МУЗЫКАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ
Георгий Нерсесов

В поисках утраченного времени

[продолжение; начало см. в № 5]

искусстве ХХ век являет принципиально новую ситуацию, которую можно определить как разомкнутое, открытое, неклассическое восприятие мира. Если предшествующие стилевые формы, направления, течения, так или иначе, основывались на "малой истине", т.е. на ограниченном эстетическом принципе, то ХХ век пускается в открытое плавание, где нет проложенных путей. Культура ХХ века перенасыщена алхимией художественных форм; толпящиеся, наслаивающиеся и опровергающие друг друга оптики создают впечатление одновременности происходящего... (О.А. Кривцун "Эстетика")
           Итак, уже в самом начале ХХ века футуристы и сюрреалисты дали жизнь совершенно новой музыке, музыке машин, заводов и аэропланов. Стало совершенно ясно, что в условиях самого сумасшедшего из всех веков, музыка не будет оставаться такой же, как и раньше.
           Эксперименты начались в самых разных сферах: в академических кругах такие гениальные люди как Карл-Хайнс Штокхаузен, Кшиштоф Пендерецки и Джон Кейдж деконструировали музыку изнутри. Апофеозом этих исканий стала так называемая "музыка молчания". Исполняя произведения Кейджа "4 минуты 53 секунды", пианист в течение этого времени сидит в полной тишине, не прикасаясь к клавишам.
           Штокхаузен, Кейдж и многие другие композиторы "разомкнули" музыку, пытаясь освободить ее от всех условностей, открывая горизонты для дальнейших изысканий и экспериментов, создавая великие творения.
           Параллельно происходили изыскания в среде "музыкальных аппаратов". Человек пытается превратить напряжение электрического тока в звуки. Целый ряд наших соотечественников был задействован в этих экспериментах: Паоло Кетов, Усачевский, братья Черепнины и Лев Термен, которого на Западе называют не иначе как "праотцем электронных инструментов".
           И в конце 60-х свершилось: Роберт Муг изобрел синтезатор. Тогда же во Франции впервые начинают использоваться электронные инструменты при написании так называемой "легкой оркестровой музыки". Воодушевленные космической тематикой французские композиторы - Жан-Жак Перей, Пьер Анри - сочиняют музыку, которую мало понимают тогда и по настоящему оценили лишь в конце девяностых на волне популярности "easy listening".
           Новая точка отсчета в истории музыкальных стилей ХХ века (имеется в виду, конечно же, экспериментальная и инновационная музыка) приходится на конец 70-х - начало 80-х, когда Einsturzende Neubauten в Германии, а Throbbing Gristle и Zoviet France в Англии, вооружившись психологией дадаизма и футуризма, совершают индустриальную революцию. Причем творчество Zoviet France начинает уже пост-индустриальную эру, привнесшую в музыку машин этнические мотивы (тезис об одновременности происходящего может подтверждаться и этим фактом). Брайан Ино записывает несколько альбомов в новой стилистике, становясь отцом ambient-музыки.
           В 1982 году в Амстердаме рождается лейбл Staalplaat, которому мы обязаны открытием таких значительнейших имен как Muslimgauze, Laibach, Zoviet France, O Yuki Conjugate, Jim O'Rourke и массой других. Именно благодаря деятельности этого лейбла в Европе стали известны радикальные японские нойз-проекты, такие как Merzbow и A.U.B.E.
           В то же время бурно развивается электро-танцевальная ветвь современной экспериментальной музыки. В 1981 году самый необычный из коллективов немецкой краут-рок-волны Kraftwerk записывает эпохальный альбом "Computer World". Спустя несколько лет черные ди-джеи в индустриальных столицах Америки - Чикаго и Детройте - смешивают в бурлящем котле ночной клубной жизни все, что попадается по руку: петли диско-трэков, стремительно выходящих из моды, электро-звучки, вызванные влиянием Kraftwerk и некоторых других европейских групп (Depeche Mode, B-52) плюс великие традиции джаза и блюза, доставшиеся в наследство от таких великих мастеров как Чарли Паркер и Майкл Дэвис. Рождается техно- и хаус- музыка, которую европейцы воспринимают как нечто революционное: "тысячи подростков задвигались чуть быстрее и однообразнее под ультрафиолетовыми лучами клуба Delirium (первого в Лондоне хаус-клуба)".

[Окончание следует...]

Назад

Autechre. 5LP. Warp Rec. 1999[Г.Нерсесов]

В поисках утраченного времени [1] [Г.Нерсесов]

Карнавальный вечер в "Московском" [А.Гарматин]

Darqubiq - "Тёмное совершенство" [Г.Нерсесов]

Various Artists. Sonder Angebot. Staalplaat [Г.Нерсесов]

"Последнее" турне "Rolling Stones" [С.Рублев]

"Фомальгаут" - новое поколение ростовской рок-музыки [А.Гарматин] 


№ 6 [12] 16 апреля 1999 г. Вернуться в содержание