РОСТОВУ-НА-ДОНУ - 250
Владимир Тер-Аракельянц,
настоятель Свято-Георгиевского храма
г. Ростова-на-Дону

Православный Ростов сегодня и в XXI веке

ез сомнения ХХI век будет веком возрожденной России. Тысячелетняя духовная и культурная традиция нашего народа, основанная на Православии, займет ведущее место в духовной, культурной и социальной жизни нашего города. Поэтому, размышляя о будущем нашего города, нельзя обойти вниманием вопрос о сотрудничестве Церкви и общества. Если возьмем за показатель более или менее нормального духовно-культурного состояния начало века, то в 1905 году в Ростове-на-Дону было 42 православных прихода. Затем это число было сокращено до четырех в восьмидесятые годы, а позднее, с окончанием эры принудительного государственного атеизма, начался бурный рост. На сегодня в Ростове-на-Дону 22 православных прихода и, соответственно, 22 православных храма, и процесс создания новых приходов продолжается. Социологические исследования показывают, что "этнически православными" себя считают от 60 до 80% россиян, так что 50 приходов - это всего лишь один храм на 20 тысяч населения, что не так уж много даже в условиях многонационального и многоконфессионального города.
          Два слова о восстановлении и строительстве храмов. К моменту празднования 1000-летия крещения Руси Православная Церковь в Ростове - на - Дону располагала четырьмя храмами, из которых кафедральный собор она получила полуразрушенным (до сих пор не завершено восстановление колокольни), Вознесенский - на Братском кладбище - полуразрушенным, Сретенский - с серьезными разрушениями, и только один перестроенный из часовни храм мученицы царицы Александры - в нормальном состоянии. За последние годы поднялись Троицкий, Сергия Радонежского и Пантелеймонов храмы. Остальные приходы располагают приспособленными помещениями - это семена, которые прорастут в XXI веке. Сегодня это в лучшем случае бывший клуб или кинотеатр, в худшем - вагончик. Так что проблема храмостроительства для нашего города весьма актуальна. Православный храм, конечно, прежде всего, духовный и культурный центр, но он должен быть центром и в градостроительном, архитектурном, и в эстетическом отношении. Сотрудничество города и Ростовской епархии здесь весьма плодотворно, что можно показать на примерах Покровского и других строящихся храмов. Православный храм облагораживает прилегающую к нему территорию, даже в архитектурно-градостроительном смысле он является центром микрорайона, в котором находится; это же можно сказать и в социально-культурном аспекте: храм - это солнце, лучи которого должны пронизать город, и в свете этих лучей каждый верующий и даже неверующий гражданин должен находить смысл и основания своей жизни и деятельности.
          Большинство православных приходов, ведущих строительство, одновременно осуществляют социальное служение, под которым мы понимаем не только непосредственную задачу храма - духовное окормление, просвещение и нравственное воспитание, но дела благотворительности и милосердия, а также культурно-образовательные.
          В начале 90-х годов Ростовская епархия Русской Православной Церкви активно начала общественное служение, появились органы, как бы руки Епархии, которые от лица Церкви вершили дела просвещения образования, милосердия. На подворье кафедрального собора поднялась епархиальная воскресная школа; возникло сестричество православных сестер милосердия, работающих в госпиталях, больницах, домах престарелых, детских приютах и так далее. Сложились три православные центра - "София", "Истина" и "Благовест", которые совмещают в своей деятельности функции библиотеки, лектория, детского воспитательного учреждения и др. Однако на город с миллионным населением этого явно недостаточно. С середины 90-х годов наблюдается новая тенденция: практически каждый православный приход становится духовным центром социально-культурного служения в микрорайоне. На сегодняшний день обычный православный приход - это не только храм с его богослужением, но воскресная школа, библиотека, группа прихожан, от имени прихода ведущих дела милосердия и благотворительности, и так далее. При этом каждый православный храм имеет свое "лицо", специфику своего общественного служения.
          Покровский храм, расположенный на территории единственного действующего кладбища, удовлетворяет потребностям всех людей в напутствии усопших по православной традиции. Для миллионного города это само по себе - тяжелейшая нагрузка для храма с лишь двумя штатными клириками, а ведь приход несет еще большое служение воспитательное, содержа воскресную школу, работая с учреждениями образования и культуры Северного района. Храм во имя иконы Божией Матери "Целительница" возводится на Военведе при участии военнослужащих. Спецификой этого прихода будет работа в воинских частях, госпиталях и содержание мастерских для получивших инвалидность военнослужащих.
          Храм великомученика и целителя Пантелеймона находится на территории онкологической больницы и служит духовному окормлению и утешению страждущих. Еще один храм в честь этого же святого, располагающийся пока что в здании бывшего кинотеатра, несет свое общественное служение среди "чернобыльцев". Благодаря такой организации своего социального служения приходы г. Ростова-на-Дону уже сегодня смогли достаточно полно охватить общественную и культурную жизнь города: в пяти вузах и во многих средних учебных заведениях силами священников и православных катехизаторов проводятся беседы и занятия, регулярно посещаются и окормляются все исправительные заведения (не только нашего города, но и всей области), почти полностью охвачены заботой и окормлением детские дома, дома престарелых и социальные центры защиты, лечебные заведения города. Описанные тенденции, безусловно, будут развиваться в ближайшее десятилетие и составят основу общественно-культурной миссии Церкви в ХХ1 веке. Однако назрела необходимость в целом ряде новых инициатив, в которых наш город испытывает острую нужду и осуществить которые возможно только общими усилиями Православной Церкви и широкой общественности. Это, прежде всего, необходимость создания центра реабилитации лиц, пострадавших от деятельности тоталитарных сект и оккультистов. Один из наших центров, а именно "Истина" уже начал такую работу, но без участия в ней профессионалов-психиатров, врачей, юристов, социальных педагогов - она неэффективна. Опыт подобных центров уже существует в России - это московские центры священномученика Иринея Лионского, Хомякова.
          Городу необходим культурный центр, в котором еще не вошедшие в церковную ограду могли бы знакомиться с жизнью Церкви и принимать в ней посильное участие. Это служение сегодня несет Православный центр "София", однако крошечное помещение и отсутствие серьезной материальной поддержки не позволяет расширить эти работы до размеров желаемого (на сегодняшний день центр, с его православной библиотекой, открытой для всех желающих, кружками детского творчества и так далее, практически существует на средства одного, и даже не ростовского, прихода).
          Городу необходимы школы православной ориентации. Речь не идет о нарушении действующего законодательства, в его рамках, как показывает опыт Курской и других епархий, о котором мы подробно узнали на состоявшихся в сентябре сего года. Вторых Димитриевских образовательных чтениях, возможно существование учебных заведений, в которых верующие педагоги учили бы, а главное, воспитывали бы детей на основе духовной традиции нашего Отечества.
          Более тесной координации Церкви и общественности требуют и дела милосердия. На сегодняшний день к Церкви обращаются прежде всего как к подателю милостыни, обращаются за помощью в конкретных случаях. Однако возможности православных здесь ограничены. Увы, русская поговорка "беден, как церковная мышь" не утратила своей точности. Церковь должна стать, и уже становится, не столько раздаятельницей милостыни, сколько воспитательницей и организатором общественного служения. Последнее, о чем необходимо сказать, - это крайняя нужда в постоянном и тесном взаимодействии городской власти, в том числе законодательной, с Православной Церковью. Как показывает опыт соседних епархий (в частности, Курской), оставаясь вполне в рамках действующего федерального законодательства, местная власть может своими актами "протекционистской", покровительственной в отношении Православия политикой обеспечить ему возможность развития широкой общественной активности, которая будет способствовать скорейшему укоренению в отечественной традиции всех россиян.
          Во избежание непонимания должен сказать, что такой подход отнюдь не означает ксенофобии, изоляционизма и прочих "грехов". "Все испытывайте, хорошего держитесь", - сказал Апостол. ХХ1 век должен стать веком россиян, которые знают современный мир, действуют в нем, оставаясь при этом достойными потомками своих замечательных предков.

Назад

Стратегия инновационного развития г. Ростова-на-Дону в XXI веке [Н.Пелихов]

Демографический прогноз и концепция здоровья населения Ростова [Чернышов В.Н., Элланский Ю.Г]

Жилищная политика города [Кантер М.М.]

Городское самоуправление как управляющая система: проблемы становления и перспективы развития [Бондарь Н.С]

Внешнеэкономическая стратегия города [Н.Н.Евченко, Ю.А.Евченко]

История ростовского герба [Я.Зацаринный]

Стратегические ресурсы социально-экономического развития Ростова-на-Дону [В.Овчинников, Ю.Колесников]

О концепции развития города Ростова-на-Дону в XXI веке [М.Чернышев]

Архитектурный облик Ростова в ХXI веке [Ю.Залунин]

Кавказский вектор в вазвитии Ростова [Ю.Жданов]

Таможенный форпост юга России [А.Ф.Епифанов]

Ростов индустриальный: краткая история формирования [Е.Ананьев]


№ 13 [19] 6 июля 1999 г. Вернуться в содержание