Культура

Семиотический квадрат как зеркало art-революции. [Т. Борисова]
№10[88] 15 июля 2002 г.

Это исследование лежит на пересечении очень разных наук, что противоречит сразу двум пушкинским постулатам: императиву "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань" и запрету на то, чтобы поверять алгеброй гармонию. Эти "конь" и "лань" - семиотика и искусствоведение.

Николай Васильевич Гоголь: 150 лет спустя [Т. Борисова]
№9[87] 30 июня 2002 г.

Применительно к Гоголю это будет выглядеть так: русский писатель или украинский? Основоположник реалистической, "натуральной" школы или модернист? Беспощадный сатирик или пронзительный лирик? "Глашатай истины" или гениальный мистификатор? (Далее до бесконечности.)

Лексические поля звукоинтонационных образов в поэзии Н.А.Некрасова [Л. Морозова]
№8[86] 18 июня 2002 г.

По сей день существуют два кардинально противоположных взгляда на поэтическое наследие Н.А.Некрасова: с одной стороны, его определяют как прозаика в поэзии, с другой - как поэта-песенника

Несоветская авоська (образы иностранцев в культуре разных народов) [Т.Борисова]
№7[85] 29 мая 2002 г.

"Удивительна устойчивость никогда не затухающего в сознании человека представления о "своих" и "чужих", инстинктивное отталкивание всего чужого как непонятного и неприемлемого. С этим, вероятно, основным, определяющим, стереотипом в отношении к другим народам связываются и другие устойчивые представления, характеризующие действительные или мнимые черты национального характера". Это эпиграф из высказывания С.В.Оболенской к статье Тамары Борисовой. Он объясняет суть представляемой работы.

Призрак оперы в прозе Михаила Булгакова [М. Черкашина]
№7[85] 29 мая 2002 г.

Опера была в восприятии Булгакова одним из символов неумирающей Традиции. Она относилась к тем культурным ценностям, которые выживали в вихрях жестокого времени.

"Поединок титанов", или О сочетании буквализма и вольности в одном поэтическом переводе. [С. Николаев]
№5[83] 28 февраля 2002 г.

Как возник и чем разрешился этот поединок российской словесности? Почему Бродский утверждает, что в его английском переводе Набоков-поэт звучит лучше? В чем заключается та заметная разница, которая позволяет высказать столь "нескромный" вывод? И отчего, по мнению Бродского, аналогичный опыт работы со стихами двух других русских поэтов XX века, скорее всего, был бы обречен.

Проблемы корректуры в условиях новых информационных технологий [Л.Хореева]
№3[81] 28 февраля 2002 г.

Профессия корректора относится к числу старейших - еще в книжных магазинах Древнего Рима в 1 веке н. э. использовались такие специалисты, работавшие по желанию заказчика и за особую плату. Сегодня ускорение издательских процессов провоцирует иногда появление на свет вопиющих фактов литературы...

Концепт "душа" как основа русской ментальности: особенности речевой реализации. [Л.Буянова]
№2[80] 30 января 2002 г.

Статья профессора Кубанского университета о смысловых и языковых доминантах русской национальной личности. Душа - это место? это субстанция? это ипостась личности? это нечто живое, находящееся, подобно сердцу, внутри человека? это внутреннее "я" автора?…

Постмодернистский дискурс как объект семиотического анализа . [Н.Забабурова]
№2[80] 30 января 2002 г.

Постмодернистские тексты представляют синтез особых языковых и культурных знаков, своеобразных кодов, реализующихся в процессе коммуникации. Выявление культурных кодов постмодернистского дискурса актуально для интерпретации текстов и их адекватного перевода.

Ананасы в шампанском. [Н.Боровская]
№1[79] 12 января 2002 г.

Я - соловей, я - сероптичка ,/ И песня радужна моя/ Есть у меня одна привычка / - Звать всех в нездешние края. К 60-летию со дня смерти поэта Игоря Северянина (1887 -1941г.г.)

Эстетика авангарда: футуризм, экспрессионизм, дадаизм. [Н.Сироткин]
№1[79] 12 января 2002 г.

Главный вопрос эстетики - отношение искусства и действительности - был решён в искусстве авангарда совершенно иначе, нежели в искусстве предшествовавших эпох. Это эстетика особого рода, так как понятия "прекрасного" и "безобразного" здесь впервые не являются ключевыми, не функционируют или функционируют не всегда.

"Приказ" в авангардистской поэзии. [Н.Сироткин]
№24[78] 28 декабря 2001 г.

Выделение такого жанрового образования, как "приказ", представляется весьма плодотворным, так как не только объединяет целую группу текстов по ряду признаков, но и является показательным для поэтики и эстетики русского футуризма в целом.

"И упрямая чёлка на грудь упадёт, прикоснувшись к душе…" ("культур-мультурное" "рождение универсума" в измерениях семиотики) в авангардистской поэзии. [Т.Борисова]
№23[77] 12 декабря 2001 г.

По определению автора, статья написана в жанре "художественной семиотики". Проблема взаимодействия "низкого" и "высокого" в культуре рассматривается на материале эстрадных песен, называемых автором то "рублевскими дурочками", то "соловьями". И в этом нет противоречия, потому что, по большому счету, речь в статье идет о диалектическом единстве противоположностей - смысла и бессмыслицы, элитарной и эгалитарной (массовой) культуры, научного анализа и художественных рефлексий.

Интерактивное хамство. [Н.Смирнова]
№22[76] 28 ноября 2001 г.

Журналист в эфире должен быть предельно корректен по отношению к своим слушателям (зрителям). К сожалению, этого не скажешь о многих отечественных радио- и тележурналистах из "центральных" СМИ. Не говоря уже о региональных…

"История c Географией", или, попросту говоря, Семиотико-нарративные структуры обобщенного дискурса "Художник в провинции" и продуцируемый ими смысл . [Т.Борисова]
№19[73] 15 октября 2001 г.

Опираясь на основные семиотические понятия автор путем анализа возможных высказываний на тему "Художник и Провинция" пробует рассмотреть основные процессы, протекающие на выделенном смысловом участке.

Назар Пидкова - украинский отец русских обэриутов. [В.Панасюк]
№18[72] 29 сентября 2001 г.

Всякого рода нарушения, отступления от нормы, свойственные графоманским сочинениям литературных персонажей, в контексте художественной практики ХХ века воспринимаются как неосознанный авангардизм. В украинской драматургии таким своеобразным наследником героев-графоманов Достоевского и предшественником русских обэриутов является Назар Пидкова - персонаж пьесы Б.Гринченко.

"Я гимны прежние пою..."(к 175-летию возвращения Пушкина из ссылки в Михайловское). [Е.Третьякова]
№18[72] 29сентября 2001 г.

Когда лихорадочно меняющиеся утопические прожекты быстро снашиваются, уставшие от пустого шума люди чутче вслушиваются в звучание нестареющих истин. И тем, кто умеет слушать несуетные ритмы жизни, память возвращает алгоритмы гармонического бытия…

"И твоя раскосая улыбка…". Раскосая улыбка-2, или Битва русских с кабардинцами. [Т.Борисова]
№17[71] 10 сентября 2001 г.

Да здравствуют водители автобусов, троллейбусов и всяческих "маршруток" - эти неутомимые проводники современной эстрадной музыки в самые широкие народные слои! Из этой "избы-читальни" с напряженно работающей мыслью…" Некоторые наблюдения о современной эстраде, о лубочно-лоточной литературе, о "пламени бензина" реклам и мыльных опер и прочих явлениях маскульта...

Петербург Евгения Замятина. [Н.Роготнев]
№17[71] 10 сентября 2001 г.

Петербург Замятина многолик и многокрасочен. Каждое произведение - это новый мир. Чтобы увидеть это, достаточно сравнить провинциальный мир повести "Уездное", мир будущего в антиутопии "Мы", мир глазами гусеницы в рассказе "О самом главном" и мир старинных типов в рассказе "Русь". Но по какому принципу объединяем мы рассказы о Петербурге, если каждый представляет собой неповторимую картину?

Архетипические образы славянской мифологии в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". [Е.Третьякова]
№16[70] 26 августа 2001 г.

Способ мироотражения в "Преступлении и наказании" не только структурно сопоставим с архаическим типом мышления, в романе существует смысловой пласт, опирающийся на мифопоэтическую традицию…

"Принцип зеркала" в художественной системе В. Набокова. [Ю.Зайцева]
№15[69] 12 августа 2001 г.

Зеркало обладает очень большими смыслообразующими потенциями, поэтому литературоведы уделяют ему особое внимание, пытаясь описать его роль в создании художественной системы того или иного автора. Само зеркало в этих работах может определяться как символ, образ, деталь, мотив или функция.

Анализ стихотворения Осипа Мандельштама "Грифельная ода". [Т.Борисова]
№14[68] 26 июля 2001 г.

"Грифельная ода" - одно из самых "темных" стихотворений Осипа Мандельштама. А так называемому "неподготовленному'' читателю она вообще может показаться бессмысленным набором фраз. Между тем…

Триада "высокое искусство" - авангард - массовая культура" в измерениях семиотики. [Т.Борисова]
№13[67] 10 июля 2001 г.

Совершенно неожиданным поводом для данных научных рефлексий послужила эстрадная песенка на слова Николая Заболоцкого “Меркнут знаки Зодиака” (1929). Вызывало удивление только одно: неожиданно гармоничные отношения между “музычкой” и привычно относимым к “высокой” культуре текстом.

О семиотике изобразительных средств. [Л.Чертов]
№13[67] 10 июля 2001 г.

Функции модели объекта изображение выполняет иначе, чем вербальный язык, получивший статус “первичной моделирующей системы”. Словесное сообщение создает модели объектов на уровне семантики, в плане содержания, а не на уровне синтактики, в плане выражениям.

Абсурд в измерениях семиотики. [Т.Борисова]
№12[66] 25 июня 2001 г.

Если сравнить рояль в роли рояля с роялем в роли гамелана и отождествить их соответственно с генетически здоровым организмом и организмом, имеющим определенные мутации, окажется, что эти мутации в зависимости от своей полезности для рода или вида могут быть закреплены или отринуты, уничтожены вместе с организмом-мутантом.

Слово в языке и образ в искусстве: сущностные и оценочные преобразования. [Е.Покровская]
№9 [63] 8 мая 2001 г.

Конверсивные отношения и в языке, и в искусстве основаны на трансформации реалии под воздействием прагматической установки автора. А это очень характерно, с одной стороны, для лексики нашего века, несущей идеологию в массовое сознание, а с другой - для искусства ХХ века, имеющей очень мощное игровое начало, замешанное на метаморфозах, трансформациях, мистификациях, переосмыслениях, разрушении привычного, устоявшегося,, не нарушении, а разрушении всех и всяческих законов - перспективы, пропорции, плоскости и объема - животворящей рукой мастера-чудака? хулигана? клоуна? творца? гения?

Средневековый французский "Роман о розе". История и судьба . [Н.Забабурова]
№7 [61] 8 апреля 2001 г.

"Роман о Розе" - уникальный памятник французской средневековой литературы, возникший на своеобразном перекрестке литературных эпох. Наш постоянный автор Нина Владимировна Забабурова впервые перевела это произведение на русский язык. Книга только что вышла в свет в Ростове-на-Дону. Честь и хвала издателям - ЗАО "Югпродторг"! Поздравляем!

Культурологический метод изучения публицистического дискурса. [В.Хорольский]
№6 [60] 23 марта 2001 г.

"Культурософская публицистика" на рубеже 19-20 вв. Автор пытается осознать значение публицистического и журналистско-медийного дискурса для развития и распространения культуры.

Место культуры и литературы Запада и Востока в цивилизации XX века [2]. [В.Хорольский]
№5 [59] 8 марта 2001 г.

На заре ХХ века стала популярной фраза английского неоромантика Редьярда Киплинга: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, - и с места они не сойдут". Окончание статьи профессора из Воронежа посвящено теме "Восток в истории мировой литературы ХХ века". Вестернизация, псевдозападничество или арабизация, исламский путь и изоляционизм. А также - африканская литература после второй мировой войны.

Место культуры и литературы Запада и Востока в цивилизации XX века. [В.Хорольский]
№4 [58] 23 февраля 2001 г.

Западная культура и литература уже ушедшего в историю столетия убеждает в необходимости широкого культурологического взгляда на бурные события в индустриальном и постиндустриальном мире. Первая часть статьи воронежского исследователя. В следующем номере - о Востоке.

Межнациональная коммуникация: к мультикультурализму или от него? [Э.Куликова]
№4 [58] 23 февраля 2001 г.

Глобализация и политика мультикультурализма - два противоположных взаимодополняющих процесса в современном мире, обеспечивающих динамическое равновесие различных цивилизационных форм на планете.

О противоречиях в критическом суждении ? [Д.Пэн]
№3 [57] 8 февраля 2001 г.

Эти заметки - не теоретический трактат, а свободные рассуждения на произвольно выбранную тему, излагаемые от лица некоего условного, в чем-то фантастического "я", не скрывающегося, однако, ни за псевдонимом, ни за маской". Третья статья профессора филологии Дмитрия Пэна из серии рассуждений о критике.

Мое завещание [Н.Мандельштам]
№1 [55] 8 января 2001 г.

"Я обращаюсь к Будущему, которое подведет итоги, и прошу Будущее, даже если оно за горами, исполнить мою волю. Я имею право на волеизъявление, потому что вся моя жизнь ушла на хранение горсточки стихов и прозы погибшего поэта. Это не вульгарное право вдовы и наследницы, а право товарища черных дней". К 110-летию со дня рождения О.Мандельштама.

Наука страсти нежной [Н.Забабурова]
[Англ. версия]
№1 [55] 8 января 2001 г.

"Я обращаюсь к Будущему, которое подведет итоги, и прошу Будущее, даже если оно за горами, исполнить мою волю. Я имею право на волеизъявление, потому что вся моя жизнь ушла на хранение горсточки стихов и прозы погибшего поэта. Это не вульгарное право вдовы и наследницы, а право товарища черных дней". К 110-летию со дня рождения О.Мандельштама.

"Страшись прелестницы опасной..." [Н.Забабурова]
№23 [53] 8 декабря 2000 г.

"Аграфена Федоровна Закревская (1799-1879) оказалась "музой" двух великих русских поэтов - Евгения Баратынского и Пушкина, вспыхнув на небосклоне их поэзии той самой кометой, явление которой ослепительно и мимолетно. Память об этой встрече увековечена лишь прекрасными стихами. Последняя статья из серии о пушкинских музах.

Вертикаль жизни Фаддея Зелинского [О.Лукьянченко]
№22 [52] 23 ноября 2000 г.

В минувшем сентябре исполнился 141 год со дня рождения Фаддея Францевича Зелинского (1859-1944). Впрочем, даже "законный" столетний юбилей этого человека никем не был отмечен на его первой родине, то есть в России. Боюсь, и само вынесенное в заголовок имя мало что скажет нынешнему широкому читателю. А между тем серебряный век русской культуры непредставим без этого имени.

«Прекраснее быть невозможно» [Н.Забабурова]
№21 [51] 8 ноября 2000 г.

Софье Пушкиной(1806-1862) следует отвести особую роль в жизни поэта, потому что она оказалась первой женщиной, к которой поэт с полной готовностью официально посваталсяи.

И речи резвые, живые ... [Н.Забабурова]
№20[50] 23 октября 2000 г.

Ему совсем нетрудно было влюбиться в любую из сестер, но он отдал явное предпочтение старшей, Екатерине. Может быть, тому способствовало и нескрываемое восхищение Екатерины его гением. Уже задолго до появления Пушкина в Москве она твердила наизусть его стихи, и встреча с ним стала истинным событием в ее жизни. Екатерина Николаевна Ушакова (1809-1872) в жизни А.С.Пушкина.

Как величавая луна... [Н.Забабурова]
№19[49] 8 октября 2000 г.

С семьей Римских-Корсаковых Пушкин познакомился осенью 1826 года, когда приехал в Москву из ссылки. Вяземский уверенно говорил, что известные строки седьмой главы "Онегина", где поэт воспел какую-то таинственную московскую красавицу, были посвящены Александре Александровне Римской-Корсаковой, с которой поэт в то время часто виделся.

"Она задумчивой красой очаровательней картины" [Н.Забабурова]
№18[48] 23 сентября 2000 г.

Мы можем только гадать о том, как в действительности выглядела Мария Александровна Мусина-Пушкина, затмившая, в глазах поэта, рафаэлевскую Форнарину. К сожалению, сохранился единственный ее портрет - миниатюра М. М. Даффингера. Но, вероятно, была в ней какая-то особая кротость и чистота, что совпадает с суждениями современников о ее доброте, теплой привязанности к детям, глубокой вдумчивости и сдержанности.

"Ее минутное вниманье отрадой долго было мне...” [Н.Забабурова]
№17[47] 8 сентября 2000 г.

Княгиня Мария Аркадьевна Голицына (1802-1870), урожденная Суворова-Рымникская, была родной внучкой русского генералиссимуса Суворова. Если даже нет никаких оснований считать Марию Аркадьевну "утаенной" северной любовью Пушкина, то, тем не менее, в его поэзии она увековечена особо.

Придворных витязей гроза [Н.Забабурова]
№16[46] 23 августа 2000 г.

Она была одной из самых выдающихся женщин своего времени, пленяя не только своей красотой, но умом, благородством, тонким вкусом и редкой естественностью. С юности приобрела живой интерес к словесности, прекрасно говорила и писала на русском языке, свободно владела европейскими языками. А еще - соединила в себе итальянскую, немецкую и грузинскую кровь, что определило своеобразие ее красоты.
Александра Осиповна Смирнова (Россет) в жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Круглый стол без кавычек [Я.Симкин]
№15[45] 8 августа 2000 г.

В Бостоне эмигранты из СССР, ветераны Великой Отечественной войны, вот уже два года собираются на Круглые столы (в составе до 100 человек), которые проводит профессор филологии из Ростова Я.Р.Симкин. В его очерке представлены обобщенные результаты литературно-философских дискуссий, посвященных творчеству и судьбе российских писателей - Ильи Эренбурга, Василия Гроссмана, Бориса Пастернака, Исаака Бабеля и Анатолия Рыбакова.

Литературные портреты писателей Серебряного века [Д.Касьянова]
№14[44] 25 июля 2000 г.

В наши дни все большую ценность обретают свидетельства современников Серебряного века об эпохе, ее выдающихся представителях. Одну из первостепенных ролей в этом играют литературные портреты выдающихся художников слова данного периода – Б.Зайцева, А.Белого, И.Анненского, М.Волошина, З.Гиппиус, М.Цветаевой и других, которые являлись как объектами портретирования, так и создателями жанра.

"Ангел кроткий, безмятежный"? [Н.Забабурова]
№13[43] 9 июля 2000 г.

Анне Алексеевне Олениной выпала особая честь: поэт оставил память о ней в дневнике, где у каждого стихотворения, с ней связанного, есть свой житейский и лирический сюжет. И хотя та, имя которой он пытался соединить со своей фамилией, выводя на полях "Annette Pouchkine", так и не стала его женой, он, быть может, никогда не был так близок к серьезному решению своей судьбы.

Тебе, высокое светило [Н.Забабурова]
№12[42] 23 июня 2000 г.

С Екатериной Николаевной Пушкин был знаком с 1817 года и впервые увидел ее одиннадцатилетней девочкой. Через 10 лет, в мае 1827 года, в Петербурге он встретился с Карамзиными, а в июле уже выехал в Михайловское, где и были написаны "Арион" и "Акафист". Карамзина (Мещерская) Екатерина Николаевна в жизни А.С.Пушкина.

"Умственные затеи" донских парапушкинистов [Н.Забабурова]
№11[41] 8 июня 2000 г.

Понятие "парапушкинистики" появилось в критике в последнее десятилетие по аналогии с "парапсихологией", "паранормальными" явлениями и пр. Речь в любом случае идет о разрыве с традиционными научными подходами и представлениями и опоре на постулаты, которые эмпирическим опытом и логическими доказательствами не подтверждаются.

Два портрета с комментариями [А.Станько]
№10[40] 23 мая 2000 г.

"Перед нами два портрета: Гоголя и Пушкина. Рисуя друг друга, каждый доходил до самой сути в изображении личности писателя, толковании его творчества. Словесные портреты Пушкина и Гоголя - своего рода комментарии к рисункам - содержатся в их переписке."

"И воспомнил ваши взоры..." [Н.Забабурова]
№10[40] 23 мая 2000 г.

Она была племянницей Прасковьи Александровны Осиповой и входила в то соцветие тверских барышень, которые с любопытством и тайным волнением ждали появления знаменитого поэта. В январе 1829 года А.С. Пушкин познакомился с Катей Вельяшевой. "Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса…"

"И слезы, и любовь..." [Н.Забабурова]
№9[39] 8 мая 2000 г.

Еще до встречи с Анной Петровной Керн А.С.Пушкин в общении с ней настроился на определенный тон, явно не имеющий ничего общего с платоническим поклонением… Как бы то ни было, чести быть "поводом" для создания одного из шедевров русской лирики у Анны Керн уже никто не отнимет.

Приключения Пиркса, сначала кадета, потом командора и командира нескольких кораблей, совершившего полёты на Луну, Меркурий, Сатурн, Марс и созвездие Водолея [В.Моляков]
№9[39] 8 мая 2000 г.

Критическая статья Василия Молякова об одном из произведений знаменитого польского писателя Станислава Лема. О необычном герое, у которого "голова устроена по-другому". Об особенностях авторского стиля и читательского восприятия. В последующих номерах читайте 10 рассказов Лема из этого цикла.

"И легковерные мечты..." [Н.Забабурова]
№8[38] 22 апреля 2000 г.

Для Пушкина язык девичьих мечтаний издавна тайной не был. Любовь Машеньки не могла его не позабавить: зажженный в Тригорском любовный факел исправно переходил от сестры к сестре… Машенька Осипова так и не вышла замуж, словно храня верность всем трем (!!!) Пушкиным.

"Зизи, кристалл души моей..." [Н.Забабурова]
№7[37] 8 апреля 2000 г.

Она оказалась единственным человеком, которому он рассказал все - "открыл свое сердце". Она знала, что он будет стреляться…и не умела его от того отвлечь. Никто так и не узнал, что именно рассказал ей поэт за день до дуэли.

Диалог о литературе [О.Лукьянченко, А.Хавчин]
№6[36] 22 марта 2000 г.

Два известных ростовских писателя размышляют о литературе, ее месте в нашей жизни и сегодняшнем состоянии.

"Я был свидетелем златой твоей весны..."
"За Netty сердцем я летаю..." [Н.Забабурова]
№6[36] 22 марта 2000 г.

"Сестер Вульф любили сравнивать с пушкинскими Татьяной и Ольгой. Анна Николаевна скорее была тип Татьяны, но пребывающей в противоположном роману жизненном сюжете".

"Родина! Мы виделись так мало…" [Т.Осипова]
№5[35] 7 марта 2000 г.

Литература русского зарубежья. Иван Елагин - один из наиболее значительных поэтов второй волны эмиграции: "Полетать мне по свету осколком, / Нагуляться мне по миру всласть, / Перед тем, как на русскую полку / Мне когда-нибудь звездно упасть…". Еще об одном незаслуженно забытом имени.

"Цветы последние..." [Н.Забабурова]
№5[35] 7 марта 2000 г.

"Прасковья Александровна Осипова была одной из немногих женщин, до конца преданных поэту всей душою. Нет сомнений, что она любила его, разделив это чувство со своими дочерьми… Кто знает, какие скрытые чувства в ней бушевали, когда она видела страдания своей дочери Анны Николаевны, безнадежно влюбленной в поэта, когда на ее глазах Пушкин возносил хвалы в стихах и прозе ее ветреной племяннице - Анне Керн, когда ее юная дочь Евпраксия чуть не повторила судьбу своей сестры..."

Могучей страстью очарован [Н.Забабурова]
№4[34] 24 февраля 2000 г.

"Никто ее любви небесной не достоин". "Храни меня, мой талисман!". Елизавета Ксаверьевна Воронцова, "одна из привлекательнейших женщин своего времени" (В.Соллогуб). Но рассказ не только о ней, а о графе Михаиле Семеновиче Воронцове. Интереснейший научно-исторический очерк Нины Забабуровой по результатам собственных многолетних исследований. Невозможно оторваться. Срочно перепишите на диск! Нигде больше Вы этого не прочтете: это никогда не публиковалось!

"Все его дочери - прелесть" [Н.Забабурова]
№3[33] 9 февраля 2000 г.

Елена, Софья, Екатерина, Мария - четыре дочери генерала Н.Н.Раевского. Отношения с ними А.С.Пушкина.1820-е. Кишинев.

Культура и цивилизация на рубеже третьего тысячелетия [Г.Драч]
№2[32] 31 января 2000 г.

Философские проблемы развития современной культуры. Многополюсный мир. Россия на разломе цивилизации. Наука и образование как феномен культуры и как способ выживания.

"Милый демон" [Н.Забабурова]
№1[31] 20 января 2000 г.

"Что в имени тебе моем?" Еще одна одесская муза А.С.Пушкина - Каролина Собаньская. "Вам обязан я тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и все, что есть в нем самого ошеломляющего".

Диалог о детективе [О.Лукьянченко, А.Хавчин]
№1[31] 20 января 2000 г.

Ростовские писатели Александр Хавчин и Олег Лукьянченко рассуждают о жанре детектива и его месте в современной литературе.

Культура и медицина - сферы взаимовлияний [А.Шапошников]
№24[30] 21 декабря 1999 г.

Хирург Александр Шапошников о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и медицины.

Властитель дум и бездумье власти [О.Лукьянченко, А.Хавчин]
№24[30] 21 декабря 1999 г.

Авторы обсуждают выступление А.И.Солженицына на НТВ и предлагают "задуматься об особом пути и особой роли русской литературы, о русском обществе, привыкшем ценить художника прежде всего как учителя, страстотерпца, пророка".

ЛГ в Ростове! [Н.Старцева]
№24[30] 21 декабря 1999 г.

В Ростове появилась новая газета - "Литературная газета-ЮГ". Поздравляем читателей с этим событием в культурной жизни нашего города. Газета продается в киосках города.

"Явись, возлюбленная тень..." [Н.Забабурова]
№23[23] 6 декабря 1999 г.

"Негоциантка молодая, самолюбива и томна, толпой рабов окружена". Одесская муза А.С.Пушкина флорентийка Амалия Ризнич приехала в Россию из Вены и через год умерла в возрасте 22 лет. "Для берегов отчизны дальной /Ты покидала край чужой; /В час незабвенный, в час печальный /Я долго плакал пред тобой".

"Твоя весна тиха, ясна..." [Н.Забабурова]
№22[28] 21 ноября 1999 г.

Еще одна муза Александра Сергеевича Пушкина - Адель Александровна Давыдова. Ноябрь 1820 года. Кишиневская ссылка, село Каменка Киевской губернии...

"Ты рождена воспламенять воображение поэтов..." [Н.Забабурова]
№21[27] 6 ноября 1999 г.

Кишиневская гречанка с мифологическим именем Калипсо Полихрони познакомилась с А.С.Пушкиным в 17 лет, вызвала в нем пламенные чувства, стала героиней нескольких поэтических шедевров и умерла от чахотки в 23 года, навсегда оставшись в памяти поэта "одним из сладостных и щемящих воспоминаний".

"Елисавету втайне пел..." [Н.Забабурова]
№20[26] 24 октября 1999 г.

Елизавета Алексеевна, урожденная Принцесса Луиза-Мария-Августа, русская императрица (1779-1826), жена внука Екатерины II Александра Павловича "была высока, стройна, обладала грациозностью и такой легкой походкой, что ее сравнивали с нимфой: греческий профиль, правильный овал лица, большие голубые глаза, пепельно-белокурые волосы:" Молодой поэт Александр Пушкин в 1818 г. посвящает ей стихотворение. Это был опасный вызов общественному мнению, но он решился.

Древние истоки культурного и интеллектуального развития народов [В.Сабирова]
№19[25] 8 октября 1999 г.

Вначале было слово. Назад к будущему. Долгий путь к себе. Волк и голубь. Новое мышление и будущее. Преподаватель Ошского университета из Кыргызстана анализирует книгу-диалог "Ода величию духа", в которой видные мыслители современности японец Д.Икэда и кыргыз Ч.Айтматов размышляют о судьбах мира.

Ночная княгиня [Н.Забабурова]
№18[24] 21 сентября 1999 г.

На сей раз рассказ о княгине Евдокие Ивановне Голицыной: "гадалка предсказала ей смерть в ночные часы, после чего княгиня превратила ночь в день и принимала своих гостей после полуночи..." Князь А.Вяземский: "Она была очень красива и в красоте ее выражалась своя особенность. Она долго пользовалась этим преимуществом".

"Ее минутное вниманье отрадой долго было мне..." [Н.Забабурова]
№17[23] 6 сентября 1999 г.

Княжна Мария Аркадьевна Голицына, урожденная Суворова-Рымникская, внучка генералиссимуса. Еще одна женщина в изни А.С.Пушкина. Никакого любовного романа...

Лабиринт как категория набоковской игровой поэтики [А.Люксембург]
№16[22] 21 августа 1999 г.

Игра - одна из категорий культуры. Лабиринт - разновидность игры. Характер и особенности лабиринта в игровом тексте Владимира Набокова. Как понять? Как преодолеть зигзаги? Как выбраться? Четвертая и последняя статья из серии о творчестве великого писателя.

Русская Терпсихора [Н.Забабурова]
№16[22] 21 августа 1999 г.

Продолжаем серию портретов пушкинских женщин - героинь великой поэзии. "Русская терпсихора" Евдокия Ильинична Истомина. "Летит как пух от уст Эола". Театр. Закулисье. Богема. Свет. Стихи.

Амбивалентность как свойство набоковской игровой поэтики [А.Люксембург]
№15[21] 6 августа 1999 г.

В.В.Набоков - писатель для интеллектуальной элиты. В его текстах поражает не только магия слова, которую не каждый может оценить, они обладают свойствами сложной игры образов и смыслов. "Читателя активизируют, мистифицируют, вовлекают, дранят, шельмуют…он должен учиться выискивать скрытый смысл по намекам и недомолвкам". Третья статья А.М.Люксембурга о творчестве В.В.Набокова.

Мне дорого любви моей мученье [Н.Забабурова]
№15[21] 6 августа 1999 г.

Екатерина Бакунина, сестра лицеиста Александра Павловича Бакунина, впоследствии адьютанта генерала Н.Н.Раевского. "Ни одну женщину Пушкин никогда не любил такой высокой и платонической любовью", - считает автор.

Английская проза Владимира Набокова [А.Люксембург]
№14[20] 21 июля 1999 г.

Владимир Набоков писал одинаково гениально на двух языках - русском и английском. Это дало повод некоторым западным деятелям культуры называть его английским писателем. Вторая статья из серии Александра Люксембурга посвящена англоязычному творчеству великого русского писателя.

"Младая роза" [Н.Забабурова]
№14[20] 21 июля 1999 г.

Юная Наталья Кочубей, дочь графа Виктора Павловича Кочубея, отдыхая с родителями в Царском селе, встретила лицеиста Александра Пушкина. Встреча имела продолжение и обогатила русскую поэзию.

Тень русской ветки на мраморе руки [А.Люксембург]
№13[19] 6 июля 1999 г.

Профессор Александр Люксембург в год пушкинского юбилея напоминает еще об одной знаменательной дате в истории русской культуры - 100-летии со дня рождения Владимира Владимировича Набокова. В первом из 4-х его очерков - страницы жизни и заметки о поэтическом творчестве великого писателя.

Свет-Наташа [Н.Забабурова]
№13[19] 6 июля 1999 г.

Горничная фрейлины императрицы кн. Варвары Михайловны Волконской Наташа встречает 15-летнего лицеиста и входит в историю. Серия очерков Нины Забабуровой продолжается. Впереди много интересного…

Непостоянный обожатель очаровательных актрис [Н.Забабурова]
№12[18] 21 июня 1999 г.

Крепостная актриса Наталья в домашнем театре графа В.В.Толстого в Царском селе. Антология любовной лирики А.С.Пушкина продолжается.

Пушкинский юбилей в Ростове [А.Гарматин]
№11[17] 6 июня 1999 г.

Сегодня, в день двухсотлетия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина юбилейные торжества в Ростове проходили по всему городу.

"Подруга возраста златого" [Н.Забабурова]
№11[17] 6 июня 1999 г.

Как и обещали, начинаем публикацию нового исследования Н.В.Забабуровой о героинях любовной лирики А.С.Пушкина. Первая из них - Соня Сушкова.

Неизданная книга о Пушкине  
№10[16] 28 мая 1999 г.

Рукопись нового оригинального и весьма интересного исследования о жизни Александра Сергеевича Пушкина ждет своего издателя.

Второе пришествие комедии [Н.Ларина]
№10[16] 28 мая 1999 г.

Жанр, традиционно популярный в старом Ростове, кажется, возрождается вновь.

Ростовские премьеры [И.Звездина]
№10[16] 28 мая 1999 г.

Театральная жизнь Ростова пульсирует несмотря ни на что.

"Так суеверные приметы согласны с чувствами души..." [Н.Забабурова]
№9[15] 21 мая 1999 г.

Как погиб А.С. Пушкин? Обстоятельства и причины роковой дуэли.

"К привычкам бытия вновь чувствую любовь..." [Н.Забабурова]
№8[14] 8 мая 1999 г.

Мифы о Пушкине: "гуляка праздный", "счастливец", "бунтарь", "фрондер", "Дон-Жуан"… Происхождение и реальность.

Здравствуй, Дон! [Н.Забабурова]
№7[13] 30 апреля 1999 г.

Это третья статья о посещении А.С.Пушкиным донского края и о донских мотивах в его творчестве. Профессор Нина Владимировна Забабурова представляет очередной фрагмент из своих исследований.

С брегов воинственного Дона... [Н.Забабурова]
№6[12] 16 апреля 1999 г.

Наша пушкиниана продолжается. Статья профессора Н.В.Забабуровой посвящена донским мотивам в творчестве А.С. Пушкина.

Об африканских корнях А.С. Пушкина [Б.Безродный]
№5[11] 2 апреля 1999 г.

Журналист Борис Безродный рассказывает об африканских корнях А.С.Пушкина на основании собственного расследования во время его пребывания в Африке.

О дне рождения Александра Сергеевича [Н.Забабурова]
№4[10] 22 марта 1999 г.

Публикуем вторую статью из серии, посвященной 200-летию А.С.Пушкина. В следующих номерах - продолжение серии.

Пушкин в Ростове [И.Балашова]
№3[9] 6 марта 1999 г.

Исследование связей Пушкина с Ростовом-на-Дону.

Первозданный "Тихий Дон" [A.Скрипниченко]
№5 24 мая 1998 г.

24 марта исполняется 93 года со дня рождения М. А. Шолохова. К этой годовщине издательство “Феникс” выпустило новое полное издание романа “Тихий Дон”.

Один вечер для души [Е.Капустина]
№5 24 мая 1998 г.

За последние год-два все стали привыкать к всевозможным юбилейным шоу людей эстрадного бомонда и вечерам памяти безвременно ушедших от нас поэтов, композиторов и исполнителей. И каждый раз, проводя свое драгоценное время у ящика в ожидании очередного концерта, посмотрев же его минут 10-15, вы наверняка раздраженно переключаете с канала, по которому идет эдакое помпезное шоу с участием звезд и звездочек разного калибра, коверкающих песни сообразно со своими музыкальными данными.

Всю жизнь быть Джузеппе... [В.Концова]
№4 17 мая 1998 г.

Зарисовка об одной творческой личности.

Парад прошел по полной программе [И.Звездина]
№4 17 мая 1998 г.

Репортаж с празднования 9 мая.

Когда вы в последний раз были в кукольном театре? [В.Концова]
№3 3 мая 1998 г.

Новые репертуар Ростовского кукольного театра.

Зритель возвращается [И.Звездина]
№3 3 мая 1998 г.

Рассуждения о театре и его зрителе.

Вернуться в перечень рубрик