ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Юлия Cамойленко

Американское телевидение как вид индустрии

и в одной стране мира телевизионная аудитория не росла столь стремительно как в США. Киноиндустрии понадобилось 30 лет, чтобы завоевать максимум аудитории; радио достигло своего зенита за полтора десятка лет. Телевидению понадобилось всего 6 послевоенных лет, чтобы превратиться в самое массовое средство коммуникации и создать себе гигантскую аудиторию.
           Вот уже много десятилетий в США существует три общенациональные коммерческие сети:
          CBS (Columbia Broadcasting System), основана в 1927; NBC (National Broadcasting Company), регулярно стала вещать в 1939 и ABC (American Broadcasting Company), основана в 1943.
           Телевизионная сеть - это группа местных радиостанций электронно-связанных так, чтобы программы одного источника могли вещать одновременно. Распределение программ осуществляется через спутниковые антенны. Местная станция, подписывающая контракт с одной из сетей, считается её филиалом.
           У трех общенациональных сетей имеется множество конкурентов. Самым серьезным из них оказался Эдуард (Тед) Тернер с телекомпанией CNN(Cable News Network). Программы CNN транслируются в 54 странах мира. С помощью кабельного телевидения их можно принимать практически в любом уголке земного шара.
           В 1987 с ограниченным вещанием вышла в эфир еще одна коммерческая сеть Fox Broadcasting Company. Уже через год Fox оценивалась более $ 50 млн.
           Телесистему Америки можно "представить в виде треугольника: Голливуд Манхэттэн - Мэдисон авеню. На калифорнийском побережье голливудские кино- и телестудии снимают основную массу развлекательных передач. В Нью-Йорке (районе Манхэттэна) находятся штаб-квартиры национальных сетей. Они закупают программы у студий и, дополнив собственными новостями и отдельными передачами, предлагают их массовой аудитории через сеть своих станций и филиалов. Третий элемент треугольника - рекламные агентства на Мэдисон авеню, которые снимают рекламные ролики для своих клиентов и ищут для них подходящее место в передачах телевидения". Содержание развлекательных и игровых программ, идущих по американскому телевидению, легко представить современному зрителю. Подобные передачи, конечно, имеют право на определенное место в сетке вещания, однако они уводят зрителя от интеллектуального развития и просвещения.
           Все передачи сетей серийны, за каждой закреплен определенный день недели. Это обеспечивает четкий ритм работы голливудских и нью-йоркских студий. Одновременно по нескольким каналам идут передачи одного и того же жанра, и зритель, несмотря на обилие каналов, практически лишен выбора.
           Два основных источника распределения программ на телестанции - это сети и синдикаты. Сеть с помощью спутниковых антенн распределяет программы по своим филиалам. Станция и сеть заключают договор. Сеть платит станции определенную сумму за предоставление эфирного времени. Плата зависит от уровня телерынка, то есть от размера зрительской аудитории. Например, в конце 1980-х региональная телекомпания в г. Анкоридж на Аляске, филиал сети NBCБ, получала около $300 в час. Филиал той же сети в Далласе - около $2.500, а своей станции в Нью-Йорке NBC платила $10.00 в час.
           Если сети платят своим студиям за эфир, то синдикаты продают телекомпаниям свою продукцию.
           Соединение двух элементов телевещания - производства и распределения программ называется синдикатом. Синдикатные шоу присутствуют почти на всех телерынках и имеют высокие рейтинги ("Колесо Фортуны", "Джепарди", "Я люблю Люси" и др.).
           Синдикаты служат главным рынком для сериалов - prime-time show. Только за один сезон снимается 22-24 новых сериала. Производящие компании очень рискуют, но если сериал или шоу становятся популярными, то компания может заработать на нем сотни миллионов долларов. На уровне региональных студий больше всего средств затрачивается на выпуски новостей. Ежедневные новости привлекают огромную аудиторию, а, следовательно, и больше рекламодателей. В результате выпуски новостей приносят крупные дополнительные прибыли. Не удивительно поэтому, что основная часть бюджета телекомпании идет на освещение местных событий. Для этого многие станции приобретают дорогостоящее оборудование новейшей технологии: спутниковые антенны, автомобили, вертолеты.
           Общенациональные сети уделяют особое внимание выпускам новостей, выходящим в эфир в 18.30. По мнению главных редакторов выпусков, больше всего зрителей смотрит телевизор с 8 до 11 вечера (так называемые "лучшие часы", prime time) - стандартное западное время. Кроме новостей в prime time выходят различные шоу, развлекательные программы, игры, телесериалы.
           Определяющую роль в судьбе программы играет её место в сетке вещания. Отличная передача может быть не увидена и не оценена зрителями, тогда как посредственная может стать популярной. Иногда программисты ставят похожие программы одну за другой, чтобы зритель не прерывался. Например, "в 1988 г. NBC по вечерам в четверг вещала подряд четыре комедии. В то же время CBS, стараясь не упускать зрителя, показывала подряд три приключенческих телесериала. Однако, эта стратегия не имела успеха, и эти сериалы чуть не отменили вовсе".
           Другой способ - контрпрограммирование. Станция вещает программы, содержание которых противоположно содержанию программ конкурентной студии. "В 1989 CBS показывала сериалы, рассчитанные на женскую аудиторию, а ABC привлекала мужскую аудиторию показом "Футбол по понедельникам".
           Организация телеиндустрии США одинакова и на крупных, и на малых телекомпаниях. Полностью отвечает за деятельность компании Генеральный директор. На каждой станции функционирует пять отделов: 1. Административный отдел. В его обязанности входит помощь Генеральному директору в управлении телекомпанией. Включает в себя секретариат, бухгалтерский и штатный подотделы. 2. Производственный отдел, занимается продюсированием программ. Здесь работают редакторы, журналисты, телеведущие, комментаторы, режиссеры, операторы. 3.Отдел продажи. Сотрудники продают эфир региональным и национальным рекламодателям. 4. Отдел новостей. Функции его всем известны. Сотрудники - телеведущие, репортеры, редакторы новостей, журналисты ответственные за тексты, операторы, режиссеры. 5. Инженерный отдел. Несет ответственность за все техническое оборудование.
           В общенациональных сетях функции организационных отделов сложнее: 1. Продажа: управление коммерческим временем и работа с рекламными агентствами. 2. Продюсирование: производство новых программ для сетей. 3. Владение и управление станциями, которые принадлежат сети, работа с филиалами, полный контроль их деятельности. 4. Предоставление всех выпусков новостей и общественно- политических программ региональным станциям. 5. До 1990-х годов существовал отдел, который просматривал все сетевые программы: не нарушают ли программы внутренние стандарты сетей.
           Особый характер американского телевидения, его организационная структура и цели лежат в основе частного владения. Фундаментом телеиндустрии США стала коммерческая реклама. Благодаря огромным доходам от рекламы телебизнес считается практически самой прибыльной отраслью экономики Америки. Сети постоянно находятся в поисках способов привлечения к себе максимально широкой аудитории. Передача, не имеющая высоких рейтингов, снимается с показа, так как она будет поддерживаться рекламодателями.
          В производстве своих программ коммерческое телевидение придерживается того принципа, что у экрана люди желают отдохнуть и развлечься. Поэтому содержание отвечает именно этим требованиям.
           Общий характер отношения к телевидению менялся по мере изменения окружающего мира. В 1960-1970-е годы, когда выпуски новостей освещали главным образом убийства и беспорядки в стране, люди начали обвинять телевидение в распространении насилия. И сегодня средняя американская семья считает, что в программах много жестокости. Кроме того, по мнению зрителей, ТВ показывает слишком много рекламы - однообразной и назойливой.

Назад

Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]

Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]

Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]


№ 11 [17] 6 июня 1999 г. Вернуться в содержание