Лариса Сыроваткина,
корреспондент газеты "Красносулинский
вестник"
г. Красный Сулин Ростовской области
|
|
Апрельское
небо Валерия Корзуна
Наша последняя встреча с ним (а было это два года назад)
была яркой и короткой, словно промелькнувшая в ночном небе
комета, светлой и наполненной душевным теплом. Такие уникальные
моменты общения редки у провинциальных журналистов, и потому
их ставят в разряд особых. Незабываемых. В самых сокровенных
уголках память хранит не только хронологию беседы, но и
весь букет эмоций. Дух. Атмосферу общения.
алерий
Корзун - человек в нашем городе легендарный. Каждое нечастое
его появление на родине поднимает жизненный тонус красносулинцев.
Многочисленные друзья и просто знакомые мечтают приблизиться
к знаменитому земляку, поздороваться с ним за руку, увидеть
его вне связи с космосом. Просто обычным земным человеком.
Но оказаться вне ауры его редчайшего обаяния очень трудно,
а удивительная энергия и способность всегда и везде быть
великолепным собеседником давно заслужили искреннюю любовь
красносулинцев.
Еще никто не знал о его приезде в город, когда я совершенно
случайно увидела Валерия Григорьевича выходящим из вагона.
А минутой раньше я встретила отца космонавта - Григория
Андреевича, который, зная журналистские повадки, спросил,
кого я жду. На мой аналогичный вопрос загадочно улыбнулся:
"Не скажу... Только никому не говорите. Он так устал...".
В тот день я так и не решилась подойти к Валерию Корзуну.
Но упустить шанс подготовить интервью для своей газеты не
смогла. Уже на следующий день, буквально вырвав Валерия
Григорьевича из рук друзей, я беседовала с ним на самые
различные темы. Он с удовольствием поделился с читателями
своими планами и рассказал, что нового произошло в его "звездной"
судьбе за последние месяцы.
- Валерий, все мы были косвенными свидетелями затопления
станции "Мир", много лет служившей российской
космонавтике. Что произошло потом? И как вы восприняли такое
событие?
- Да, "Мир" затонул, и вокруг этого был создан
такой ажиотаж, столько разговоров, споров. Но совершенно
напрасно. Станция отслужила свой срок и технически устарела.
Ее просто нельзя было эксплуатировать дальше. В то же время
мы потеряли часть своей работы и ничего подобного сейчас
не имеем. Финансирование потихоньку улучшается, но нет своевременных
поступлений. Финансовые возможности позволяют нам пока участвовать
лишь в международном проекте.
- Что это за проект?
- Это создание новой международной космической станции,
в которой участвуют много стран: Россия, США, Канада, Япония,
страны европейского содружества (Франция, Италия, Германия,
Бельгия, Голландия). Каждая из них создает свой сегмент
станции. Канадцы, к примеру, сооружают сложную робото-техническую
систему. Это, как бы проще сказать, нечто похожее на 70-метровые
рельсы, где стоит транспортер, на нем установлена специализированная
система с манипулятором, на который ставится еще один маленький
манипулятор.
- Это очень сложно понять...
- Словом, все для технического обслуживания станции. Японцы
создают свой модуль - "Кибо". Европейцы - модуль
"Колумбус". Итальянцы работают над сегментом для
доставки научного оборудования.
- Получается интернациональная космическая станция! Сколько
она будет строиться?
- По планам - около 5 лет и еще 15 - летать. Но, думаю,
что работать она будет не менее 20-25 лет.
- Валерий, каковы будут размеры станции?
- В объеме - 1200 кубометров, размерами 100 на 100 м.
- Какова сумма, которая будет затрачена Россией на создание
своей части корабля?
- На этот год выделено около 9,5 миллиардов рублей. Это
больше, чем в прошлом. Но если сравнивать с американцами,
- это немного. Они тратят на космос до 90 миллиардов долларов
в год.
- Валерий, чем сегодня занимаетесь вы?
- Закончил дублирование третьей экспедиции, которая полетит
в августе. Я - командир экипажа, бортинженер - Сергей Трещев.
С нами - женщина, американский астронавт - Пегги Уитсон.
- Где вы проходите дублирование?
- В США, мыс Канаверал - американский космодром во Флориде.
В сентябре начнется подготовка к полету, который мы планируем
в апреле. Полетим на шаттле - американском космическом корабле.
Кстати, у каждого шаттла есть свое название. Месяц тренировок
проведем в России, будем заниматься на российском сегменте.
Это служебный модуль, стыковочный отсек, а в перспективе
- научно-энергетическая платформа. Станция сейчас состоит
из американского сегмента, который называется "НОУД",
аэрлона - отсека для выхода в открытый космос, российского
модуля, американской лаборатории и других частей. Станция
летает в таком виде вокруг Земли на высоте 400 километров
со скоростью 8 километров в секунду. Это первая космическая
скорость.
- Чем конкретно занимается экипаж?
- Для каждого экипажа создается программа полета. Но какова
она в точности, сейчас трудно сказать. Мы узнаем о ней месяца
за четыре до полета. А основное сегодня - тестирование новых
программ. Около 30 процентов рабочего времени уходит на
научные эксперименты. Выходы в открытый космос планируются
только в случае аварийной ситуации, целевых задач по выходу
нет.
- Где вы живете во время тренировок в США?
- В одном из районов Хьюстона. Это один из крупнейших городов
Америки. Квартиры на два человека, две спальни, два туалета,
холл, кухня... Сигнализация. С двадцать седьмого августа
в России начнется конкретная подготовка к полету, на неделю
слетаем в Канаду и США.
- Валерий, у вас, несомненно, определенный режим не только
дня, но и питания.
- Конечно, форму держать необходимо. "Живой" вес
должен быть не более 85 килограммов. Бывало, приходилось
бороться с лишними килограммами. Тогда "сажусь"
на голодную диету, исключаю хлеб, картофель и вообще уменьшаю
объем пищи.
- А любимые блюда есть?
- Борщ, вареники с творогом, вишнями.
- Там, в Америке, русского борща, наверное, не найдешь?
- На станции есть сублимированные борщи.
- Свободное время астронавта - возможно ли оно? Гуляете
ли вы по Хьюстону?
- Конечно. Мы свободно прогуливаемся по городу, в субботу,
воскресенье смотрим культурные программы. Вот недавно была
выставка автомобилей - более 1000 моделей. Такие выставки
проводят только в двух точках мира. В машинах можно сидеть,
включать, только не ездить. В Техасе проводилось родео,
выставка оружия. Собрано все оружие, что имеется в мире.
Интересны фестивали "Ренессанс". В парке в течение
двух месяцев идет демонстрация старинной одежды, в которую
можно одеться или купить. Продают костюмы, доспехи средневековых
рыцарей, а также дают напрокат. Распространены авиационные
шоу, имитируются картины налета самолетов. Меня, знаете,
что поразило? Я увидел летающие модели наших военных самолетов!
В Хьюстоне проводят даже фестивали "Россия в Хьюстоне",
где можно купить русские сувениры. Сами американцы постоянно
посещают спортивные залы, которые открыты в любое время
суток.
- Валерий, скажите, пожалуйста, чем занята Ваша семья?
- Сын Никита закончил Государственную академию управления
и работает на телеканале "Культура" в Москве.
Супруга - научный сотрудник центра подготовки полетов...
Говорить
с российским космонавтом можно было до бесконечности, но
задерживать его далее я не решилась. Всего несколько дней
отдыха в родительском доме было у Валерия Корзина. Во время
беседы я обратила внимание на синие отметины на некоторых
пальцах рук Валерия. "Это - от скафандра, перчаток",
- пояснил он и улыбнулся. В десятый, сотый раз. И я, "спасаясь"
от обаяния красносулинского покорителя космоса, поспешила
уйти.
Ну, что ж, Валерий Корзун, в апреле мы будем смотреть на
небо!
|
Приказано
выжить [А. Дудуев] |