ОБРАЗОВАНИЕ
В.О. Пигулевский,
ректор Южно-российского гуманитарного института

Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста

отребность общества в высококвалифицированных специалистах и требования вуза при подготовке выпускника развиваются в условиях экономического кризиса с неясными социальными перспективами. Нынешняя ситуация в России совпадает с общеевропейской ситуацией постмодерна, которая характеризуется неясностью, неопределенностью, утратой утопических энергий (Ю.Хабермас), застреванием между прошлым и будущим. Однако эта ситуация усугублена экономической нестабильностью, безработицей, отсутствием жестко структурированного и специализированного производства.
          В этих условиях потребность в узкоквалифицированном специалисте становится сомнительной, ибо снижена вероятность не только найти работу по узкому профилю, но даже найти работу по специальности. Хаотичность и неопределенность общественной жизни требует подготовки выпускников с большими возможностями, со способностями переключаться в смежные сферы деятельности. Кроме того, решение проблемы преодоления кризиса предполагает необходимость формирования выпускника с определенными нравственными качествами. Решение вопросов связано с необходимостью развития культуры специалиста, что возлагается в вузе на гуманитарный блок дисциплин. Однако возникают вопросы: каковы особенности подготовки по сравнению со специальностью? Каковы должны быть нравственные характеристики специалиста в условиях неопределенности социальной этики?
          Гуманитарная подготовка - это особый способ мышления, предполагающий общее видение мира и понимание личности как высшей ценности в сфере любой деятельности. Профессиональная подготовка, напротив, это конкретное знание, навыки и умения в узком виде деятельности, в котором цели "дела" или "бизнеса" порой замещают человека. Гуманитарная подготовка предполагает, что всякая деятельность осуществляется для блага человека, а не ради денег или дела самого по себе. Сохранить баланс гуманитарного и профессионального означает сохранить перспективу экономического и социального развития.
          В условиях капитализма (особенно американского) складывается этика утилитаризма, близкая к протестантизму и обслуживающая узкокорпоративные интересы. Долг усматривается в приумножении капитала, добропорядочность в кредитоспособности, добродетель в методической профессиональной деятельности и пр. Эти позиции явно расходятся с этикой коллективизма, господствовавшей прежде в России, а также с этикой православного христианства. Этические требования к личности специалиста в России складываются в условиях переоценки ценностей, этического релятивизма. Ясно одно, что существует потребность в людях активных, ответственных, честных и порядочных.
          Но как сформировать ориентацию на общечеловеческую мораль в условиях, когда развиваются эгоистические интересы, когда нарушаются права человека, когда не видно перспектив экономического развития, в политике царят интриги, а общество поражено анемией? Думается, что это сложнейшая задача высшей школы, которая должна решаться не путем ограничения гуманитарных знаний, а на основе развития и углубления гуманитарной подготовки, ибо ее решение открывает перспективы развития экономики и социальной сферы жизни.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]

Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]

Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]

Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]

Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]

Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]

Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]

Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]

Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]

О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]

Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]

Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]

Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]

Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]

Из школы в вуз [И.Звездина]

Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]

Новые вакансии [Н.Шопен]

Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]

Положение во гроб [И.Шеина]

Давайте возводить мосты! [И.Звездина]

Удар по будущему России [В.Сендеров]

Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]

Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]

Профессия - репортер [Е.Маскаева]


№ 16 [22] 21 августа 1999 г. Вернуться в содержание