Украинская художница Нина Негреба
|
|
ина Негреба родилась в Германии. Живет в украинском городе Сумы. Как и многие сумские художники, занималась в местной студии замечательного художника-подвижника Б. Б. Данченко. Окончила Львовский институт декоративно-прикладного искусства. Участвует в разного рода выставках с 1976 года. Работает в области станковой живописи и декоративно-прикладного искусства. Ее произведения хранятся в Сумском художественном музее, частных коллекциях в Украине, России, Америке, Германии, Италии, Польше, Франции. Постоянный автор и "объект анализа" журнала "Зеленая лампа". Входила в местное объединение художников - группу "АРТ'С".
Основные выставки:
1. Республиканская молодежная выставка (Киев, 1989).
2. Выставка группы "АРТ'С" (Сумы-Киев, 1990).
3. Выставка группы "АРТ'С" (Люблин, Польша, 1991).
4. ART-92 (Падуя, Италия, 1992).
5. "Акварель сумских художников" (Курск, Россия, 1992).
6. Ярмарка галерей (Киев, 1993).
7. Республиканская выставка "Живописная Украина" (Киев, 1993).
8. Всеукраинская весенняя художественная выставка (Киев, 1994).
9. Персональная выставка (Сумы, 1997).
10.Выставка художников Украины (Черновцы, 2000).
Коломбина Нина
Фонетическое баловство, которым так изобилует детство - эпоха свободы обращения с языком и миром, иной раз приводит к сущностным открытиям. На слово "Коломбина" с безответственной легкостью нанизывается "Нина": оно, эхом повторяя "а", - своеобразная инерция движения гласных, раскатывающихся по слову, как "бисер по бархату". С новообразованием "КоломбинаНина" становится вещественно-осязаемой метафора Мандельштама: "когда фонетика - служанка серафима" ("серафимов" - скрытых смыслов).
В образе жизни и творчестве художницы Нины Негребы действительно обнаруживается много "коломбиньего". Коломбина, один из главных персонажей комедии dell'arte, играла "и по писаному, и по неписаному". Она имела право на импровизацию, на профессиональный азарт самовластья с последующей непредсказуемостью сюжетных ходов. Так и у Негребы. Обычно наличие таланта обрекает человека на алгоритм, на следование "предначертанному", как авторский сценарий предопределяет актеру слово, жест и поступок.
В жизни Нины Негребы как раз и был "импровизационный" период, когда художество не было "жизнеопределяющим", когда творчество не сопрягалось с "родом повседневных занятий" и "дающим на хлеб ремеслом". Это была пора счастливой непредсказуемости совершаемых поступков, занятий творчеством до "не хочу", отсутствия осознания некоторых событий жизни как судьбоносных, легкомысленной смены городов, когда маршрут определялся юношеским любопытством и необходимостью "перемены мест". То есть привычного пути в художественную жизнь "по плану", с отметкой "выполнено" и "работой над следующим пунктом" не было. И в этом - та опасность, когда "сегодня мы импровизируем" могло стать апофеозом непрофессионализма - "мы импровизируем всегда". Но тут "случился" этап ученичества - этап освоения ремесла. Поступление во Львовский художественный институт определило род занятий. Обнаружилась декоративно-прикладная сущность ее таланта.
Нина создавала то, что входило в плоть жизни человека - быт, как и само искусство Коломбины, которое всегда "тут": на площади, рядом с рынком, неподалеку от жилья.
Гобелены и батики Негребы - факт виртуозного владения ремеслом, выявление художественного потенциала цвета и фактур ниток и тканей, такого же по своему существу, как коломбинье знание эстетического эффекта произнесенного слова или взмаха руки.
Владение техникой, свобода пребывания в обстоятельствах, предлагаемых ремеслом, давали право на импровизацию. В случае с КоломбинойНиной этот импровизационный азарт проявился в неожиданной смене "отраслей": от прикладного - к станковой живописи.
Живопись Негребы можно определить как изысканный монументализм, причудливо синтезирующий направления, техники и смыслы. В монументальности, плотности мазка - память о выразительной фактурности "прикладного материала", овеществившаяся, например, в цикле "Монплезир". В работах этого цикла живопись приобретает объем, благодаря вмонтированным сеткам, тканям, ниткам - то есть всему тому, что находится в сфере бессознательного самого таланта.
А изысканность - в персонажах и положениях: блаженное ничегонеделанье женщин ("Прохладное лето"), их необязательное общение с животными ("Мое время", "Черный кофе"), их мнимо-философская сосредоточенность на себе ("Игра").
Но все эти "художественные банальности" - разменная монета "серебряного века" и "ар деко" - в работах Негребы приобретают неподдельный драматизм. Он - проявление эстетической памяти и памяти о судьбах аналитической живописи Филонова и Малевича периода монументально-языческих мужиков и баб. Сущность этого драматизма - в сущностях жизненных "недоразумений Коломбины, их патологическое несовпадение с реальностью. Вот почему так драматична "Ловля птиц", где в стоп-кадре - драма несоответствий, предопределенности неудачи и нелепых попыток ловли крупных птиц детскими сачками, с которыми обычно "ходят на бабочек".
Коломбинье ремесло живет до той поры, пока оно передается - передается буквально из рук в руки. Именно поэтому в преимущественно импровизационном существовании Нины Негребы - вне профессиональных союзов и творческих групп - регламентированная жизнь преподавателя Сумского высшего училища культуры и искусств им. Дм. Бортнянского... с последующей непредсказуемостью сюжетно-художественных ходов.
|
Татьяна Олеговна Соколова
Сиящие сердолики [Н.Боровская]
Он никогда не изменял себе [Н.Боровская]
Работы Михаила Репко [М.Репко]
Художник из Волгодонска [М.Дорохов]
Торжество чувств [В.Кривенко]
Жрица солнца [О.Асланова]
Демон цвета [В.Лазарев]
Пейзажи Сергея Стефаненко [С.Стефаненко]
Рисунки Анастасии Маилян [А.Маилян]
Ростов в начале ХХ века
Птицы Валентина Зацаринного [В.Зацаринный]
Дружеские шаржи Леонида Белова[Л.Белов]
|