ОБРАЗОВАНИЕ
Г.И. Королев,
доцент Ростовского института
бизнеса и права

Цель - создание творческой личности

остовский-на-Дону институт бизнеса и права (аттестация Минвуза РФ, постановление № 37/409 - П от 04.12.98) готовит специалистов по юриспруденции и экономике. Помимо усвоения специальных знаний неотъемлемой частью этого процесса должно быть воспитание системного понимания окружающего мира и способности к четкому анализу его развития. Однако недостаточно только понимать развитие, необходимо еще и постоянно участвовать в обновлении предметов труда и общественных отношений. Знание диалектических законов ( единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания и др.) не гарантирует специалисту способность прогнозировать развитие систем, в которых и с которыми он будет работать. Нужно владеть инструментами выявления и решения проблем, а механизм работы этих инструментов не должен противоречить законам диалектики и обеспечивать получение решений на максимально эффективном уровне. Очевидно, что и необходимость формирования творческой личности должна признаваться всеми участниками процесса.
          Учитывая современное состояние с "национальной идеей России", РИБИП намерен внедрять в образовательный процесс Теорию Решения Избирательных Задач (ТРИЗ), созданную в России и пока не получившую должного применения. Как это было и ранее, когда российские разработки возвращались через внедрение их на Западе, ТРИЗ сейчас внедряется в США лос-анжелесской компанией Ideation International Inc. И это естественно, так как участников рынка не может не заинтересовать методика выявления угроз существования Дела, разработки концепции повышения конкурентоспособности товаров (услуг) и всего Дела, определения стратегии постоянного обновления.
          В основе ТРИЗ лежат выявленные при анализе тысяч изобретений закономерностей развития систем. Столетия человек использовал для поиска нового один метод - перебор вариантов (метод проб и ошибок). До сих пор делаются попытки снизить затраты времени и средств путем интенсификации процесса (НИИ, психологическая активизация - "мозговой штурм", "синектика", "эмпатия" и др.), однако, коренная ломка устоявшихся взглядов состоялась, когда в 50-х гг. Г.С.Альтшуллер заявил, что изобретательству можно учить и за прошедшее время с коллективом единомышленников (сегодня - это Российская Ассоциация ТРИЗ) создана система поддержки изобретателя:
         - законы развития технических систем
         - инструменты преобразования ситуации в задачу,
         - стандарты на решение задач
         - механизм выявления противоречий и приемы их устранения
         - алгоритм решения изобретательских задач
         - механизм прогнозирования развития систем
         - курс развития творческого воображения
         - компьютерная программа "Изобретающая машина".
          ТРИЗ определяет планомерное развитие систем: проблемы должны решаться до того, как обострившиеся противоречия станут сдерживать развитие. ТРИЗ дает возможность прогнозировать параметры новых изделий, формулировать цели организации и планировать вложения средств. Уже 40 лет ТРИЗ применяется в различных областях техники (металлургия, гидротехника, авиация и космонавтика), в педагогике, искусстве и маркетинге.
          На начальном этапе ТРИЗ вводится в учебный процесс экономического факультета в виде курса "Кризис - менеджмент" объемом 144 час. С целью отработки умения выявлять угрозы существования организации и устранять их; определять стратегию обновления организации; разрабатывать концепцию повышения конкурентоспособности товаров услуг).
          В дальнейшем предполагается увязать все дисциплины с одним из направлений ТРИЗ - развитием творческого воображения (Теория Развития Творческой Личности).

Назад

Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]

Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]

Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]

Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]

Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]

О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]

Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]

Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]

Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]

Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]

Из школы в вуз [И.Звездина]

Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]

Новые вакансии [Н.Шопен]

Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]

Положение во гроб [И.Шеина]

Давайте возводить мосты! [И.Звездина]

Удар по будущему России [В.Сендеров]

Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]

Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]

Профессия - репортер [Е.Маскаева]


№ 13 [19] 6 июля 1999 г. Вернуться в содержание