Алексей Гарматин

Фестиваль жизни - 2000

Алексей Гарматин

Хочется верить, что жизнь наша - вечный фестиваль со своими репетициями, бессонными ночами, капустниками, выступлениями: Фестиваль же - карикатурная проекция жизни, где все люди - актеры, и наоборот. Смеемся или плачем, радуемся или переживаем, играем или живем - одно без другого быть не может, как актера - без зрителя, как театра - без актера, как жизни - без фестиваля...

осемь теплых осенних дней и восемь бессонных ночей Ростов жил международным театральным фестивалем "MiniFest 2000". Событие для города не новое, шестое по счету и уже ставшее традиционным. Постоянные выступления, мастер-классы, обмен впечатлениями, клубные вечеринки - все это пережили участники фестиваля из 7 стран: Австралии, Бразилии, Исландии, Испании, Узбекистана, Финляндии и России. Заморских гостей приютили ТЮЗ, театр им. Горького и ДК "Красный Аксай", на ночь же раскрывала свои трехзвездные двери гостиница "Интурист".
          Из Австралии, красивейшего - судя по названию - города Адэлаида, приехала труппа из театра "Splash". Театр в традиционном понимании этого слова для них подходит мало, такого сочетания музыки, танца, песни и актерской игры на сцене ростовский зритель еще не видел. "Splash" в переводе с английского означает всплеск, брызги. Всплеска эмоций, радости, веселья нельзя было не заметить на лицах всех, кто попадал на вечеринку в стиле splash. С первых же минут Xайди, Уилл и Дэйв, которым не больше 20-22 лет, нарочито поднимают (обращаясь на понятном даже школьнику английском языке) зал на ноги, вместе поют, хлопают и танцуют. Каково же было мое удивление, когда полный зал драматического театра им. Горького буквально не мог усидеть на своих местах, а многие просто подтанцовывали в партере. Впечатление от простых, запоминающихся песен и танц-игры актеров и зрителей еще долго останется и у администрации драмтеатра.
          Бразильский театр "Amalgama" & "Cia 2" в своем спектакле пытался объединить различные виды искусств. Кроме особой пластики и оригинальной визуальной концепции здесь и борьба за экологию - декорации и костюмы только из переработанных материалов. "Забавы птиц" - спектакль довольно авангардный: актеры - куклы-марионетки. Сначала из трех разноцветных сумок вылетают различные предметы, потом же они трансформируются в гигантские бессловесные фигуры птиц. Фантазия режиссера Энн Вестфаль поражает своей неординарностью - от сплетения снов и яви до поэтики и сюрреализма.
          Итальянский "Teatro Del Sole" - один из ведущих театров для детей и молодежи не только в Италии, но и в Европе - показал спектакль "Баллада о дудочке", попытку по-новому взглянуть на легенду о нашествии крыс, крысолове, волшебной дудочке и исчезновении детей. Тема, к которой обращались еще братья Гримм и Гете, и Лейбниц. На родине итальянскому театру ставится в заслугу изобретение особого театрального языка, который позволил перейти границу между поколениями. В Ростове, ставшем театральной столицей на дни фестиваля, была достигнута и другая, даже более значительная, цель - изобретение интернационального театрального языка жестов, мимики, игры, танца, который был бы понятен любому и везде. Сюжет по-сказочному захватывает: изгнание котов, нашествие крыс, вмешательство дудочника, предательство и исчезновение детей... Само путешествие дудочника символично: режиссер показывает сложные взаимоотношения между взрослыми и детьми, которые выражаются в соприкосновении с честностью и обманом.
          Исландский театр "Moguleikhusid" интересен и завораживает как все новое и не совсем понятное. Из декораций - только занавес, на сцене только двое: один читает текст из скандинавского эпоса "Старшая Эдда", перевоплощаясь из одного героя в другого, второй - виолончелист - необычной, подчас какофонической, игрой делает акценты на наиболее острых местах повествования. Столь неординарная игра исландского дуэта тоже стала открытием для ростовского зрителя.
          Молодежный театр из Узбекистана представил спектакль "Холстомер" - ремейк знаменитого одноименного спектакля Товстоногова. Режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист республики Наби Абдурахманов, сказал, что в этой работе он больше всего хотел показать историю коней, которые так и не смогли достичь высокого духовного уровня и поэтому погубили Холстомера.
          Питерский "Папиж-club" - очень необычный театрализованный концерт в стиле "фьюжн". Это - сплав пантомимы, буффонады, эксцентрики, авангарда и народной комедии. Клоун Папиж в исполнении Геннадия Ткаченко отличается изумительной пластикой, смешной и грациозной одновременно, блестящим вокальными данными, включая классические оперные вариации и звукоимитацию. Его выступления буквально перемежаются с другими, на первый взгляд, диаметрально противоположными по жанру, номерами. Елена Гагарина исполняет романсы, песни на французском, немецком, английском, итальянском и русском языках. Художественный руководитель "Папиж-club", режиссер Галина Губанова, известна своими постановками в театре "Черный квадрат" в Москве, своей работой с эскизами Казимира Малевича, Даниила Хармса и др.
          Москва взяла количеством. Только один "Класс-центр" Сергея Казарновского насчитывал 42 человека (не считая технического персонала), которые присутствовали, наверное, на всех смежных концертах и поднимали публику "на ура". Класс-центр, он же центр музыкально-драматического искусства, он же просто школа, где, кроме основного образования, ученики получают обязательное музыкальное образование. Программа класс-центра "В джазе только де…" насыщена произведениями известных джазовых музыкантов - от Элингтона до Брубека. Ребята не только легко играют на нескольких инструментах, но и танцуют, показывают разные по-настоящему смешные номера.
          Второй московский гость - Московский ТЮЗ. Со своим легендарный мюзиклом "Good-Bye, America" в постановке Генриетты Яновской является заслуженным ветераном. Вот уже 10 лет спектакль веселит публику, блестяще пародируя нашу, еще совсем недавнюю, советскую действительность.
          Для тех, кто открыл для себя "Минифест" еще пять-десять лет назад, этот фестиваль показался малозначительным и действительно "мини". Небольшие молодые мобильные театральные группы из разных стран мира все больше становятся завсегдатаями международных фестивалей нежели огромные труппы с гигантскими декорациями и тоннами аппаратуры. Немаловажна и финансовая сторона этого вопроса: сейчас даже самые обеспеченные коллективы требуют частичного, а зачастую и полного покрытия расходов. Можно только посочувствовать принимающей стороне. И порадоваться за нее. Действительно, ростовский ТЮЗ справился со своей задачей: привез в Ростов яркий захватывающий и запоминающийся праздник, который еще не закончился. 12-13 октября в Музыкальном театре в рамках того же "Минифеста 2000" пройдут выступления знаменитого балета "Трише Браун" из США. Спешите.

Крепко ли стоит главная телебашня Ростова? [Т.Абрамова]
Говорите по видеотелефону! [Н.Лужняк, В.Васютина]
Будни ростовской провинции [А.Скрынникова]
Праздничный фейерверк на "Локомотиве" [А.Скрынникова]
"Бег" с препятствиями [Н.Лужняк, В.Васютина]
Ростовские диггеры изучают историю [А.Коверзнев]
"Бешеные деньги" стали кульминацией фестиваля " [И.Звездина]
От Саши Субботина до короля Лира [О.Тернова]
Красавица Дона - 99 [Г.Бацына]
Попутного ветра тебе, Сергей! [Н.Кривопустова]
Мистика жизни: идеальная пара [И.Звездина]
Первая компьютерная выставка 1999 года в Ростове! [П.Халтурин]
Успех ростовских гимнасток [Т.Алеханова]
© Гарматин Алексей Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал