ВЫСТАВКИ, КОНФЕРЕНЦИИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ
Ольга Морева

Университет и образование

Ростовском госуниверситете 7-8 декабря 1999 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Роль классических университетов в развитии единого научного и образовательного пространства". Пленарное заседание началось 7 декабря с.г. в 10.00 в актовом зале Донской публичной библиотеки. В президиум вошли: губернатор Ростовской области В.Ф.Чуб, министр образования Р.Ф. В.М.Филиппов, Президент Евроазиатской Ассоциации университетов, ректор МГУ В.А.Садовничий, мэр города Ростова В.М.Чернышов, председатель СКНЦ ВШ Ю.А. Жданов, министр образования Ростовской области П.Н.Тищенко. Заседание возглавил ректор РГУА.В. Белоконь.
          Первым приветствовал аудиторию губернатор Ростовской области В.Ф.Чуб. Он отметил важность данной конференции для высшей школы и тот факт, что она проходит в Ростове, сказал о том, что администрация города всегда интересуется вопросами вузов, а так же средней школы, так как университеты не могут существовать без развитого среднего образования. Губернатор затронул проблему компьютерного оснащения сельских школ и поблагодарил Фонд Сороса за то, что он выделяет деньги, чтобы сеть дошла до самых далеких пунктов. Было упомянуто и о платном образовании, одновременно рассматривался вопрос о том, чтобы каждый мог учиться. В конце своего выступления В.Ф.Чуб сказал, что количество студентов в период с 1991-1999 годов увеличилось в два раза и ещё раз поприветствовал почетных гостей на Донской земле.
          Вторым на кафедру поднялся мэр В.М.Чернышов. В своем выступлении он обратил внимание на 1915 г. который стал ключевым в развитии города, потому что Ростов приобрел классический университет, который стал центром науки на Северном Кавказе. Мэр выразил благодарность ректору и профессорско-преподавательскому составу РГУ за хорошую работу в подготовке новых кадров и пожелал участникам конференции плодотворной работы и выразил надежду на то, что высокопоставленные гости будут впоследствии частыми гостями на Дону.
          Министр образования РФ В.М. Филиппов говорил " О национальной доктрине образования России". Ключевым моментом в его выступлении стало сообщение о необходимости создать программу развития образования по всем уровням на базе Ростовской области. Наш регион подходит для этого хотя бы потому, что нет задолженностей по зарплате, а есть потенциал и невостребованные силы.
          В своей речи Филиппов упомянул о важности Российского образования. Он уточнил, что на данный момент в России 39 млн. 430 тыс. учащихся: дошкольников- 8 млн., 21 млн. школьников, среднее профессиональное образование получают 2 млн. студентов, техническое - 1,5 млн., высшее - 3,5 млн. ; а так же есть 1100 учреждений, куда входят: дома творчества, институты повышения квалификации и т. д.
          Система образования, по мнению министра, будет обеспечена только тогда, когда заработает экономика, что возможно либо при развитом капитализме, либо при развитом социализме. "Нам же, - заключил Филиппов, - в ближайшее 10 лет не грозит ни то, ни другое ". Каким же будет Российское образование? Этим должно заниматься правительство, однако уж очень часто в своих решениях оно забегает вперед. Так, например, в 1997г. было предложено создать систему реформирования профессионального начального образования. Заключалось же она в том, чтобы отдать эти учебные заведения под финансирование субъектов федерации, а в первой половине 1998 г. хотели подобным образом реформировать вузы (50 оставить на государственном обеспечении, а остальные отдать субъектам федерации), но это в наше время невозможно из-за нищенских местных бюджетов, поэтому их реализацию приостановили.
          Главная задача на сегодняшний день заключается в том, что необходимо восстанавливать и развивать начальное образование, так как именно в нем министр видит целенаправленный процесс обучения и воспитания. К сожалению, последнего в наших школах нет.
          Еще одна проблема, которая была обговорена Филипповым - это дороги сельским школам и автобусы. Из всех 68 тыс. школ России 46 тыс. находятся в деревнях и селах, а трассы в этих регионах, честно говоря, не очень. Факт остается фактом: необходимо работать над федеральной программой Российского образования.
          Федеральная программа российского образования разработана в МГУ, прошла в трех чтениях в Думе и сейчас находится в Совете Федерации. Рассчитана она на 2000-2005г. и на её реализацию потребуется 16,5 млрд., из них 3млд. уже заложены в бюджет 2000 г.
          Наряду с программами о доступном и бесплатном образовании, министр сделал экскурс в будущее. Он проинформировал аудиторию о том, что, если ситуация с рождаемостью в стране не изменится, то к 2009 г. будет 14 млн. детей, из них 1,3млн. - выпускники школ, а число бесплатных мест в вузах - 1,7млн. Следовательно, 400 тыс. мест придется закрыть, а о платном образовании вообще не будет идти и речи.
          В заключение своего выступления министр заявил о том, что ни в коем случае нельзя сокращать вузы, так как только образование может спасти Россию. А по этому поводу 14--15 января в Кремлевском Дворце Съездов состоится всероссийская совместная конференция работников образования всех уровней, где будут решаться самые насущные вопросы и проблемы, связанные с образованием в РФ.

          Ректор МГУ В.А.Садовничий рассказывал об университетах в целом и, в частности, об "Университетском образовании в 21 веке". Университеты - это самые живые и стойкие институты общества (их нельзя сравнить ни с чем ), они исповедуют одни и те же принципы. Университеты реализуют самую существенную потребность личности. Она включает в себя тягу к образованию. Ничего благороднее этого нет.
          Университеты имеют многовековую историю. Идя в ногу с развитием общества, университеты впитывали все самое положительное, но и встречали препятствия на своем пути: государство часто было против автономии университета. Университет воспитывает, образовывает, развивает науку. В классическом университете она служит образованию, на которое в наше время выделяют 1,75% (причем , 1,2% - это, как известно, допустимая погрешность; вывод можно сделать самим).
          Конечно, необходима реформа образования в РФ. С 1992 г., когда состоялся 1 съезд Союза ректоров, обсуждается этот вопрос. При проведении этой реформы нельзя ни в коем случае отказываться от национальных традиций. Наша система образования была и должна оставаться лучше.
          Садовничий не приемлет четырехлетнее обучение (бакалавр), это не лучше принятых пяти лет, и шестилетнее (магистр) вместо принятых восьми лет (аспирант). После магистра по западной модели идёт доктор, у нас же ему предшествует кандидат наук. Так зачем же понижать наше образование. Вот в чем вопрос.
          Так повелось, что у нас из века в век борются две силы: сторонники Запада и приверженцы Русской культуры, и последние должны обязательно победить. России не надо копировать, мы можем выйти на пост индустриальный путь развития с помощью собственной мысли и лучших национальных традиций.
          Свой университет будущего ректор МГУ видит следующим образом:

  1. Университет будет находиться в обществе, где отдан приоритет образованию.
  2. Университет будет строить образование на основе научных знаний.
  3. Университет будет центром учебных округов, (т.е. он объединит под своё начало школы и станет центром образовательной и воспитательной мысли).
  4. Университет будет центром культуры.
  5. Университет будет следовать традициям.
  6. Университет будет автономным.

          Конечно, перед тем, как это внедрить, надо все рассчитать и рассмотреть. Ведь правильно сказал С.П.Королев: "Если ты сделаешь быстро и плохо, то все забудут, что ты сделал быстро, но будут помнить, что ты сделал плохо, а если ты будешь делать медленно, но хорошо, то все забудут, что ты делал медленно, но будут помнить, что ты сделал хорошо". Этой цитатой президент Евроазиатской Ассоциации университетов, ректор МГУ В.А.Садовничий закончил свое выступление.

          Ректор РГУ А.В.Белоконь в своем докладе "Развитие РГУ в системе научно - образовательного пространства Юга России: опыт, проблемы, тенденции обозначил следующие положения:

  1. Единое научно - образовательное пространство это то, где организуется качественная передача знаний.
  2. Не тот университет лучше, где больше специальностей (предметов), а тот, где идет добросовестная подготовка студентов, основанная на том, что все преподаваемые дисциплины связаны между собой цепочкой, образующей единый пласт знаний. При отсутствии данной цепочки нельзя вводить дополнительные предметы.
  3. Нельзя допускать перегрузку студентов, так как она влечет отсутствие самостоятельного обучения.
  4. Ректор РГУ положительно относится к многоуровневой системе обучения и допускает тот факт, что студент может взять курс или спецкурс другого университета и сдать его в своем вузе.

          Выступление председателя СКНЦ ВШ Ю.А.Жданова по теме "Университеты в контексте социокультурного пространства полиэтнического региона" было ярким и эмоциональным. Он говорил о традициях и расположении Северного Кавказа. Вспомнил миф о Прометее, который существует в этом регионе в различных интерпретациях. Сделал вывод, что Кавказ сосредоточил единство культурного богатства, но многочисленные войны и прения могут все это разрушить. А восстановить не удастся. Университет, как стаж препятствует кризису мирового сознания. Жданов считает, что он должен воспитывать поколения в духе прометеевской традиции. Величия нет без истории. Северный Кавказ связан с Россией, и это понимают ректора Кавказских университетов. Мы не должны мешать взаимосвязи культур, не должны вычленять национальные идеи. Высшие школы должны следовать единству патриотической и интернациональной идеи. Жданов считает, что необходимо противостоять национализму во всех формах. Он выступает за философию общего дела, которое связывает все народы.
          В конференции приняли участие ректоры Кубанского, Таганрогского, Уральского университетов. Ректор Уральского университета В.Е.Третьяков говорил о классическом университетском образовании, об их ответственности и автономии. Третьяков считает, что университет должен заботится о том, чтобы в регионе шла непрерывная работа по объединению вузов. Он считает, что университет - это то высшее учебное заведение, которое координирует, гарантирует непрерывное образование. Затронул проблему обучения в сельских школах. Упомянул о необходимости особой работы с одаренными детьми. Третьяков считает, что университет должен создать ресурсы для дистантного информационного образования и стать во главе их реализации.
          Перечисленные выше проблемы являлись главной темой пленарного заседания.
          Все приехавшие на конференцию остались довольными её уровнем и подготовкой.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

"Ростов - это правильный город" [М.Колесникова, А.Гарматин]

Пленум Союза журналистов [С.Наков]

Новый Интернет-центр в Ростове [А.Гарматин]

Конференция "Проблема 2000 года в России"

Зарисовки минувшего на пороге нового тысячелетия [Н.Стахеева]

"Среда" [А.Гарматин]

"Я памятник себе воздвиг…" [Е.Рыжкова, В.Герасименко]

"Пушкин и юг" [А.Гарматин]

Хлеб творит мир [А.Гарматин]

Возрождение России начнется с возрождения образования [А.Гарматин]

Между пониманием и восхищением [А.Гарматин]

Экзотические гости [И.Звездина]

Знакомьтесь - Япония! [С.Джунько]

ЛегПромЭкспо-98 [Н.Стахеева]

И снова о пиве [Н.Стахеева]

Автоформула-98 [В.Концова]

Морские сокровища [Ю.Цуранова]


№ 24 [30] 21 декабря 1999 г. Вернуться в содержание