Антон Шорников,
студент Тольяттинского госуниверситета
Антон  Шорников

Новый виток Автопрома
Заметки с III-го Всероссийского автофорума в Нижнем Новгороде

лядя в окно автомобиля на мелькающие просторы, характерные для восточно-европейской равнины с ее полями и редкими лесочками, я невольно думал о чём-то масштабном, глобальном. Например, о том, что мы едем из одного города-автогиганта – Тольятти с крупнейшим в Европе заводом легковых автомобилей, в другой, не менее значимый российский город с богатым историческим прошлым, а в настоящем – тоже город-автогигант – в Нижний Новгород. Горьковскому автозаводу уже 70 лет. Он успел выпустить на дороги планеты более 16 миллионов машин. А Волжский автозавод хотя и младше своего старшего брата в 2 раза, но по выпуску авто даст ему ещё добрую фору. В каждом городе организованы даже свои собственные автосалоны, пусть уступающие по статусу и количеству заявленных участников более маститым Московскому и Санкт-Петербургскому, но это только пока. Мы ехали на III Всероссийский Нижегородский автофорум, который был объявлен весьма значительным событием в регионе.
          Однако заявить о себе громко и звучно – это полдела. Важно подтвердить сказанное действительно высокой степенью подготовленности мероприятия и тем самым вписать своё имя в историю развития отечественного автопрома. Вот этим и в самом деле можно поднять свой статус. Видимо, организаторам пришлось много похлопотать, чтобы значимость события стала очевидной с первой минуты. III Всероссийский Нижегородский автофорум был открыт полномочным представителем президента РФ в Поволжском региональном округе Сергеем Кириенко. И продолжил свою работу при участии высшего менеджмента всех крупнейших автозаводов России, прибывшего на форум почти в полном составе.
          - Сегодня, Автопром - это основная доходная отрасль в России, и изменения, которые произошли в ней за последний год, очень серьёзны, - таким образом С. Кириенко, подчеркнул витающий в воздухе всеобщий интерес к этой встрече. Директор нижегородской ярмарки Валерий Барульин, мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев, член совета директоров АО «АвтоВАЗ» Николай Ляченков говорили о новом витке сотрудничества в отечественном Автопроме. Эта мысль стала лейтмотивом всего автофорума. Она же прослеживалась в представленных автозаводами экспозициях.
          Стенд АО «АвтоВАЗ» на автосалоне «Нижегородский Автофорум-2002» приглашал всех совершить небольшое путешествие в будущее. ВАЗ представил экспозицию, как обычно, в своем стиле: ярко, динамично, интригующе и с неожиданными сюрпризами. У самого входа можно было познакомиться поближе с самой перспективной моделью завода - «Калина». Это новое семейство легковых автомобилей призвано заменить ВАЗ-2108, 2109 и 21099. Сохраняя конструктивную преемственность по основным агрегатам, позволяющую производить новые узлы на тех же технологических линиях, что и старые, семейство «Калина» отличают современный дизайн, оригинальная светотехника и мощные двигатели, удовлетворяющие перспективным нормам по токсичности. По сравнению с «девятым» семейством новые модели короче, более маневренны и отлично приспособлены к городу.
          На Нижегородском автосалоне ВАЗ продолжил свою «историческую» линейку стендов, посвященных какой-либо «красной» дате в жизни Волжского автозавода. На этот раз он представил посетителям юбиляра – ВАЗ-2121 «НИВУ», которой нынче исполняется 25 лет. Оригинально выполненный стенд «25 лет НИВЕ», путешествует в этом году в каждый город, где проводится автосалон. Он включает в себя автомобиль, а также фотовыставку, на снимках которой зафиксированы самые интересные моменты жизни модели: рождение прототипа и участие в многочисленных испытаниях и гонках. На следующий год нас будет ждать новый проект, также связанный с важной вехой в истории ВАЗа. Но это будет завтра, а сегодня…
          АО «АвтоВАЗ» подготовил настоящий праздник для гостей своего стенда. Представление получилось столь привлекательным, что никто из посетителей не проходил мимо. Яркие выступления артистов, викторины на автомобильную тематику с розыгрышем ценных призов, приветливые и очаровательные девушки-стендистки, а также информационный центр, утоляющий жажду интересов людей, неравнодушных к ВАЗу, – составили полную картину об экспозиции, способной конкурировать с фирмами, имеющими всемирно известные имена. Такими, например, как Пежо, представившей свой стенд, посвящённый новому модельному ряду семейства 206 и 307. Характерные для этой французской марки плавные линии и мягкая цветовая гамма выделили экспозицию среди всех представителей иномарок.
          Но вообще-то нельзя было сказать об особом интересе посетителей к экспозициям иномарок. Это и понятно, ведь содержать иностранную машину в России очень дорого. За последние два года на восточно-европейском рынке наблюдается некоторое оживление, и продажи иномарок несколько выросли. Но в целом количество зарубежных авто среди отечественных держится на уровне 15 %. Может быть, такой известный производитель как Volkswagen, потому и не стал размещать свою экспозицию, хотя предыдущие автосалоны неоднократно доказывали популярность этой марки и неугасаемый интерес публики (чего как раз не наблюдалось у Пежо).
          Успех такого плана не складывается случайно. Каждый уважающий себя производитель имеет специальную команду по разработке экспозиций: дизайнеры, инженеры, специалисты по PR, спичрайтеры, режиссёры, представители различных отделов завода, отвечающие за узкоспециальные вопросы, и многие другие участвуют в создании целостной композиции, способной выгодно представить продукцию своего предприятия. На новгородском автосалоне такого высокого уровня смогла достичь только экспозиция Волжского автомобильного завода.
          Успехами иного плана с нами поделился представитель «Ижмашавто». Этот завод, о котором несколько лет назад говорили в траурных тонах, благодаря удачной попытке сотрудничества с фирмой «СОК», видимо, начал восстанавливать свои прежние позиции. Во многом благодаря сборке такой популярной «народной» марки как ВАЗ 2106 «ИЖ» планирует выпустить в 2002 году 105 тысяч легковых автомобилей, из которых половину составят как раз «шестёрки». Это звучит очень и очень оптимистично, так как в 2000 году «Ижмашавто» выпустил всего лишь около 14 тысяч «легковушек», а в 2001 году, с учетом ВАЗ 2106, их всего было 31 тысяча.
          За прошедший год все автозаводы, кроме Горьковского, улучшили свои позиции. Доля ВАЗа в общем объёме выпуска легковых автомобилей в России достигла 75,2 % (т.е. 767 тысяч автомашин в год). Такой же примерно объем «АвтоВАЗ» планирует и на нынешний год (из них 110 тысяч машин должны уйти на экспорт). Если все планы осуществятся, то российский автопром вновь, как в 2001 году, преодолеет миллионный рубеж по выпуску легковых машин.
          Говоря о планах на будущее, нельзя не упомянуть о тех автомобилях, которые считать не принято – о концептах и предсерийниках. На конференции, организованной руководством АО «АвтоВАЗ» специально для журналистов автоизданий, была задана масса актуальных вопросов. На них отвечали член совета директоров Н.В.Ляченков, вице-президент по маркетингу, торговле и техобслуживанию автомобилей В.Н.Кучай, вице-президент по производству М.Н.Добындо, вице-президент по стратегическому и корпоративному управлению М.В.Москалёв, главный конструктор П.Прусов, заместитель главного инженера дирекции по качеству В.Ф.Чалый, директор по корпоративному управлению П.А.Нахманович, советник президента – руководитель пресс-центра В.К.Исаков и генеральный директор АО «Ока - Лада» А.С.Аверин. И видимо по другому сложиться не могло – большинство вопросов касались СП (совместного предприятия) «GM - АвтоВАЗ». На вопрос журналиста журнала «Автобизнес» о судьбе «старой Нивы», после того, как в производство пойдёт новая Chevy Niva, Петр Прусов ответил, что к 2006 году производство старых «Нив» будет сокращаться. Сохранится их выпуск на тех дочерних предприятиях, которые изготовляют «Надежду» (ВАЗ 2120), ВАЗ 2131, пикапы, фургоны, болотоходы и инкассаторские машины. Так же он ответил на вопрос о соотношении импортных и отечественных комплектующих в Chevy Niva. На начало выпуска 95% будут составлять отечественные комплектующие и соответственно 5% - импортные. Со временем (через 1,5-2 года) доля последних будет увеличиваться и на экспортных вариантах появятся импортные двигатели и коробки передач. Остается добавить, что 23 сентября 2002 года планируется начать выпуск этих внедорожников. План выпуска на 2003 год – 35 тыс. машин, в 2004 году он увеличится до 60 тыс. Второй моделью СП должна стать легковая машина.
          Никто из присутствующих не удивился вопросу о повышении отпускных цен на вазовские модели, хотя именно в день конференции стало известно об очередной индексации. Владимир Кучай объяснил, что повышение связано с инфляцией доллара, и выше установленного заводом порога в 11,2 % (при общей инфляции 17-18 %), повышение производиться не будет. Повышение цен, как уточнил вице-президент по маркетингу, торговле и техобслуживанию автомобилей, не есть самоцель, а всего лишь попытка выдержать рентабельность плановых цифр, заключающих в себе цены на комплектующие, услуги и т.д.
          На вопрос о повышении качества комплектующих, поставляемых на ВАЗ, ответил Виктор Чалый. Он сказал, что в договорах на поставку комплектующих изделий устанавливается определенное требование к качеству поставляемых изделий. Причем, из 260 предприятий обеспечивают качество на уровне мировых требований 56 поставщиков (это еще высокий показатель), 36 из них – лучшие поставщики, которые обеспечивают практически все условия по договорам. А в договорах записано, что все поставщики в этом году должны начать работу по обеспечению сертификации по стандарту качества ISO9000, и в следующем - QS9000. Это самые высокие критерии, которые сейчас существуют, и в них предусмотрены все требования, которые предъявляют в мире к поставщикам.
          На данный вопрос не случайно был дан столь обстоятельный ответ: вопросы качества комплектующих, сборки, а также гарантийного обслуживания были самыми популярными в информационном центре экспозиции «АвтоВАЗа». А представители ГАЗа часто делали акцент на том, что их завод решительно взялся повышать уровень обслуживания покупателей. Дилеры Горьковского автозавода могли рассчитывать на нормальную работу лишь при наличии необходимого оборудования, склада запчастей и квалификации кадров европейского уровня. Цифры говорят сами за себя: если до проверки этого уровня у ГАЗа было 726 дилеров, то после неё осталось лишь 16. Такому заразительному примеру последовал и УАЗ: он тоже начал проводить своеобразную «инвентаризацию партнеров».
          Горьковский завод – это отдельный разговор. Его новое руководство сейчас проводит организационные и финансовые перестройки. Естественное следствие – падение выпуска легковых машин. В прошлом году ГАЗ выпустил примерно 81 тысяч «Волг» (в 2000 году около 116 тыс.). Есть надежда, что падение выпуска окажется недолгим. В данное время основная масса производства – это «Волга» 3110, в различных модификациях. «Волга», скрывающаяся под индексом 3102, – представительский легковой автомобиль со скрытым (незаметным глазу) бронированием. Она тяжелее серийной на 400 кг и «сдерживает» пули автоматов АКМ и АК-47. Стандартная комплектация 3110-101 для всех желающих «без излишеств», то есть АБС, кондиционера – весьма недорога. А представители популярного семейства «Соболь» и «Газель» получили новое стильное оформление передней части кузова с новой решеткой радиатора и более современными фарами. К концу года планируется полностью провести их рестайлинг. На 2002 год запланировано выпустить около 201 тысячи машин (включая легковые и грузовые).
          Ульяновский автомобильный всем старался доказать, что по-прежнему силён. В нынешнем году он планирует довести выпуск внедорожников до 110 тысяч. Из них на различные доработанные модификации семейства 315 (в прошлом УАЗ-469) приходится 92% от общего объема выпуска. Это, учитывая, что доля модификации понемногу будет сокращаться в пользу выпускающегося сейчас внедорожника УАЗ-3160 и УАЗ-3162 (удлинённый). Но заводчане рассматривают 3160 – как переходную модель. Базовой станет именно удлинённая версия с усовершенствованной рулевой колонкой, дисковыми тормозами передних колёс и пятитиступенчатой ручной коробкой передач. На экспортный вариант предполагается устанавливать итальянские дизели. В планах завода: до 2006 года приблизиться к выпуску 150 тысяч автомашин.
          Завершая отчет с Автофорума, я вновь вспомнил о будущем или точнее, о том, как оно мне представляется. Что может быть интригой следующего российского автосалона – Московского автосалона MIMS`2002? У ВАЗа это может быть концептуальный автомобиль ВАЗ 2151, задача которого, в будущем стать преемником «классики» (т.е. поколения автомашин с классическим, задним приводом). По предварительной информации, у этого автомобиля будет «оригинальный кузов», а целевым потребителем станет тот, кто сейчас в состоянии обзавестись «пятёркой», «шестёркой» или «семёркой».
          Ну да поживём - увидим!

Теории прочности в эпоху Возрождения
[А.Акопов, В.Зацаринный]
Этот прочный непрочный мир
[А.Акопов, В.Зацаринный]
Роботы: помощники или заместители? [Л.Лорек]
Машина, которая хочет стать разумом [Р.Гудвинз]
Оздоровление реки Темерник: прекрасная мечта или реальность? [А.Лавринов]
Знаете ли вы, что… [И.Кылынч]
Биологическая очистка Темерника [Ш.Чагаев]
Ростовские ученые в борьбе с паразитами [Е.Козлова]
Мы - страна богатая [А.Акопов]
Вода - это жизнь [А.Лавринов,А.Барутенко]
© Шорников Антон Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал