ОБРАЗОВАНИЕ
В.И. Кузнецов,
директор Волгодонского филиала РГУ

Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения

ложность современной социально-экономической ситуации в стране во многом зависит от нестабильности инновационных процессов, происходящих в ней, которые становятся закономерностью развития современного общества. И если в недавнем прошлом такие изменения происходили очень медленно, то в настоящее время они приобретают революционный характер. Тем самым, обуславливая постоянное внимание ученых к проблемам: изучения их жизненного цикла; источников идей инновационных процессов; важности их нормативно-правового обеспечения; технологий организации инновационной деятельности в различных ее сферах; зависимости их распространения от особенностей среды; психологических механизмов их реализации и возникающих при этом психологических барьеров; управления инновационными процессами. Но во всех исследованиях прослеживается и выделяется как главный аспект - роль личности, которая является как субъектом, так и объектом данного процесса.
          Результаты исследований проблем, перспективы и ценностные ориентации молодежи, позволяют выделить один из аспектов данного исследования, относящийся к рассматриваемой нами проблеме - психологические барьеры, тормозящие инновационные процессы в обществе. К ним относятся организационно-психологические барьеры, возникающие вследствие неприятия нововведений из-за несоответствия ценностных ориентаций личности инновационным процессам, а также социально-психологические барьеры, проявляющихся в структуре отношений личность-личность, личность-группа, группа-группа как барьеров делового общения, ценностно-ориентированных барьеров, возникающих при несовпадении ценностей личности и группы.
          Сопоставив данные вопросы с той ролью, которую призвано сыграть молодое поколение в развитии инновационных процессов в стране и той возможностью, которую дает нам система высшего образования молодежи, мы пришли к выводу о необходимости формирования инновационной культуры молодежи в процессе их обучения в вузе. И предпосылки к этому у студенчества имеются. Проведенный нами опрос показал, что всего 46% опрошенных удовлетворены тем, как складывается их жизнь, а следовательно, большинство студентов чувствуют необходимость инновационных процессов в обществе; в будущее смотрят: с чувством надежды и оптимизма - 54%, спокойно, хотя особых перемен для себя не ждут - 29%; с тревогой и неуверенностью - 15%; и скорее со страхом и отчаянием - 3%. Оценивая свои качества, опрошенные студенты считают, что им присущи следующие качества: жизненный оптимизм, вера в свои силы - 84%, трудолюбие - 83%, способность менять убеждения, если они не отвечают реальности - 67%, целеустремленность - 86%. Анализируя свои жизненные планы на ближайшее будущее, большинство опрошенных отметили следующее: завершить учебу, стать высококвалифицированным специалистом, найти интересную работу.
          Ученые отмечают, что образование как общественная функция должно следовать за изменениями в обществе и при этом влиять на него и его развитие и что без соответственно образованных кадров данный процесс затруднителен, так как они находятся во взаимодействии - один процесс обуславливает другой, ускоряет или тормозит его. От образования сегодня требуется, чтобы оно решало жизненноважные проблемы общества.
          Одной из таких проблем современного общества - современные социальные проблемы, нововведения в данной области - самый эффективный путь их разрешения. Учитывая, что инновационная деятельность является составной частью научно-исследовательской работы и обязательно проходит через одну из своих начальных фаз - индивидуальной активности новатора, мы считаем, что подготовку к этому необходимо начинать с первых дней обучения в вузе, так как в соответствии с требованиями Государственного стандарта специалист должен быть "способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах социальной деятельности; способен находить нестандартные решения типовых задач; способен к проективной деятельности в профессиональной сфере и т.д."
          Примером такого подхода является разработанная нами и апробируемая в вузе программа формирования инновационной культуры студентов по специализации " социальная работа".
          Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании предоставлена вузам возможность свободного (в рамках Закона) выбора форм, методов и средств организации деятельности вуза и содержания образования (с учетом государственного образовательного стандарта ). Этим же Законом и определены условия соответствия статусу вуза, которые обязывают не только реализовывать образовательные программы, но и выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования, являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. В соответствии с современными социально-экономическими условиями, это:
          - делает сам вуз инновационным учреждением как новую или изменившуюся организационную структуру;
          - инновационным становится сам педагогический процесс в связи с изменением содержания, форм и методов обучения, необходимостью инновационных подходов к системе воспитательной работы в вузе;
          - способствует соединению возможности и необходимости вести разработку, научное руководство и внедрение инновационных процессов во все сферы в областях своей деятельности в регионе, территории;
          - позволяет обучать студентов (как будущих менеджеров) технологиям инновационной деятельности;
          - развиваться студенту как субъекту настоящего и будущего инновационного процесса, совершенствуя и развивая необходимые для этого качества.
          Все эти подходы нашли свое отражение в реализуемой нами программе, как инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс студентов в их поисково-исследовательскую деятельность на всех этапах вузовского обучения, включая содержание психолого-педагогических и специальных дисциплин, сроки и порядок их изучения, не выходя за рамки образовательного стандарта.
          Результатом такой деятельности должна стать готовность студентов университета как молодых ученых к разработке, организации, научному руководству и продуктивному участию в инновационных преобразованиях общества.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]

Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]

Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]

Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]

Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]

Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]

Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]

О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]

Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]

Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]

Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]

Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]

Из школы в вуз [И.Звездина]

Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]

Новые вакансии [Н.Шопен]

Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]

Положение во гроб [И.Шеина]

Давайте возводить мосты! [И.Звездина]

Удар по будущему России [В.Сендеров]

Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]

Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]

Профессия - репортер [Е.Маскаева]


№ 15 [21] 6 августа 1999 г. Вернуться в содержание