| 
			            | Лариса Сыроваткина,
 корреспондент газеты "Красносулинский 
                          вестник"
 г. Красный Сулин Ростовской области
 |   | 
 Апрельское 
                      небо Валерия КорзунаНаша последняя встреча с ним (а было это два года назад) 
                      была яркой и короткой, словно промелькнувшая в ночном небе 
                      комета, светлой и наполненной душевным теплом. Такие уникальные 
                      моменты общения редки у провинциальных журналистов, и потому 
                      их ставят в разряд особых. Незабываемых. В самых сокровенных 
                      уголках память хранит не только хронологию беседы, но и 
                      весь букет эмоций. Дух. Атмосферу общения.
  алерий 
                      Корзун - человек в нашем городе легендарный. Каждое нечастое 
                      его появление на родине поднимает жизненный тонус красносулинцев. 
                      Многочисленные друзья и просто знакомые мечтают приблизиться 
                      к знаменитому земляку, поздороваться с ним за руку, увидеть 
                      его вне связи с космосом. Просто обычным земным человеком. 
                      Но оказаться вне ауры его редчайшего обаяния очень трудно, 
                      а удивительная энергия и способность всегда и везде быть 
                      великолепным собеседником давно заслужили искреннюю любовь 
                      красносулинцев. Еще никто не знал о его приезде в город, когда я совершенно 
                      случайно увидела Валерия Григорьевича выходящим из вагона. 
                      А минутой раньше я встретила отца космонавта - Григория 
                      Андреевича, который, зная журналистские повадки, спросил, 
                      кого я жду. На мой аналогичный вопрос загадочно улыбнулся: 
                      "Не скажу... Только никому не говорите. Он так устал...". 
                      В тот день я так и не решилась подойти к Валерию Корзуну. 
                      Но упустить шанс подготовить интервью для своей газеты не 
                      смогла. Уже на следующий день, буквально вырвав Валерия 
                      Григорьевича из рук друзей, я беседовала с ним на самые 
                      различные темы. Он с удовольствием поделился с читателями 
                      своими планами и рассказал, что нового произошло в его "звездной" 
                      судьбе за последние месяцы.
 - Валерий, все мы были косвенными свидетелями затопления 
                      станции "Мир", много лет служившей российской 
                      космонавтике. Что произошло потом? И как вы восприняли такое 
                      событие?
 - Да, "Мир" затонул, и вокруг этого был создан 
                      такой ажиотаж, столько разговоров, споров. Но совершенно 
                      напрасно. Станция отслужила свой срок и технически устарела. 
                      Ее просто нельзя было эксплуатировать дальше. В то же время 
                      мы потеряли часть своей работы и ничего подобного сейчас 
                      не имеем. Финансирование потихоньку улучшается, но нет своевременных 
                      поступлений. Финансовые возможности позволяют нам пока участвовать 
                      лишь в международном проекте.
 - Что это за проект?
 - Это создание новой международной космической станции, 
                      в которой участвуют много стран: Россия, США, Канада, Япония, 
                      страны европейского содружества (Франция, Италия, Германия, 
                      Бельгия, Голландия). Каждая из них создает свой сегмент 
                      станции. Канадцы, к примеру, сооружают сложную робото-техническую 
                      систему. Это, как бы проще сказать, нечто похожее на 70-метровые 
                      рельсы, где стоит транспортер, на нем установлена специализированная 
                      система с манипулятором, на который ставится еще один маленький 
                      манипулятор.
 - Это очень сложно понять...
 - Словом, все для технического обслуживания станции. Японцы 
                      создают свой модуль - "Кибо". Европейцы - модуль 
                      "Колумбус". Итальянцы работают над сегментом для 
                      доставки научного оборудования.
 - Получается интернациональная космическая станция! Сколько 
                      она будет строиться?
 - По планам - около 5 лет и еще 15 - летать. Но, думаю, 
                      что работать она будет не менее 20-25 лет.
 - Валерий, каковы будут размеры станции?
 - В объеме - 1200 кубометров, размерами 100 на 100 м.
 - Какова сумма, которая будет затрачена Россией на создание 
                      своей части корабля?
 - На этот год выделено около 9,5 миллиардов рублей. Это 
                      больше, чем в прошлом. Но если сравнивать с американцами, 
                                - это немного. Они тратят на космос до 90 миллиардов долларов 
                      в год.
 - Валерий, чем сегодня занимаетесь вы?
 - Закончил дублирование третьей экспедиции, которая полетит 
                      в августе. Я - командир экипажа, бортинженер - Сергей Трещев. 
                      С нами - женщина, американский астронавт - Пегги Уитсон.
 - Где вы проходите дублирование?
 - В США, мыс Канаверал - американский космодром во Флориде. 
                      В сентябре начнется подготовка к полету, который мы планируем 
                      в апреле. Полетим на шаттле - американском космическом корабле. 
                      Кстати, у каждого шаттла есть свое название. Месяц тренировок 
                      проведем в России, будем заниматься на российском сегменте. 
                      Это служебный модуль, стыковочный отсек, а в перспективе 
                      - научно-энергетическая платформа. Станция сейчас состоит 
                      из американского сегмента, который называется "НОУД", 
                      аэрлона - отсека для выхода в открытый космос, российского 
                      модуля, американской лаборатории и других частей. Станция 
                      летает в таком виде вокруг Земли на высоте 400 километров 
                      со скоростью 8 километров в секунду. Это первая космическая 
                      скорость.
 - Чем конкретно занимается экипаж?
 - Для каждого экипажа создается программа полета. Но какова 
                      она в точности, сейчас трудно сказать. Мы узнаем о ней месяца 
                      за четыре до полета. А основное сегодня - тестирование новых 
                      программ. Около 30 процентов рабочего времени уходит на 
                      научные эксперименты. Выходы в открытый космос планируются 
                      только в случае аварийной ситуации, целевых задач по выходу 
                      нет.
 - Где вы живете во время тренировок в США?
 -           В одном из районов Хьюстона. Это один из крупнейших городов 
                      Америки. Квартиры на два человека, две спальни, два туалета, 
                      холл, кухня... Сигнализация. С двадцать седьмого августа 
                      в России начнется конкретная подготовка к полету, на неделю 
                      слетаем в Канаду и США.
 - Валерий, у вас, несомненно, определенный режим не только 
                      дня, но и питания.
 - Конечно, форму держать необходимо. "Живой" вес 
                      должен быть не более 85 килограммов. Бывало, приходилось 
                      бороться с лишними килограммами. Тогда "сажусь" 
                      на голодную диету, исключаю хлеб, картофель и вообще уменьшаю 
                      объем пищи.
 - А любимые блюда есть?
 - Борщ, вареники с творогом, вишнями.
 - Там, в Америке, русского борща, наверное, не найдешь?
 - На станции есть сублимированные борщи.
 - Свободное время астронавта - возможно ли оно? Гуляете 
                      ли вы по Хьюстону?
 - Конечно. Мы свободно прогуливаемся по городу, в субботу, 
                      воскресенье смотрим культурные программы. Вот недавно была 
                      выставка автомобилей - более 1000 моделей. Такие выставки 
                      проводят только в двух точках мира. В машинах можно сидеть, 
                      включать, только не ездить. В Техасе проводилось родео, 
                      выставка оружия. Собрано все оружие, что имеется в мире. 
                      Интересны фестивали "Ренессанс". В парке в течение 
                      двух месяцев идет демонстрация старинной одежды, в которую 
                      можно одеться или купить. Продают костюмы, доспехи средневековых 
                      рыцарей, а также дают напрокат. Распространены авиационные 
                      шоу, имитируются картины налета самолетов. Меня, знаете, 
                      что поразило? Я увидел летающие модели наших военных самолетов!
 В Хьюстоне проводят даже фестивали "Россия в Хьюстоне", 
                      где можно купить русские сувениры. Сами американцы постоянно 
                      посещают спортивные залы, которые открыты в любое время 
                      суток.
 - Валерий, скажите, пожалуйста, чем занята Ваша семья?
 - Сын Никита закончил Государственную академию управления 
                      и работает на телеканале "Культура" в Москве. 
                      Супруга - научный сотрудник центра подготовки полетов...
 Говорить 
                      с российским космонавтом можно было до бесконечности, но 
                      задерживать его далее я не решилась. Всего несколько дней 
                      отдыха в родительском доме было у Валерия Корзина. Во время 
                      беседы я обратила внимание на синие отметины на некоторых 
                      пальцах рук Валерия. "Это - от скафандра, перчаток", 
                      - пояснил он и улыбнулся. В десятый, сотый раз. И я, "спасаясь" 
                      от обаяния красносулинского покорителя космоса, поспешила 
                      уйти.
 Ну, что ж, Валерий Корзун, в апреле мы будем смотреть на 
                      небо!
 
 |  Приказано 
                    выжить [А. Дудуев] |