесс развития потенциала региона.
Анализ данных официальной статистики наоборот, показывает устойчивое сохранение противоположной тенденции. Безусловно, на данном этапе торговля сырьевыми ресурсами является одним из эффективных способов наполнения регионального бюджета, но целью региональной внешнеэкономической политики, на наш взгляд, должно быть, прежде всего, постепенное смещение в сторону производственного сектора. Так, по мнению Кочетова Э.Г. [6] внешнеэкономическая интеграция должна развиваться прежде всего на базе производственного сотрудничества, а не только торговли, "во всяком случае, период торговли, торгового взаимодействия необходимо сжать до минимума. Безусловно, торговля является важнейшим и непременным этапом налаживания прямых связей, но центр тяжести должен быть перенесен в производственную сферу уже на самых первых шагах внешнеэкономического регионального сотрудничества". В концепции экономической политики Ростовской области определено, что этапы внешнеэкономического сотрудничества, как правило, включают три обязательных стадии: торговое (коммерческое и маркетинговое) партнерство; простая кооперация (сборка из комплектующих); совместное производство и научные разработки [7]. Согласно разработанной концепции, Ростовская область в настоящее время находится на стадии подготовки ко второму этапу сотрудничества. Но при этом необходимо отметить, что конкретные инструменты и механизмы политики поэтапного развития до сих пор до конца не проработаны.
Другой немаловажной проблемой эффективного развития регионального внешнеэкономического сотрудничества является выбор адекватного иностранного партнера. Безусловно, в складывающейся сегодня ситуации рынки развитых зарубежных стран остаются закрытыми для большей части продукции всего Северо-Кавказского региона, сохранение такой тенденции характерно в целом и для других субъектов Российской Федерации. Регионы, исходя из уровня развития своей экономики и, прежде всего, базовых отраслей промышленности, должны ориентироваться на конкурентные внешние рынки. На наш взгляд, с целью планомерного выхода на внешние рынки, приобретения опыта внешнеэкономического сотрудничества необходимо развивать отношения, прежде всего, с такими же странами переходной экономики как Россия, к числу которых следует отнести все страны СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и т.д. Анализ статистики же свидетельствует о заметном уклоне внешнеэкономического сотрудничества региона в пользу стран с высокоразвитой экономикой. Об этом свидетельствует, например, динамика внешнеэкономического сотрудничества Ростовской области. В 1999 г. эта разница составила 316.6 млн. долларов США (Диаграмма 3).
Диаграмма 3
Наибольший удельный вес в географической структуре внешней торговли стабильно занимают страны дальнего зарубежья - более 2/3 всего объема. Основными внешнеторговыми партнерами Ростовской области являются Германия, Турция, Южная Корея, Китай, Украина. В целом же по Северному Кавказу наиболее активно внешнеэкономическое сотрудничество осуществляется с Германией (в 1998г. товарооборот с Германией оценивается в 307,7 млн. долл.), Италией (224,7 млн.долл.), США (222,7 млн. долл.), Турцией (280,3 млн. долл.). Торговые отношения с Германией, Францией, США ориентируются преимущественно на импорт. Так, ввоз товаров из Германии в 2,5 раза превышал стоимостные объемы экспорта. Среди этих товаров - йогурты, лекарственные препараты, центрифуги, посудомоечные машины, механические устройства, химическая продукция, автомобили. Экспорт в Германию представлен нефтью, алюминием, рыбой и икрой, семенами подсолнечника и т.д. [8].
Внешнеэкономическое сотрудничество региона должно строиться, исходя из принципа соразмерности собственных возможностей и потенциала зарубежных партнеров. Показатели внешнеэкономического сотрудничества Северо-Кавказского региона выявляют тенденцию к сотрудничеству, основанному на принципе краткосрочного извлечения прибыли при сотрудничестве и иностранными партнерами и складывается из особенностей конъюнктуры мирового рынка.
"В рамках внешнеэкономического сотрудничества региона должен складываться свой сектор международного рынка, особенности которого будут определяться исключительностью условий, создаваемых самим регионом. Емкость таких рынков будет определяться уровнем развития производственных структур в региональных рамках" [9]. По сравнению с рядом субъектов Российской Федерации, и, прежде всего, Северного Кавказа, Ростовская область обладает рядом очевидных экономических преимуществ такой специализации. Как отмечается в "Концепции экономической политики Ростовской области", основной стратегический ресурс и главное конкурентное преимущество Ростовской области - это 8,5 млн. га сельскохозяйственных угодий, включая более 6 млн. га пашни, преимущественно на высоко плодородных черноземах; топливно-энергетическая промышленность (угольная) промышленность (40,5% в общей структуре промышленности области); машиностроение и металлообработка (21,0%); пищевая промышленность (13,7%), развиты легкая и химическая промышленность. По данным СКТУ только в 1999 г. во внешнеторговый оборот было включено 1632 предприятия. Среди наиболее активных следует выделить следующие: ОАО "Донской Табак" (внешнеторговый оборот 104,1 млн. долл.); ООО "ТаГаз" (61,2 млн.долл.); ОАО "Красный котельщик" (41,14 млн. долл.); ОАО "БКМПО" (28,2 млн. долл.); ОАО "Тагмет" (27,9 млн. долл.); ОАО "Втормет" (23,8 млн. долл.); ОАО "Новочеркасский электродный завод" (19,7 млн. долл.) [10].
В настоящее время экспорт этих предприятий представлен в основном машиностроительной продукцией, металлопрокатом, изделиями из алюминия и т.д., то есть низкотехнологичной продукцией, и продуктами переработки первичного сырья. При таком уровне развития промышленности предприятия не могут конкурировать на высокотехнологичных мировых рынках. Только с развитием сферы производства и инновационных процессов регион сможет на следующих этапах своего развития перейти на более высокий уровень.
Развитие внешнеэкономической деятельности в регионе на базе производственного сотрудничества определяется, прежде всего, уровнем привлечения иностранных инвестиций. По оценкам ряда экономистов Ростовская область относится к числу инвестиционно привлекательных регионов. Однако степень привлечения иностранных инвестиций имеет недостаточный уровень, в особенности в сравнении с другими субъектами Российской Федерации [11].
За 9 месяцев 1999 г. в Ростовскую область из-за рубежа поступило 11,7 млн. долларов инвестиций, что составляет 104% относительно соответствующего периода 1998 г. Практически весь объем инвестиций составили кредитные вложения, 3% - прямые инвестиции. Такое соотношение в структуре иностранных инвестиций показывает то, что производственная сфера области по-прежнему остается малопривлекательной. В общей структуре кредитных вложений сохраняется тенденция к преобладания краткосрочных кредитов. В 1998 г. долгосрочные кредиты в экономику области составили только 38% от общего объема кредитных вложений (Табл. 1). Сохранение подобной тенденции свидетельствует о достаточно высоком риске вложения и в определенной мере характеризует уровень политической и социально-экономической нестабильности региона, имеющий место и в целом по России.
Табл. 1*
Динамика инвестиций в Ростовской области
|
ВРП (млрд. руб.) |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
Кредитные вложения в экономику (на конец года), млрд. руб. |
Внебюджетные средства. млрд. руб. |
|
|
|
краткосрочные |
долгосрочные |
всего |
иностранные инвестиции |
1993 |
- |
462,0 |
493,7 |
13,2 |
- |
- |
1994 |
9393,2 |
1891,5 |
1075 |
47 |
- |
- |
1995 |
26338,6 |
5017,1 |
1824,6 |
60 |
3897,2 |
422,2 |
1996 |
31351,2 |
5313,0 |
1742,5 |
115 |
4142,4 |
644,3 |
1997 |
35062,0 |
5458,7 |
1859,9 |
111,1 |
4272,3 |
15,5 |
1998 |
42876,6 |
6118,6 |
444,8 |
276,5 |
5246,4 |
1,7 |
* стоимостные показатели за 1998 г. - с учетом деноминации млн. рублей; данные приводятся по: Ростовская область. Статистический ежегодник // Госкомстат России. Ростоблккомстат., 1999. - С.757.
Помимо валютных, иностранные инвестиции представлены и рублевыми вкладами, которых поступило за девять месяцев 1999 года 276,8 млн. рублей, что почти в 16 раз больше, чем в аналогичном периоде 1998 года. Среди них преобладают прямые (99%) - в виде взноса технологического оборудования, поступившего из Панамы, в уставной капитал ООО "Тагаз", уставной капитал ЗАО "Фомадор картон лимитед" (38%) и кредита, полученного от зарубежных совладельцев ЗАО "Бета Ир" (1%).
В целом же "в 1999 г. в Ростовскую область поступило 31,37 млн. долларов и 289,34 млн. рублей инвестиций в виде кредитов и прямых иностранных инвестиций (вкладов в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями). Средства поступили в промышленность, перерабатывающее производство, транспорт, связь, производство безалкогольных напитков, торговлю. В 1999 г. было зарегистрировано 81 предприятие с иностранными инвестициями, суммарный уставный капитал этих предприятий составил более 359,9 млн. рублей. По количеству зарегистрированных предприятий лидируют инвесторы из Турции, США, Германии" [12]. Динамика создания и функционирования предприятий с иностранными инвестициями на территории Ростовской области представлена в табл. 2. Следует отметить, что, начиная с 1996 г., происходит сокращение числа реально действующих предприятий с одновременным увеличением их заявленных уставных капиталов. "Так за 1999 г. при незначительном уменьшении количества зарегистрированных предприятий (на 5%) величина суммарного капитала выросла в 1,7 раза" [13]. Объяснением этому служит наметившаяся в последнее время некоторая тенденция на укрупнение бизнеса в сторону образования корпоративных структур на территории региона.
Табл. 2*
Динамика предприятий с иностранными инвестициями в Ростовской области
|
ПИИ |
действующих ПИИ |
Объем продукции (работ, услуг) в отпускных ценах предприятий с участием иностранного капитала (без НДС и акциза), млрд. руб. (до 1993 г. - млн. руб.) |
1990 |
6 |
- |
- |
1991 |
7 |
12 |
76,0 |
1992 |
18 |
27 |
1727,0 |
1993 |
95 |
51 |
11,2 |
1994 |
179 |
89 |
71,4 |
1995 |
206 |
123 |
290,3 |
1996 |
222 |
144 |
200,1 |
1997 |
196 |
95 |
410,6 |
*составлено по: Регионы России: Стат. сб. в 2т. -Т1 // Госкомстат России. - М., 1998. - 614 с.
В целом в области на первый квартал 2000 г. зарегистрировано 817 предприятий с инвесторами из 61 страны мира.
Развитие инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов определяется двумя особенностями. Во-первых, политикой на федеральном уровне в отношении внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций, а во-вторых, политикой администрации Ростовской области.
С целью реализации программы привлечения иностранных инвестиций в Ростовскую область разработана "Концепция инвестиционной политики в Ростовской области на период до 2001 года", а также "Концепция развития экономики Ростовской области". В качестве основных целей этих программ определено:
1) создание законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения для осуществления инвестиционной деятельности;
2) участие области в реализации целевых федеральных и президентских программ и в программах, реализуемых в рамках межправительственных соглашений;
3) создание инвестиционного потенциала региона и др.;
4) стратегические цели ВЭД заключаются в более эффективном использовании международного сотрудничества для комплексного социально-экономического развития региона, обеспечивающего рост и развитие уровня жизни в регионе, сохранение и развитие человеческого потенциала; в целом повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.
С одной стороны эффективность привлечения иностранных инвестиций связывают с установлением определенных налоговых и иных льгот. Так в Ростовской области согласно принятому законодательству налоговые льготы предоставляются трем категориям инвесторов:
- инвесторам "приоритетных" отраслей экономики (перерабатывающая и пищевая промышленность);
- инвесторам, включенным в областную инвестиционную программу;
- инвесторам, вкладывающим не менее 10 млн. долл. или, если рублевый эквивалент этой суммы в 4 раза меньше.
Очевидно, что при нынешнем валютном курсе далеко немногие предприятия области могут получить налоговые льготы. За один год действия закона, регламентирующего предоставление льгот, им смогли воспользоваться лишь несколько предприятий, например, автомобильное производство АО "Тагаз"; поддержаны также проекты "Би Лайна" и "Актиса".
С другой стороны, необходимо отметить, что иностранный капитал нельзя привлечь в Россию только налоговыми льготами, поскольку практически любой зарубежный предприниматель, безусловно, за исключением тех, которые занимаются размещением спекулятивного капитала на краткосрочный период, подозрительно будет относиться к странам, ставящим его в особые условия, ущемляющие национальных производителей. Иностранных инвесторов интересуют такие вложения, которые смогут обеспечить гарантированный возврат валютных средств. Так, в 1999 г. большая часть иностранных кредитных вложений осуществлена посредническими организациями исключительно в малый бизнес Ростовской области, экспортирующий пшеницу и семена подсолнечника.
Не случайно, как отмечает ряд аналитиков [14], многие страны отказались от практики предоставления иностранцам налоговых льгот и ограничиваются обеспечением им равного с национальными компаниями статуса.
Изучение вопроса влияния ВЭД на процесс становления и развития Северо-Кавказского региона и Ростовской области показало, что эта сфера деятельности недостаточно развита, имеет противоречивые тенденции, зачастую расходящиеся с общей концепцией развития внешнеэкономического сотрудничества региона, и нацелена, как показала практика в большинстве случаев, на извлечение кратковременной выгоды участников из этого оборота, и, тем не менее, на наш взгляд, только через планомерный, экономически обоснованный процесс развития этой сферы регион сможет реализовать в полной мере свои потенциальные социально-экономические возможности.
1. | Савон И., Беляева Е. Внешнеэкономическое положение Северо-Кавказского региона // Внешняя торговля, 1999. - N3. - с. 10. | |
2. | СКТУ рассматривает следующие субъекты РФ: Астраханскую область, Волгоградскую область, Краснодарский край, Ростовскую область, Ставропольский край, Адыгею, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Карачаево-Черкессию, Северную Осетию. | |
3. | Администрация Ростовской области // www.rostov.net/admrnd/win/investing.html. | |
4. | Савон И., Беляева Е. Внешнеэкономическое положение Северо-Кавказского региона // Внешняя торговля, 1999. - N3. - с. 14. | |
5. | Ратнер Н. Подходы к оценке внешнеторгового потенциала территории // Внешняя торговля, 1998. - N 7-9 -.С. 49. | |
6. | Кочетов Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности: (Национальная экономика и предприятия в системе мирохозяйственных связей). - М.:Экономика, 1992. - С. 176. | |
7. | Концепция экономической политики Ростовской области. Ростов-н-Д.: Гефест, 1999. - С. 78. | |
8. | Савон И., Беляева Е. Внешнеэкономическое положение Северо-Кавказского региона // Внешняя торговля, 1999. - N3. - с. 12. | |
9. | Кочетов Э.Г. Там же. | |
10. | О внешнеэкономической деятельности ростовской области // Экономика Дона, 2000. - N 9-10. - С. 4. | |
11. | См. напр. "Анализ тенденций развития регионов России", 1996 г. // www.nns.ru/analytdoc/otch1.html. | |
12. | О внешнеэкономической деятельности Ростовской области // Экономика Дона, 2000. - N 9-10.- С. 4. | |
13. | Там же. | |
14. | Корольков М. Мера патернализма и протекционизма во внешнеэкономической сфере // ЭКЛ, 1992. - N12. - С. 75. | |
|
Экономика Дона и Северного Кавказа в начале XX века [А.Козлов]
|