РОСТОВУ-НА-ДОНУ - 250
Николай Пелихов,
Ростовский государственный
университет

Стратегия инновационного развития г. Ростова-на-Дону в XXI веке

чевидно, что XXI век должен стать веком активного вхождения Ростова-на-Дону и области в среду развитых конкурентных рыночных отношений, присущих экономически развитым территориальных хозяйственным комплексам. Это предполагает становление и развитие совершенно новой экономической инфраструктуры построения всего хозяйственного механизма, формирующегося, как правило, на основе принципиально новых объединений субъектов территориального хозяйственного механизма. Основной целью формирования таких объединений является получение наибольшего экономического и социального результата.
          Совершенно естественно, что реального успеха в напряженной рыночной конкуренции можно добиться лишь на основе активного использования инноваций. Мало того, процесс производства инноваций, их защиты (патентной или иной) и рыночной реализации изначально должен ставиться на индустриальную основу путем создания специализированных инновационных комплексов, как правило, территориального значения.
          Таким образом, одним из наиболее значимых элементов стратегии экономического развития того или иного региона является формирование функционально-активных зон, способствующих быстрому обновлению его производственного потенциала в жестких конкурентных условиях рыночной экономики, позволяющих насытить местный рынок продукцией собственного производства, увеличивающих оборачиваемость финансовых потоков внутри собственного региона, постоянно генерирующих новейшие промышленные, аграрные, социальные технологии на основе теснейшего взаимодействия научного, промышленного потенциала, финансового капитала и власти данной территории.
          Построение целостного регионального инновационного механизма требует глубокого всестороннего изучения особенностей его организации, а также особенностей самого рынка: его инвестиционной готовности к поддержке инновационной активности научно-технологических коллективов; общей инновационной среды и сложившейся структуры региональной экономики, окружающей те или иные технологические ячейки; восприимчивости промышленности и рынка к научно-технологической продукции в сложившейся экономической ситуации в стране; гарантий защищенности интеллектуальной собственности как на внутреннем, с учетом его особенностей, так и на внешнем рынках, и многих других вопросов жизненно важных для всего инновационного процесса.
          Комплекс только упомянутых задач в своем практическом решении настолько сложен, что требует целевого построения специальной инновационной среды, позволяющей сохранить жемчужины интеллектуального труда ученых и сделать их желанным достоянием наших земляков в виде новой, необходимой им в повседневной жизни, продукции.
          Ключевым звеном и первой ступенью в реализации этой идеи является выработка единой инновационной стратегии региона и создание Ростовского инновационно-технологического центра с совокупностью технопарков в крупнейших городах Ростовской области и, прежде всего, в г. Ростове-на-Дону, на базе ведущих научно-исследовательских и промышленных комплексов.
          Мировая практика имеет сегодня большое количество конкретных примеров создания таких крупных инновационных комплексов в различных странах мира. Как правило, они возникают именно там, где взят четкий ориентир на реструктуризацию производства, форсированное экономическое развитие и решительное обновление инновационного потенциала территории.
          Наглядным примером решения такого вопроса является известный "Трайэнгл парк" в штате Северная Каролина, созданный на базе объединения трех ведущих университетов этого штата в середине пятидесятых годов. С начала 80-х годов начала реализацию крупная программа правительства Земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ) по развертыванию сети инновационных центров и парков в различных городах. Бурным развитием сети технопарков и техноцентров естественным образом сопровождается поразивший мир в последнее время процесс мощного всплеска инновационной активности стран Юго-Восточной Азии. Аналогичные примеры получили развитие и в России. Технологические парки и центры возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Томске и во многих других городах России. В подобном направлении деятельности в нашей области наметилось заметное отставание. Вместе с тем, развивающиеся инновационные структуры города и области достигли сегодня достаточно высокого уровня готовности в становлении Ростовской областной инновационной программы, формирование которой идет в тесном взаимодействии с Администрацией Ростовской области и ее ведущих городов.
          Организационную поддержку этой программы выразило согласие оказать Министерство экономики, технологии и транспорта и Торгово-промышленная палата земли Северный Рейн-Вестфалия. Полезным и содержательным может оказаться участие в программе Агентства по развитию г. Глазго.
          Необходимым условием начального этапа формирования действительно рабочей концепции является объединение усилий профессионалов для ее детальной проработки при безусловной решимости администрации в ее постановке, поддержке и реализации.
          К важнейшим элементам формирования концептуального подхода к модернизации региональной экономики следует отнести комплексную экономическую оценку уровня инновационного потенциала университетов, НИИ и промышленных предприятий города Ростова-на-Дону и Ростовской области, разработку банка приоритетных задач, объектов и проектов инновационной деятельности на уровне отрасли и отдельных предприятий, а также на муниципальном уровне при решении важнейших социально-экономических задач города и области.
          Такая оценка позволит предприятиям научно-технологического профиля правильно сориентироваться в особенностях промышленности региона и направленности ее модернизации при формировании своей инновационной политики в освоении как регионального, федерального, так и мирового рынков, а также определить комплекс взаимных интересов науки, промышленности, банков и органов муниципальной власти и управления при решении социально-экономических задач региона на основе конкретных инновационных проектов.
          Как правило, формирование всех серьезных инновационных центров или парков начинается с определения территории (участка земли) и основных фондов, которые вкладываются в данную структуру, и где начинают постепенно создаваться инновационные комплексы, призванные в последующем играть роль институтов не только реализации, но и дальнейшего развития инновационной политики региона.
          На первом этапе, когда происходит осмысление развиваемых механизмов, для формирования такого рода инновационных структур могут использоваться высвободившиеся площади вузов и предприятий города. Основной идеей создания регионального инновационно-технологического механизма является использование преимуществ интеграции различных наукоемких производств, технологий и поисковых прикладных научно-исследовательских работ на единой территории или совокупности специализированных территорий, где созданы особые условия благоприятствования для всех правовых форм организации инновационных сообществ.
          Фактор восприимчивости промышленности региона к инновациям является одним из важнейших в оценке ее перспективности в предстоящих рыночных преобразованиях экономики. Одновременно он дает содержательную основу направленности деятельности научно-исследовательских организаций, производящих инновационную продукцию. Стимулирование восприимчивости промышленности к инновациям, особенно в период только формирующегося рынка, при низком уровне конкурентности продукции, является одной из важнейших задач как государственных, так и региональных органов власти и управления в создании и развитии экономически мобильного производственного потенциала.
          Необходимо также найти возможность и наиболее оптимальные механизмы объединения федеральных инвестиционных финансовых потоков со всей совокупностью формирующихся региональных инвестиционных возможностей в рамках единых программ, создаваемых вузами, банками, предприятиями, административными органами соответствующих территорий. Ориентация на региональные проблемы на данном этапе вполне оправданна, так как в условиях кризиса это способствует стабилизации экономики региона, а в период развитых рыночных отношений формирующаяся инновационная инфраструктура во всем своем многообразии уже естественным образом обеспечивает устойчивость региональной экономики.
          На начальной стадии целесообразно организовывать постоянный "сток" идей в пределах данного региона, что может способствовать активизации процессов укрепления его промышленного и научного потенциала. Эту задачу и призван решать формируемый Ростовский инновационно-технологический центр с сетью технологических парков.
          Ключевым элементом развитой инновационной инфраструктуры является патентование новой продукции и технологий. Вопрос права собственности на новейшую научно-техническую продукцию в развитых рыночных отношениях имеет важнейшее значение. Сами ученые, создатели новейших идей и технологий, не в состоянии оплатить расходы, связанные с патентованием и поддержанием патентов. Они вынуждены обращаться к различным спонсорам (банкам) как в России, так и за рубежом. В настоящее время в Ростове и области не созданы условия, когда собственность на новейшие технологии остается достоянием территории или субъектов территориального экономического механизма.
          Потенциально здесь заложены огромные экономические потери региона в виде так называемой "упущенной выгоды". Фактически сегодня интеллектуальная собственность и её экономическое воплощение беспрепятственно утекает из региона, лишая его возможности рассчитывать впоследствии на какую-либо экономическую отдачу.
          Сегодня в США на 10 тысяч жителей в среднем приходится 3,5 патентных заявок, в ФРГ - 4,2, Франции - 2,2, Великобритании - 3,4, в Японии - 27,1. И, как правило, в их поддержке крайне заинтересованы и активно участвуют местные финансовые структуры в расчете на последующую экономическую отдачу, что способствует активному экономическому развитию территории.
          Отдельное место в становлении всей региональной инновационной инфраструктуры занимает вопрос определения форм и принципов ее взаимодействия как нового образования со всей средой муниципального управления. Такая пространная постановка вопроса представляется вполне уместной в силу предполагаемого разнообразия видов деятельности, которые предстоит осуществлять, их специфики и степени потенциальной направленности на решения городских и региональных проблем.
          Одним из наиболее важных аспектов такого определения является формирование необходимого правового и экономического режима ее функционирования. По сути дела это дол жна быть специальная экономическая зона с особым льготным экономическим и особо юридическим защищенным режимом функционирования, направленная на оживление и развитие экономического потенциала территории.
          Стандартная логическая схема стратегических построений базируется на следующих ключевых действиях:
          1. Четкое определение политики в выбранном направлении деятельности. Эта политика может исходить как исключительно от власти, так и от объединения заинтересованных субъектов местного хозяйственного механизма с обязательным участием власти, если речь идет о задачах территориального значения (район, город, область и т.п.).
          2. Формирование группы профессионалов для всестороннего изучения проблемы, формирования основной концепции доктрины, которая впоследствии подлежит принятию полномочными представителями заинтересованных сторон. Основным стартовым компонентом формируемой доктрины должна стать, так называемая, "голубая мечта", то есть то, на достижение чего должна быть направлена основная стратегическая линия последующих действий всего объединения заинтересованных участников.
          Важное значение имеет четкое определение консенсуального интереса всех заинтересованных участников, вокруг которого и должно формироваться основное "тело" формируемой доктрины, что предполагает как определение основных стратегических ориентиров, так и построение основных механизмов их реализации и защиты.
          3. Переход к конкретному жесткому экономическому планированию поэтапных действий постепенного превращения Ростова в крупный инновационный комплекс - мечту XXI века. Разве не может, в качестве "голубой мечты" в области инновационной деятельности, рассматриваться возможность превращения нашего родного города в мощный индустриальный центр, в котором, как сердце, бьется непрерывно действующий, хорошо отлаженный механизм постоянного инновационного обновления промышленности, постоянно способствующий увеличению занятости населения, направленный на решение таких социальных задач, как, например, регулярное оснащение наших больниц новейшей аппаратурой, обеспечивающий жесткий экологический контроль за процессом производства и потребления новой наукоемкой продукции.
          Мы все уважаем себя и достаточно хорошо знаем, как следует поступать в той или иной практической ситуации, но мы до сих пор так и не смогли посадить за один стол переговоров полномочных представителей науки, промышленности, власти и банков для нахождения консенсуального интереса в развитии местного производства на основе достижений местной науки. В итоге в заметной своей части формирующиеся в современных условиях финансовые потоки практически полностью обходят местные инновационные процессы. Как правило, на рынке сегодня можно встретить лишь продукцию, ввозимую в город. Доля продукции местного производства - ничтожна. А, следовательно, местный инновационный потенциал еще на долгое время заморожен в своем развитии.
          Крайне целесообразно на старте сформировать рабочую группу из ведущих специалистов в области организации инновационной деятельности от науки, бизнеса, власти и банков, поручить им детальную проработку всей организационной инфраструктуры развития инновационной деятельности в городе, сформулировать те стратегические направления, которые должны лечь в основу реальных экономических и социальных преобразований. После чего разработанные материалы вынести на обсуждение руководителей наиболее заинтересованных субъектов местного хозяйственного механизма для их окончательной доработки и принятия с целью нахождения кратчайшего пути реализации "голубой мечты" многих ростовчан.

Назад

Демографический прогноз и концепция здоровья населения Ростова [Чернышов В.Н., Элланский Ю.Г]

Жилищная политика города [Кантер М.М.]

Городское самоуправление как управляющая система: проблемы становления и перспективы развития [Бондарь Н.С]

Внешнеэкономическая стратегия города [Н.Н.Евченко, Ю.А.Евченко]

История ростовского герба [Я.Зацаринный]

Стратегические ресурсы социально-экономического развития Ростова-на-Дону [В.Овчинников, Ю.Колесников]

О концепции развития города Ростова-на-Дону в XXI веке [М.Чернышев]

Архитектурный облик Ростова в ХXI веке [Ю.Залунин]

Кавказский вектор в вазвитии Ростова [Ю.Жданов]

Таможенный форпост юга России [А.Ф.Епифанов]

Ростов индустриальный: краткая история формирования [Е.Ананьев]

 

№ 12 [18] 21 июня 1999 г. Вернуться в содержание