INTERNET
Юлия Уракчеева,
студентка 2 курса отделения
международной журналистики РГУ

Краткий обзор англоязычных информационно-поисковых систем Интернета

ри всей многофункциональности глобальной компьютерной сети ею пользуются для развлечений и для поиска нужной информации. Последним обусловлено то, что наиболее посещаемые серверы Интернет - так называемые поисковые системы.
           Поисковая система (Search tool - англ.) - сервер в сети Интернет, содержащий тематический каталог ресурсов, в котором можно производить поиск по отдельным словам, словосочетаниям, просто темам. То есть, зная довольно точно, что вам надо, вы вводите это в строку поиска, нажимаете кнопку "Поиск" (Search - англ.), и через некоторое время система выдает вам список сайтов, содержание которых может быть связано с нужной вам темой. Все сайты даны с гиперссылками на них.
           Однако узконаправленный поиск - далеко не единственное, что вы можете осуществить, зайдя на страничку поисковой системы. Главная страничка большинства из них - а именно информационно-поисковых систем (ИПС, отличаются от просто поисковых именно своей "разносторонностью") включает также рекламу и уже сгруппированную по разделам информацию - от "Авто" и "Здоровья" до "Искусства" и биржевых сводок. В том числе раздел "Новости". Если его нет, всегда есть что-нибудь вроде Headlines - Today's Headlines, Top Headlines, World Headlines и т.д. Но суть одна: большинство поисковых систем являются своеобразным средством массовой информации.
           Меня заинтересовало содержание и структура подборок новостей. По какому принципу подбираются новости и заголовки? И как связаны источники новостной информации и угол зрения, под которым информация подается? Это очень важно, учитывая два фактора: "американизацию" Сети и то, что неспециалисты зачастую черпают новости именно из ИПС.
           Я рассмотрела 12 наиболее популярных поисковых систем. Это:
           AltaVista [www.hotbot.com]
           HotBot [www.hotbot.com]
           LYCOS [www.lycos.com]
           Infoseek [www.infoseek.com]
           Excite [www.excite.com]
           YAHOO! [www.yahoo.com]
           AOL - America OnLine [www.aol.com]
           DejaNews [www.dejanews.com]
           WebCrawler [www.webcrawler.com]
           Netguide [www.netguide.com]
           Netcenter [home.netscape.com]
           Первые пять ИПС были определены как самые лучшие и потому самые популярные английским журналом Internet World. Netcenter несколько выбивается из общего ряда. Это страничка компании Netscape. С сайта Netcenter можно осуществлять поиск с помощью других поисковых систем. Не вдаваясь в технические подробности, скажу, что в данном случае у меня были все основания отнести Netcenter к ИПС.
           Поисковые системы - детище новейших технологий. Самые "старшие" из них - Excite, Hotbot - были основаны в 1994 году, самые младшие - в прошлом. За каждой из них стоит совершенно конкретный владелец, будь то Excite,Inc. , Wired Digital,Inc. , CMP Media,Inc. , Carnegie Mellon University - но главное, что все они базируются в США.
           Наверное, это что-нибудь да значит, что все наиболее популярные ИПС - американские? Но, надо сказать, что некоторые из них могут осуществлять поиск не только на английском, но и на некоторых европейских языках, и на китайском! Excite называет себя "всемирная медиа - компания", имеет филиалы по всему миру, от Нидерландов до Японии и Австралии. Но руководят всеми потоками информации, идущими в эти филиалы, люди из Редвуда, Калифорния.
           Новости в поисковых системах представляют собой заголовки и небольшие заметки (в сводке от 3 до 10 заметок), часто снабженные хорошего качества фотографиями. Поисковые системы, согласно своей функции, только цитируют и ссылаются на других; собственно своей информации о несетевых темах у них нет. Всегда есть ИСТОЧНИКИ.
           Иногда информации - самостоятельные, законченные материалы, иногда это начало статьи. Например, в поисковой системе Hotbot, в разделе World News - ровно 5 строк, и заметка обрывается на пол-фразы. Далее идет гиперссылка на источник, где можно прочитать продолжение, в данном случае это электронная версия газеты Washington Post. В DejaNews даны просто лиды статей из электронной версии USA Today. В AltaVista - News by ABCNews.com.
           Итак, всегда есть гиперссылка на источник в Сети, куда имеет смысл "кликать" тем, кто заинтересован в более подробной информации.
           Каковы же источники новостей в ИПС Интернет? Предложенная ст. преп. кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики РГУ А.П. Короченским классификация делит их на 4 вида.
           А) структуры, ранее не выступавшие как информационные агентства. Теперь они - в не совсем обычной для себя роли поставщиков информации. Таковы американские телекомпании CNN, английская телерадиокомпания BBC.
           Б) Традиционные ИА [англ. Reuters, амер. Associated Press, фр. France-Presse].
           В) Электронные версии газет [Washington Post, USA Today, The New York Times].
           Г) Новейшие структуры, электронные ИА [BusinessWire, MSNBCБ].
           Подчеркиваю, все они имеют представительство в Интернет, где есть все новости, только полнее.
           Результаты моего исследования показали, что самый мощный, популярный поставщик информации для новостных разделов поисковых систем - ABCNews. Фигурирует в 55 % случаев.
           CNN - 45 % случаев.
           Reuters - 27 %.
           AP, USA Today, Washington Post, MSNBC, The New York Times - по 18 %.
           За исключением Reuters (англ.) и France-Presse (франц.) все перечисленные структуры - американские.
           Наиболее мощные поисковые системы - Netcenter, LYCOS, YAHOO - апеллируют ко многим источникам, но это многообразие - кажущееся: там все те же AP, Reuters, France-Presse, CNN.
           Напрашивается вывод: западные - американские - ИА дают "американскую" информацию, как по тематике, так и поданную с американской точки зрения. Что касается тематики, американские темы - в Netguide, AOL, LYCOS. Заходя туда и, допустим, ожидая результатов поиска, осматриваясь кругом, вы чувствуете себя как в гостях у Америки, где представители другой части света - гости, которым разрешено просто смотреть, но в разговор они не вступают, тем более что не понимают, о чем идет речь.
           Netguide - сервер самый американский, причем неполитический: в новостях здесь - налоги (в апреле, когда американцы подавали налоговую декларацию), начало бейсбольного сезона, дело Кеворкяна, празднование Пасхи в США, интерактивное голосование "Кто лучший президент США 20 века?
           В поисковой системе Excite есть разделы Local News (местные новости, со строкой поиска) и World News (мировые). Я предположила, что Local - отдельно по странам мира, а оказалось - отдельно по штатам США.
           Впрочем, остальные ИПС более космополитичны по тематике. Есть новости из Индии, Белфаста, Колумбии, России (Ельцин+Дума), сектора Газа, Израиля. Важное место в любом разделе новостей занимает сводка погоды.
           Для того чтобы представить свою точку зрения в Интернет, надо говорить на международном языке. Тем более если речь идет об ИПС, которая осуществляет поиск на нескольких языках (чем их больше, тем популярнее будет сервер), но базируется, допустим, в России, и новости подает "с российской колокольни". Чем больше таких "колоколен" разные страны выстроят в Сети, тем ближе подойдет наше общество к настоящему плюрализму.

Назад

Ростовские лица в Интернете [С.Ванюков]

Обзор сетевой прессы [1]

Обзор сетевой прессы [2]

Обзор сетевой прессы [3]

Обзор сетевой прессы [4]

Обзор сетевой прессы [5]

Gazeta.RU - новое сетевое издание

Нарушения авторских прав в компьютерном образовании [И.Петров]

Интернет-Парламенту - 1 месяц

Разговоры в чате [Е.Занимонец]

Кое-что о UseNet [Д.Куров]

Цифровые деньги [Д.Куров]

Сладкий плод холодной войны [Е.Занимонец]


№ 9 [15] 21 мая 1999 г. Вернуться в содержание