ОБЩЕСТВО
Валерия Целоусова Валерия Целоусова,
студентка 5 курса Кыргызско-Российского
Славянского университета

Жизнь на обочине

ыехав из своих сел целыми семьями, с наступлением тепла они ставят юрты вдоль основных трасс и на горных перевалах, выпускают скот в зеленые долины на пастбище и ждут покупателя, провожая взглядом проезжающие мимо машины в надежде быть замеченными любителями национального напитка кочевников, приготовленного из кобыльего молока кумыса, продажа которого составляет их основной, а порой и единственный доход.
          Бесхитростный сервис, предлагаемый кыргызами, привлекает далеко не всех, а только тех путников, кто, отбросив напущенную брезгливость и страх перед желудочно-кишечными заболеваниями, ценит народные традиции гостеприимства и готов разделить с хозяевами юрты скромную трапезу из лепешки, айрана и, конечно, кумыса.
          Водители-дальнобойщики предпочитают брать кумыс с собой и не рискуют пить его за рулем: любая экспертиза покажет алкоголь в крови. Другая категория - туристы, любители экзотики. Но их интересы иного рода. Вдохнуть аромат горного воздуха, сфотографироваться на память около юрты или на коне, изображая крутого джигита, и продолжить свой путь с новыми силами, обсуждая увиденное.
          Туристов сезонные кочевники слегка недолюбливают. Мол, сколько раз фотографировали, а фотографии никто не завез.
          Вот и мы, очарованные красивейшим горным пейзажем и стоящими на берегу бурлящей речки юртами, остановили свой микроавтобус около стоящих на обочине синих канистр из-под американского масла - популярной на трассе тары под кумыс. Хозяева, почуяв щедрых гостей, засуетились, расстелили на траве шкуры, войлок, наполнили кумысом пиалы.
          Передохнув, пощелкав фотоаппаратом и ободрившись кумысом за небольшую плату, мы отправились дальше. А за окном на фоне зеленых долин и гор с белоснежными вершинами мелькали юрты, пасущиеся кони и детвора, машущая нам вслед. Мы удаляемся, оставляя позади себя клубы пыли, а они остаются ждать новых гостей и зарабатывать деньги на долгую зиму.

Улыбки аила Шоро

ивя в небольшом, но все же столичном городе мы настолько привыкли к балующим человека проявлениям цивилизации, что отсутствие элементарных ее признаков мы называем в лучшем случае романтикой, в противном же - экстремальными условиями. Конечно, есть поклонники и того и другого. Кто не любит, устав от городской суеты, отрезав себя от внешнего мира на денек-другой спрятаться в провинции или на лоне природы. А по возвращению с чувством собственного достоинства жаловаться друзьям о днях лишений вдали от привычных горожанину условий.
          Ну а как же живут те, чей образ жизни и условия даже провинциальными можно назвать с большой натяжкой.
          Чтобы попасть в маленькое селенье Шоро, необходимо, проехав город Нарын, преодолеть еще 65 километров по каменистой горной дороге. В это отдаленное даже от областного центра село нет рейсового транспорта. А так как великое изобретение человечества - автомобиль - в деревне не только редкость, но и роскошь селянам, в случае необходимости, приходится проходить многие километры пути пешком в надежде повстречать попутный транспорт. Альтернатива - лошадь или ослик.
          В этом отдаленном уголке республики проживают около 600 человек - 108 семей. Несмотря на то, что кыргызы издревле были кочевыми скотоводами и землю не возделывали, шорочане выращивают зерновые культуры, картофель, чеснок и то в небольших количествах, так как из сельхозтехники один трактор да комбайн на все хозяйство. Держат скот, покупают на откорм бычков. Часть урожая и мяса идет на стол, а часть реализуется на рынке областного центра. Но удачно продать плод своего труда порой бывает сложней, чем его взрастить. Зачастую не имея возможности вывезти свою продукцию даже в ближайший районный центр Нарын, крестьянам приходится ждать оптовых покупателей у себя дома. Но цены уже диктует не хозяин.
          Погода тоже не балует тамошних жителей. Из-за высокогорья лето короткое, да и жарким его не назовешь. Зато зимние морозы лютуют на славу - температура воздуха понижается до минус 35, плюс пронизывающий ветер, сдувающий снег с гор, - того и гляди, чтоб скот не померз, да сам жив остался.
          Свежая газета в Шоро - случайность, радио вообще нет, единственный источник информации КТР, ОРТ, РТР, причем российские каналы вещают только с 14 часов.
          Но, несмотря на все трудности, жители Шоро не ропщут на судьбу. Наоборот - улыбчивые, по-кыргызски гостеприимные люди. С гордостью говорят о своей сплоченности и дружбе между семьями. Даже молодежь, покинувшая родной край в поисках лучшей доли, начинает возвращаться. Создают семьи, строят дома, рожают детей. Правда, больницы в селе нет, только фельдшерско-акушерский пункт для оказания первой помощи. Зато школа своя - одиннадцатилетка. Даже магазин есть частный. Выбор в нем, правда, небогатый, только самое необходимое - мыло, водка, сигареты.
          За последние полгода у самых бедных сельчан, а таких около 30 процентов, появилась одна радость - надежда выкарабкаться и жить лучше. Международная организация ПРООН избрала Шоро целевым селом в программе преодоления бедности. Каждый едва сводящий концы с концами получил по 5 тысяч сомов кредита, чтобы посеять зерно, купить на откорм бычков. И все с нетерпением ждут осени - каков будет урожай, смогут ли выплатить кредит, чтобы в следующем году взять еще большую сумму.
          Когда мы въехали в Шоро, первой мыслью было: "Какая же дыра?" Но, пообщавшись с жителями, поняли, что такое определение для них просто оскорбительно. Ведь они выживают в таких тяжелых условиях, трудятся на своей земле, сохраняя своим укладом жизни самобытную национальную культуру кыргызского народа.

Фотографии А. Андреева, его фотоочерк о жизни кыргызской провинции смотрите в разделе "Фотогалерея"

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Парадоксы российской демографии [Е.Овчаренко]

Зачем быть гением? [В.Ермоленко, А.Макаров]

Эталон женской красоты и капризы моды [М.Маркина]

Они попрошайничают - мы работаем [М.Маркина]

Оля + Вова = ? [М.Маркина]

Доступна всем, дешевле булки [Т.Капитан]

Елена Довлатова рассказывает... [М.Недогарко]

Рассуждение о литературно-художественной критике [Д.Пэн]

Образ идеальной женщины: каким его представляли в России 100 и 200 лет назад [В.Смеюха]

Свобода совести в современных условиях [А.Фролова]


№ 19 [25] 8 октября 1999 г. Вернуться в содержание