Галина Чевозерова,
ст. преподаватель Тольяттинского госуниверситета,
г. Тольятти

Галина Чевозерова

Философский аспект концепции духовно-нравственного развития молодёжи [Окончание. Начало см. в № 21 (75)]

Цели и задачи духовно-нравственного развития молодежи

оворя о необходимости и потребности духовно-нравственного развития, а также структуре этого понятия, мы уже формулировали цели и задачи такого развития и при этом больше уделяли внимание выявлению сути понятий. Поэтому, не боясь повториться, еще раз, теперь уже специально сконцентрируем свое внимание на определении целей и задач духовно-нравственного развития.
          Основная цель духовного развития личности состоит в определении смысла ее бытия и формулировании соответствующих смыслу целей.
          Одна из задач духовно-нравственного развития заключается в формировании жизнестойкости личности, которая выражается в объективном восприятии окружающей действительности, её способности к природной и общественной интеграции и к преодолению трудностей. В связи с этим можно говорить о воспитании терпимости к чужому мнению и способу бытия, о пропаганде образцов нравственного поведения, о формировании общественного, теологического, экологического сознания, о национально-патриотическом и интернациональном (космическом) воспитании, о физическом совершенствовании.
          Другая задача духовно-нравственного развития сводится к формированию у личности стремления и умения преобразовывать свое духовное начало в материальное. Это можно делать непосредственно самому или через других людей, проводя в их среде пропагандистско-просветительскую деятельность. Главное, чтобы развитое и эстетизированное материальное бытие в свою очередь становилось основой для дальнейшего духовного развития, духовной эстетизации жизни. И так - шаг за шагом.
          Стремление же получить духовное удовлетворение без роста материальной основы приводит к абстрагированию от реальной действительности. Следствием подобных абстракций являются попытки получить чувственное удовольствие на минимальной материальной основе: наркотики, алкоголь. Можно, конечно, иметь сильнейшее духовное удовлетворение и при почти абсолютном отказе от мирской материальной жизни (отшельничество, монашество, странничество), целиком посвящая себя духовному служению. Но это - путь единиц. Человек по своей природе - социальное существо, и ему трудно отказаться от общества.

Основные принципы, осуществляемые при духовно-нравственном развитии молодежи

          При осуществлении духовно-нравственного развития молодежи долы осуществляться следующие принципы:
          Объективный подход к любому предмету анализа.
          Ненасильственное воздействие на психику, которое не позволяет применять различные способы зомбирования. В том числе и особенно распространенный способ информационной селекции. Необходимо соблюдать право человека на достоверную информацию и свободу высказывания своих убеждений.
          Принцип постоянства и повсеместности гражданского и национального образования и воспитания, ибо обладание этими духовно-нравственными качествами - не только право, а уже и обязанность человека как члена общества. Без таких качеств человек становится потенциальным нарушителем гражданского законодательства и морально-этических норм, даже сам того не подозревая. Либо рискует стать жертвой злоумышленников и внешних врагов.
          Принцип ненасильственной культурно-национальной ассимиляции. Наряду с правом выбора национальности человек должен иметь возможность свободно выбирать национально-культурное воспитание и образование. Наличие в городе или в регионе единообразия культурно-национального воспитания или образования следует рассматривать как насильственную ассимиляцию.
          Принцип доступности в духовно-нравственном развитии. Мало провозгласить равноправие в реализации тех или потребностей духовно-нравственного развития. Необходимо ещё и обеспечить реальную возможность в их реализации.
          Принцип универсализации через многообразие, а не через унификацию позволяет реализовывать права человека на свободу совести и избавить человечество от таких проявлений, как духовный экстремизм, выражающийся в попытке решения всех многообразных проблем человечества в рамках только одного учения, одной политической доктрины, одной концессии.
           Принцип приоритета общественных формаций в структурной иерархии:
          индивидуальное;
          семейное;
          корпоративное;
          общественное;
          индивидуальное.
          Этот принцип позволяет сформировать общественное универсальное через многообразие индивидуального. Приоритет общественного должен быть выражен в формировании индивидуального с универсальными качествами. Пусть каждый ученик будет маленьким Леонардо да Винчи.
          В техническом плане, например, это - направленность технического прогресса в первую очередь на универсализацию возможностей отдельного человека. Так, автомобиль как результат работы сотен тысяч людей превращается в аппарат, увеличивающий способность одного человека к передвижению в пространстве. Если общественное не будет ставить своей целью универсализацию индивидуального, заботу о нем и защиту каждого своего члена, то такое общество обречено на распад. Так как любое общество начинается с каждого.
          Принцип системности, обеспечивающий единство и сбалансированность разных сторон духовно-нравственного развития в соответствии с содержательной структурой самого понятия и многообразием форм, через которые она раскрывается. Для существования системы как целостной и продуктивной необходима диалектическая взаимосвязь содержания и формы, которая выражается в их взаимном влиянии, и достигает оптимального варианта при взаимном соответствии содержания и формы.
          Принцип некоммерческих отношений при реализации концепции духовно-нравственного развития. Заработанные деньги должны идти на развитие.
          Принцип качественного определения. Должна осуществляться общественная и индивидуальная оценка уровня духовно-нравственного развития, которая являлась бы стимулирующим фактором. Для этого в обществе должна быть принята та или иная форма аттестации духовно-нравственного развития.
          Принцип продуктивности заключается в том, что духовно-нравственная деятельность обязательно должна давать практические (материальные) результаты, на основе которых она будет развиваться дальше.
          Принцип непрерывности. Духовно-нравственное развитие - это непрерывный процесс, а не разовая акция.

Методы, способы и участники процесса реализации концепции духовно-нравственного развития

          Под методом понимается система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в работе. Авторы считают необходимым использование следующих методов:
          Логико-гносеологический метод призван обеспечить наиболее полное, точное отражение развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта. Для формулирования и реализации концепции духовно-нравственного развития нужен постоянный мониторинг. Способы его проведения должны определить организаторы при обязательном участии в работе различных специалистов: историков, культурологов, этнографов, географов и т.д. и т.п. Эти специалисты смогут описать реальную общую картину развития края, включая его территориально-национальные особенности, оценить уровень развития духовности, указать на наличие тех или иных институтов и центров духовно-нравственного развития. Они смогли бы также составить желательный вариант духовного облика современного общества, предложить, какие новые институты и центры необходимы для дальнейшего духовно-нравственного развития края.
          Синергетический метод обеспечивает рассмотрение изучаемой проблемы не как замкнутой, а как открытой системы с неупорядоченными, неустойчивыми, неравновесными, нелинейными отношениями. В ней могут - благодаря потенциальной способности к самоорганизации - возникать вдруг, спонтанно, какието структуры, присутствие которых и возможности их влияния необходимо изучать и учитывать.
          Эвристический метод содействует приросту научных знаний. Обеспечивает использование объявленных принципов при конструировании теоретических концептуальных положений на основе эмпирической статистики постоянного мониторинга.
          Интегрирующий метод позволяет объединить множество субъектов в целостную систему, например, всенародное обсуждение сформированной концепции, конференции, дискуссии, "круглые столы" по отдельным проблемам. С помощью таких форм работы достигается синтез мнений, устанавливается баланс интересов, происходит объединение заинтересованных кругов вокруг конкретных проблем.
          Все это позволит определить участников процесса духовно-нравственного развития. Появится возможность и потребность формировать общественную, политическую, экономическую, национальную, духовную, культурную, научную элиту, на плечи которой и ляжет благородная задача духовно-нравственного развития молодежи региона.
          В общем же субъективный состав участников процесса можно разделить на две части: общественные участники и индивидуальные. К общественным в первую очередь можно отнести властные и общественные структуры, так как именно гражданское общество заинтересованно в духовно-нравственном развитии своих членов. Индивидуальная потребность в таком развитии формирует индивидуальных участников этого процесса.
          Координирующий метод обеспечивает взаимосвязь разных методов работы, направленных на достижение единой цели, дабы избежать применения методов, не соответствующих предмету деятельности. Координация также обеспечивается в рамках исторической, генетической взаимосвязи во имя соблюдения преемственности, прогрессивного направления развития и гармоничного сочетания старых и новых форм работы. С помощью данного метода обеспечивается также и структурно-логическая координация, в основе которой лежит системный подход.
          Циклический метод обеспечивает полный рабочий цикл, который состоит из эмпирической стадии (сбор опытных данных), теоретического процесса (осмысливание собранного материала), духовно-практической деятельности (формулирование концепции, планов и программ ее реализации), переходящей в деятельность предметно-практическую (реальная работа по воплощению планов в жизнь) и деятельности контрольно-оценочной.
          Метод легитимизации - признание проблем духовно-нравственного развития проблемами государственного уровня, формирование для их решения законодательной базы и создание необходимых структур как на государственном уровне, так и в некоммерческом секторе. Создание идеологической основы процесса на базе общенациональной идеи.
          Квалитативный метод - обеспечивает квалификацию процесса духовно-нравственного развития молодёжи. Через знаки духовной доблести позволяет определять уровень овладения духовными ценностями и навыками в их достижении и отстаивания. Что позволяет оценивать у личности не только профессиональные достоинства, но и морально-этические.

Средства, необходимые для реализации концепции духовно-нравственного развития молодежи

          Для реализации концепции необходимы определенные средства: интеллектуальные, финансовые, физические. В зависимости от участников процесса и затраты можно разделить на две части: общественные и индивидуальные. Общественные затраты в основном должны быть направлены на создание инфраструктуры, необходимой для духовно-нравственного развития; индивидуальные - на осуществление реальной практической деятельности по духовно-нравственному развитию. Как те, так и другие средства найдутся только тогда, когда духовно-нравственные качества будут реально востребованы в конкретном обществе.
          Этот факт убедительно подтверждает история. Все резервы общества мобилизуются наилучшим образом тогда, когда объявлена объединительная общенациональная идея. Такая идея вывела из кризиса Америку, помогла России освободиться от татаро-монгольского ига, объединить раздробленные княжества в единую Российскую империю, помогла сделать индустриальный скачок из аграрного российского феодализма. Оставшись без такой объединительной идеи, как в стране, так и в конкретном городе, молодежь утратила ориентиры развития и бродит в поисках своей востребованности.

Проблемы духовно-нравственного развития молодёжи

           Под понятием проблемы подразумевается наличие неких конфликтных ситуаций, некого противоречия.
          Первая проблема заключается в том, о чем и по сей день продолжается спор, - считать изначальной этику или же мораль. Возникнув как философская наука, изучающая мораль, этика со временем в своём изучении дошла до истоков морали и превратилась сама в источник общественной морали. Возникла закономерная цепочка: мораль-этика-мораль. В этой цепочке этика выступает как источник развития морали. Если же этические исследования отсутствуют как таковые, то мы имеем дело с развитием морали по весьма конфликтному принципу проб и ошибок. Либо сталкиваемся с полным отсутствием ее развития - догматизмом. Общество с окаменелой моралью обычно деградирует до уровня самой первобытной морали - религиозной и ею ограничивается в решении всех своих проблем. Примером может служить Чечня, в которой недавно вновь введено шариатское правление.
          Другая проблема духовно-нравственного развития - это определение меры. Неправомерное преобладание того или иного принципа в воспитании может дать неожиданные и даже противоположные желаемым результаты. Преобладание общественного над индивидуальным подавляет развитие личности и тормозит творческие начала, а в итоге деградирует всё общество. Преобладание индивидуального над общественным приводит к появлению неконтролируемого разнообразия и полной потери унификации, что делает невозможным общественное восприятие бесконечного творческого многообразия. Творчество становится настолько индивидуальным, что его уже никто не понимает кроме автора.
          Преобладание рационального над чувственным началом приводит к прагматизму и рационализации образа жизни, что выражается в убогих формах бытия, лишенных эстетических начал. Преобладание чувственного начала над рациональным приводит к появлению нервноистерического типа людей, слабо контролирующих свои поступки. Непомерная потребность в эстетизации и абсолютизация чувственного начала порождает свою безобразную противоположность: наркоманов, алкоголиков, половую распущенность.
          Преобладание национального самосознания порождает расовый и национальный экстремизм. Преобладание умозрительного космополитизма уничтожает конкретные национальные особенности.
          Преобладание силы и агрессии в отношениях порождает разрушение, преобладание пацифистских настроений - неспособность общества к самозащите, поэтому любые проявления духовно-нравственного плана должны быть под информационным контролем постоянно проводимого мониторинга. Тогда можно будет своевременно нейтрализовать те или иные деформации путем развития в обществе противоположных начал, создающих необходимый баланс интересов, обеспечивающих устойчивое его развитие.
          Еще одна проблема духовно-нравственного развития состоит в том, что общество из-за своей пассивности предпочитает уклоняться от самостоятельного формирования своего объективного мировосприятия, потому что вопрос образования и воспитания связан с серьёзными трудозатратами. Оно предпочитает отдать своё сознание любого рода учителям, лидерам или гуру, которые, вроде бы, постигли истину и теперь несут её всему человечеству. В итоге общественное сознание нередко оказывается под влиянием разного рода селективной информационной обработки, что позволяет использовать обработанное сообщество как ресурс для чьих-то материальных благ. Общество со временем через потери и разочарования в своих духовниках должно будет осознать, что получать готовые истины - это всё равно, что кто-то вместо тебя будет обедать. Удел каждого - искать истину самому через познание окружающего мира.
          Следующая проблема заключается в том, что собственным духовно-нравственным развитием не занимается, прежде всего, сама власть, и когда обнаруживается отсутствие реальных материальных результатов ее деятельности, донельзя обостряются всевозможные проблемы общественного бытия, и власть ударяется в откровенное морализаторство. Она заявляет о необходимости каждому следовать нравственным законам, призывает общественность провозгласить некий свод правил и выступить со специальными обращениями к народу об обязательности их исполнения. Написали, что непременная уплата налогов - нравственный долг каждого гражданина, и плати, если не хочешь, чтобы тебе повесили ярлык морального изгоя. Неважно, насколько требование реально исполнимо. Это ведь уже проблема личности, а не правителей, которые за морализаторством пытаются скрыть собственную несостоятельность.
          Но когда народ действительно откликнется на призывы своих руководителей и попробует жить по совести (а это рано или поздно случится, потому что живется ему плохо), он неизбежно станет развиваться духовно. И первое, что осознает при этом, - это бездуховность и, следовательно, бесплодность своих правителей. Если справедливо утверждение, что народ достоин своей власти, то это значит, что власть не может быть ни лучше, ни хуже своего народа. Безнравственную власть народ уничтожает.
          И еще одна проблема состоит в том, что нельзя раз и навсегда создать абсолютно духовное и нравственное общество. Это качество общества всегда находится в изменении и стремиться исчезнуть совсем, как только им перестают заниматься. Духовность и нравственность нельзя сформировать как результат какой-то кратковременной компании. Это постоянный процесс, однажды начавшись, он будет продолжаться уже вечно, пока существует сама жизнь.

Философский аспект концепции духовно-нравственного развития молодёжи[Г.Чевозерова]
Cменит ли Кубань свой имидж? [Н.Кравченко]
Ищу работу! [Г.Степанова]
Что еще мы снимем, дамы? [А.Скрынникова]
Цыганские хитрости [Е.Неврова]
Женские журналы о свободе любви [В.Смеюха]
Сколько стоит красота? [Н.Ларина]
Когда рождаемость падает [И.Звездина]
Лучше плохо ехать, чем хорошо идти [К.Шаталова]
Чудеса по-ростовски, или все на концерт манекенов! [В.Головко]
На таможне тучи ходят хмуро [Т.Сытникова]
© Чевозерова Галнина Владимировна Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал