РОСТОВУ-НА-ДОНУ - 250
Виктор Овчинников, профессор
Юрий Колесников, профессор
Северо-Кавказский НИИ экономических
и социальных проблем Ростовского университета

Стратегические ресурсы социально-экономического
развития Ростова-на-Дону

тратегическими ресурсами социально-экономического развития Ростова-на-Дону в условиях дальнейшего развития процессов регионализации экономики, формирования межрегиональной конкурентной среды являются нетрадиционные виды ренты, присвоение которых, во-первых, теоретически возможно, во-вторых, требует выработки особых экономических правил и механизмов. К таким видам ренты следует отнести ренту, связанную с выгодным местоположением Ростова ("ворота" Северного Кавказа), ренту от первичного (монопольного) использования новых технологий и научных достижений на базе имеющихся богатых инновационных ресурсов региона; ренту, связанную с высоким уровнем развития "человеческого капитала", обеспечивающего функционирование интеллектуально насыщенных видов производств.
          Необходимо отметить факт изменения геополитических и геоэкономических координат нашего развития в на-ционально-государственных границах России. Регион и область превра-тились в приграничные, для которых свойственны новые явления: конфликты по всей приграничной дуге нестабильности, беженцы, переселенцы, миграция в форме залповых перемещений части населения. Это меняет позиции и рейтинг города в России в целом и в регионе.
          Рента по местоположению. Ростов - это южно-российская метрополия, крупнейший стратегический опорный пункт страны перед дугой геополитической нестабильности. Ростов аккумулировано представляет ее геополитические интересы и позиции в кавказском регионе. Такое геополитическое положение Ростова в общероссийской системе координат определяет его сравнительное преимущество и является стратегическим ресурсом развития города, который, согласно классической теории ренты, должен иметь формой своей реализации ее специфическую форму - ренту по местоположению.
          Аккумуляция федеральных и межрегиональных ресурсов по поддержанию этой "точки роста" и соответствующей "региональной ренты" на них - важнейший источник роста ресурсов города в ближайшие десятилетия. Нужно научиться ее извлекать, разработать соответствующий экономический механизм.
          Сохранение политической стабильности - важнейший ресурс развития города, который необходимо налаживать усилиями Администрации, Думы, экономических элит. Но существует еще один вид сравнительных преимуществ, которые также определяются положением города, но теперь уже не в геополитических, а в геоэкономических координатах развития России.
          В контексте происшедших изменений не только невозможно, но с рыночных позиций и нецелесообразно восстановление некоторых разрушенных хозяйственных связей. Северный Кавказ стал главной житницей страны (ее главным полем и огородом), главным оздоровительно-лечебным центром и главными торгово-транспортными воротами России, включающим ее через незамерзающие порты Черного моря, акваторию Средиземного и Атлантику в систему мирохозяйственных связей.
          Ростов, имея многофункциональную градообразующую структуру, выступает для Юга России в качестве:
          - управленческого центра, сосредоточив у себя институты и рычаги управления региональными структурами (военный округ, железную дорогу, СКНЦ ВШ, ассоциацию "Северный Кавказ", таможенное управление и др.);
          - финансово-делового центра, имея структуру финансовых институтов регионального уровня в виде Южно-Российской фондовой биржи, региональное управление российской комиссии по рынку ценных бумаг, региональные структуры российских банков и банковских групп - Инкомбанк, Минотеп, СБС-агро, Региональные фонды, общества (пенсионные, страховые);
          - торгового и внешнеторгового центра Юга России - с торгово-промышленной палатой, Донским универсальным оптово-продовольственным рынком (при контрольном пакете акций в руках государства) при развитой системе биржево-корпоративных и коммерческих структур, организаций, осуществляющих и регулирующих экспортно-импортные торговые операции;
          - промышленного центра, вектор развития которого определяется ведущими отраслями региональной специализации - АПК, потребностями обеспечения переработки продукции сельскохозяйственного происхождения (пищевая и легкая промышленность) и технического оснащения сельского хозяйства (сельхозмашиностроения), а также инфраструктурно-сервисного обслуживания агропромышленного произ-водства;
          - федерального узла связи и транспортного транзитно-перевалочного узла на Юге России: шлюзовые ворота России в мирохозяйственную рыночную систему через СЭЗ "Южные во-рота", Ростовский порт, получивший статус международного, железнодорожное сообщение с явно выраженным вектором "норд-ориент" (версия "великого шелкового пути"), значимость которого, после замыкания магистрального звена в Иране между городами Керман и Захедан, приравнивается транспортными экспертами-стратегами к роли Суэцкого канала. Имеются хорошие и вполне реальные перспективы развития транспортно-перевалочных терминалов типа "Интермодуль": сочетание авиа-водно- (река-море), железнодорожного, автотрубо- транспорта с технополисом и торговым центром.
          Для создания и развития СЭЗ у нас есть естественные, технические, организационные, институционально-правовые и другие условия. А это и ресурс, и фактор развития города. Если через Ростов, как управленческий, финансово-деловой, внешнеторговый центр и транспортно-транзитный узел, СЭЗ идут и будут интенсифицироваться потоки информационно-управленческого воздействия, финансовых ресурсов, товародвижения во внутренние регионы России, то необходимо так строить отношения с этими потребителями транзитно-транспортных, торгово-посреднических, кредитно-финансовых и прочих услуг, чтобы соответствующая рента, как экономическая форма реализации конкурентных преимуществ по геоэкономическому положению, улавливалась и оседала в городе для поддержания этих отраслей рыночной инфраструктуры в действенном состоянии. Таковы принципы рыночной экономики, в которой мы теперь живем (хоть она и далека еще от социально-цивилизованных форм развития), и которыми руководствуемся в экономических отношениях с партнерами по рынку.
          Инновационная рента. В Ростове-на-Дону и Ростовской агломерации сосредоточено более половины инновационных ресурсов региона (наука, научное обслуживание, высшая школа, производство новейших технологий и т.п.). Рента от их первичного (монопольного) использования, продвижения на региональный рынок инновационных продуктов, тем более в регионе, отдельные районы и города которого отличаются колоссальными различиями в технической базе производств, технологических укладах - перспективный ресурс города.
          Поэтому развитие в рамках городской агломерации цепочки технопарков (технополисов), поддержка крупных вузовских и отраслевых научных центров, малого предпринимательства в сфере науки и новых технологий - ключевое звено социально-экономической стратегии города. Необходимо при этом учитывать, что город не располагает, в отличие от многих других городов и регионов, традиционными рентосодержащими отраслями производства (нефть, газ, редкие драгметаллы и др.) и делать ставку на ренту от эксплуатации природно-сырьевых ресурсов не может. Стратегическим фактором - ресурсом развития города могут быть только инновационные продукты.
          Рента по инфраструктурному обустройству городского рыночно-хозяйственного пространства, по социальному климату (менталитету) предпринимательства и тонусу хозяйственной жизни. Речь идет о ренте на вложенный ранее капитал в создании инфраструктуры благоприятного рыночно-экономического пространства как фактора повышенной привлекательности для предпринимательской деятельности.
          Ростов-на-Дону представляет высокоценное, престижное и стабильное инвестиционно-деловое пространство вложения капиталов, финансовых и материальных ресурсов. Имидж города как торгово-промышленного и финансового центра Юга России, традиции его купечества и менталитет, этническая и конфессиональная толерантность населения, способность его к деятельности в интеллектуально насыщенных экономических нишах, развитая инфраструктура рынка - все это составляет социальный капитал - вид нематериальных ресурсов, весьма ценимый в рыночной конкурентной межрегиональной среде. Научиться улавливать ренту на этот социальный капитал через механизм цен, кредитов, льгот, тарифов и т.п. - стратегическая задача города в условиях ужесточения конкуренции на региональных и межрегиональных рынках инвестиций, капиталов, ресурсов. Лидируя в региональной системе расселения по своему социально-демографическому и экономическому потенциалу, Ростов-на-Дону выступает естественным центром и фактором территориальной конгломерации, является ядром крупной городской агломерации.
          Кроме того, эффективное включение Ростова-на-Дону в международное разделение труда возможно при численности его населения не менее 4-5 млн. человек, т.е. в качестве "ядра" социальной агломерации, чув-ствительной к позициям на международном уровне. Поэтому развитие кооперативных связей, взаимозависимых и дополняющих друг друга производств, поднимающих уровень воспроизводящей самообеспеченности города в рамках Ростовской городской агломерации, является естественным дополнительным ресурсом социально-экономического развития города. Закрепление тенденций ускоренного развития внутрирегиональных связей города и создания замкнутых производственных циклов внутри агломерации - приоритетная стратегическая задача города. Остальные производства должны пройти жесткую оценку с точки oзрения конкурентоспособности на федеральном и международном рынке. В этой связи целесообразно изучить возможность создания городской производственно-финансовой корпорации, выступающей в роли институционального субъекта хозяйственной политики и организации производственных связей, инновационной деятельности и экономической жизни города (агломерации), а также стратегического инвестора и структуры, формирующей оптовые рынки, аккумулирующей финансовые ресурсы, развязывающей неплатежи.
           Ростовская городская агломерация относится к числу регионов, где отрасли общероссийской специализации, интегрированной в народнохозяйственный комплекс страны, выполняют роль несущего каркаса экономики и где промышленность характеризуется низким уровнем самообеспеченности и сильной зависимостью от поставок из других регионов. В связи с этим стратегической задачей муниципальной (и региональной) политики является селективная поддержка отраслей производства, повышающих уровень самообеспеченности промышленного комплекса города (энергетика, транспорт, связь, легкая и пищевая промышленность, полиграфическая, деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов).
           Нужно иметь в виду и тот факт, что в процессе приватизации предприятия, определяющие экономику города, налоговые поступления которых в решающей степени формировали бюджет города, отнесены к федеральной собственности. Их ваучерная приватизация практически ничего не дала городскому бюджету. Поэтому, опираясь на опыт ряда российских городов, целесообразно было бы в целях компенсации утраченных источников экономического потенциала пойти по пути создания предприятий в форме акционерных обществ (закрытого типа) с участием города, а также банковских структур с использованием городского имущества в виде паевого взноса. В этом случае у городской администрации возникают экономические инструменты регулирования развития инфраструктуры города.
           Наблюдаются все более успешные попытки проникновения транснациональных корпораций на региональный рынок Юга России. За последние годы созданы дистрибьюторские сети двух-трех десятков таких компаний. Наличие подобной тенденции вызывают необходимость защиты интересов местного производителя - основного источника местных налогов и гаранта социальной сферы - определяет стратегическую цель развития ассоциативных форм обеспечения занятости и поддержки местного предпринимательства, обеспечения режима благоприятствования профилеобразующим предприятиям и организациям.
          Вопреки часто встречающемуся мнению, что такой режим формируется лишь на федеральном уровне, следует признать, что важнейшие рычаги формирования режима благоприятствования сконцентрированы в руках местных структур управления: значительная часть налогов имеет муниципальный статус, работа по регистрации деятельности и выпуска ценных бумаг большинства предприятий, прав собственности на имущество и землю сосредоточена на местном уровне, местные власти имеют возможность организовать рынок ценных бумаг, обеспечить гарантии под финансирование проектов зачастую не меньше, чем на федеральном уровне. В конечном счете, местная администрация определяет условия и возможности развития как товарного, так и фондового рынков. Режиму благоприятствования будет содействовать и создание финансовой и информационной инфраструктуры рынка - городской залоговый и страховые фонды, (в значительной части пополняемых за счет средств городского бюджета), муниципальной инвестиционной компании.

Назад

История Ростова-на-Дону

Виртуальная выставка Сергея Наумова

О концепции развития города Ростова-на-Дону в XXI веке [М.Чернышев]

Архитектурный облик Ростова в ХXI веке [Ю.Залунин]

Кавказский вектор в вазвитии Ростова [Ю.Жданов]

Таможенный форпост юга России [А.Ф.Епифанов]

Ростов индустриальный: краткая история формирования [Е.Ананьев]

 

№ 6 [12] 16 апреля 1999 г. Вернуться в содержание