Наталья Боровская,
искусствовед

В нем музыка - всегда

Наталья Боровская

олее недели продолжались в Таганроге юбилейные торжества. На вопрос: "Кого чествуют? - отвечали разноречиво:
          - любимого композитора и пианиста;
          - профессора кафедры радиотехники ТРТУ;
          - философа, эстетика;
          - создателя одного из первых в СССР электронных музыкальных инструментов;
          - крупного специалиста по акустике;
          - известного просветителя.
          Трудно представить, что это - далеко не полный перечень ипостасей одного и того же человека. 15 мая доктору физико-математических наук Владимиру Петровичу Рыжову исполнилось 60 лет.
          Физически он полон сил, потому что когда-то сумел одержать победу над своим телом. И если в лютый мороз вы увидите на улице Таганрога спокойно идущего человека в летней шведке - знайте, что это - Рыжов.
          Но это только одна из его побед над собой, возможно, помогающая ему одерживать другие. Духовное самосовершенствование, начавшееся еще в юности, давно превратилось в его образ жизни и образ мыслей.
          Трудно сказать, какому виду деятельности Рыжов отдает предпочтение, но, как говорит он сам, музыка звучит в нем всегда. Она переполняет его настолько, что он оказывается не в состоянии все записать.
          "Другому не хватило бы и десяти жизней" - так писала я о В.П.Рыжове в посвященной ему статье в РЭГ (№ 11(41) от 8 июня 2000г.). За несколько месяцев после этой публикации Рыжовым созданы десятки музыкальных произведений и на этот раз не только в классических традициях. Его зажигательная самба, мелодически выразительные вальс-бостон и танго волнуют изысканным оркестровым звучанием. На самом же деле первоклассный эстрадный оркестр воспроизводит один исполнитель - сам Рыжов, используя все возможности синтезатора "Ямаха", который он изучил, может быть, как никто другой. В прошлом году были записаны два лазерных диска с музыкой Рыжова, сейчас готовится запись новых произведений на третий диск. "Он может все" - так писал о музыке Рыжова профессор московской консерватории, композитор Кобляков.
          Иногда кажется, что Рыжов может все не только в области музыки. Его научные труды известны далеко за рубежами России. Он замечательный педагог с потребностью донести материал до каждого, даже самого слабого студента. Вдумайтесь в названия уникальных учебных курсов, которые он читает студентам помимо традиционных: "Наука и искусство в инженерном деле", "Компьютерный синтез звуков и электромузыкальные инструменты", "Психофизиологические основы аудиовизуальной техники", "Производство радио-, теле- и шоу программ".
          Действительный член Международной академии информатизации В.П.Рыжов летом 2000 года провел в Таганроге очередной, третий Международный симпозиум по информационной эстетике. Благодаря энергии Рыжова симпозиумы, подобно "ковчегу", объединяют людей столь разных специальностей, что в иных обстоятельствах они могли бы и не понять друг друга: художники, музыканты, искусствоведы, физики, математики, инженеры, философы, психологи - всех назвать трудно - заинтересованно обсуждают вопросы взаимодействия науки и искусства вопреки всем экономическим и социальным бурям и апокалиптическим стонам о гибели культуры. Обо всем этом о творчестве и личности Владимира Петровича говорили его коллеги, друзья, поклонники его таланта, чествуя юбиляра на заседаниях кафедры, Ученом совете и в праздничной атмосфере концертов, которые в эти дни дал Рыжов.
          В Доме-музее Чайковских состоялся сонатный вечер с премьерой двух новых сонат Рыжова: седьмой для фортепиано и сонаты-сюиты "Утро. День. Вечер. Ночь." Части своих скрипичных сонат Рыжов исполнил со Светланой Ефимовой - неизменной исполнительницей его произведений. Ефимова - одна из ведущих скрипачек Муниципального оркестра, выпускница Ростовской государственной консерватории.
          Поклонники композитора из Таганрога, гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова принимали музыку с аплодисментами, цветами, словами признания и признательности.
          Особые аплодисменты заслужил постоянный ведущий концертов Рыжова в течение более 35 лет, доктор технических наук, профессор ТРТУ Евгений Иванович Куфлевский, который всю свою творческую жизнь параллельно с наукой увлеченно изучал классическую музыку и в большом ряде вопросов имеет эрудицию профессионального музыковеда, что было отмечено приехавшей на концерт членом союза композиторов, кандидатом искусствоведения, музыковедом Н.А.Мещеряковой. Е.И.Куфлевский предпринял попытку впервые показать, как претворяются в музыке Рыжова принципы классики. Судя по оценкам профессионалов, попытка удалась.
          20 мая в Городской библиотеке им. А.П.Чехова на заключительном авторском концерте В.П.Рыжова "Благослови, ликующая муза" звучали инструментальные и вокальные произведения композитора. Исполнители - члены музыкально-литературного объединения "Муза", которым Рыжов руководит более 30 лет, профессиональные артисты филармонии и театра, преподаватели и учащиеся детских музыкальных школ и музыкального лицея и, конечно, сам Владимир Петрович.
          Как и в прежние годы В.П.Рыжов сумел превратить свой юбилей в замечательный праздник музыки. Дарить себя людям - его органическая потребность.
          Однако мне по-прежнему не давал покоя вопрос о феномене Рыжова, о том, как одному человеку удается так раздвинуть границы своей жизни. Банальные ответы - о природном таланте, помноженном не трудолюбие, о целенаправленности и способности концентрировать внимание на предмете в сочетании с огромной эрудицией не удовлетворяли меня.
          Да, все это так! Но мне захотелось найти ответ в святая-святых Рыжова - в его музыке. Несмотря на все ее разнообразие в ней всегда звучат интонации какой-то неудовлетворенности, чего-то несбывшегося. Может быть, эта романтическая неутолимость и зовет его неустанно и неосознанно к новым творческим вершинам.

Брызги шампанского из туго натянутого нерва [И.Звездина]
Чистый звук [Н.Боровская]
Московский театр "Игроки"
Недоходное место [А.Хавчин, Н.Смирнова]
Может ли провинциальная девушка стать моделью? [С.Городничева]
Возвращение сентиментального боксера [А.Волохов]
Не делайте театру больно, господа! [И.Звездина]
Театр из Исландии в Ростове [М.Костюкова]
“Есть одна награда - смех” [И.Звездина]
О поэтике Михаила Щербакова [Г.Хазагеров]
Либретто для "мыльной оперы" [Е.Черепнева]
Мастер творческого портрета [И.Звездина]
Для нее нет границ во времени и пространстве [А.Колобова]
Другому не хватило бы и десяти жизней [Н.Боровская]
Им нравится соединять несоединимое [Н.Боровская]
"Ведьма из Блэр" напугала шоу-бизнес [Г.Нерсесов]
"Исповедь великого грешника" [Г.Нерсесов]
Что в запахе тебе моем? [Н.Соловьева]
Девятые врата [А.Гарматин]
Искусство и литературная критика [Д.Пэн]
Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова]
Как рождается прекрасное [Е.Острижная]
Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов]
История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов]
© Боровская Наталья Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал