Юлия Яковленко
Студенческая психологическая служба РГУ
|
|
ноябре 1999 года на базе психологического факультета РГУ была организована студенческая психологическая служба. Идея создания службы принадлежала студентам факультета психологии, которых не удовлетворял объем практических знаний, получаемых в университете. Инициативу молодежи приняли не сразу. Многие преподаватели не верили, что студенты могут добиться успеха. Ребят это не остановило. Заручившись поддержкой декана факультета психологии П.Н. Ермакова и заведующей кафедры О.С. Васильевой, они смело взялись за дело.
Концептуальную основу будущей службы разработал А.Соколов, ныне студент четвертого курса факультета психологии. Об этом он сделал доклад на студенческой межвузовской конференции на базе РГУ в мае 1999 года.
В октябре 1999 года была набрана первая группа студентов-психологов в составе 20 человек, с которыми начали занятия опытные преподаватели и практикующие психологи нашего города. На сегодняшний день обучение окончено и служба начинает действовать. Ее первым проектом-презентацией станет мировоззренческий тренинг, рассчитанный на 100-200 человек. Проведение этой акции планируется на конец апреля и в ней смогут принять участие студенты всех вузов города Ростова-на-Дону. Тренинг открыт для всех желающих, участие в нем бесплатное. Каждый участник проекта получит совершенно новый уникальный опыт общения и взаимодействия с людьми. Он сможет лучше понять окружающий мир и свое место в нем, расширит границы своего "Я", получит обратную связь, узнает, что думают о нем другие.
А главное - участники проекта узнают для себя, кто такой психолог и что от него может получить обычный человек.
Для того, чтобы получше разобраться в том, что такое СПС, мы встретились с администратором СПС А.В. Соколовым Итоги этой встречи приводим ниже:
Корр.: Итак, Александр Валентинович, что же это за служба, о которой так много говорят в последнее время на факультете психологии?
Соколов А.В.: Наша служба преследует три основные цели: во-первых, улучшение образования студентов-психологов; во-вторых, психологическая помощь студентам РГУ; в-третьих, работа по повышению психологической культуры населения.
Корр.: Что вы имеете ввиду, говоря о повышении психологической культуры населения? Ведь книжные рынки забиты популярной литературой по психологии, каждый желающий просветиться может купить книгу и таким образом получить нужную информацию...
Соколов А.В.: То, о чем вы говорите, это не литература, а белиберда. В этих книгах пишут примерно так: "Психологи утверждают, что если на человеке зеленые носки, значит, он сексуальный маньяк." Недавно я листал книгу "Психологические тесты для женщин" и вычитал там следующую фразу: " Психологи утверждают, что по тому, какое вы заказываете мороженое, можно узнать, что вы за человек. Так, например, честолюбивые люди предпочитают мороженое с орехами". И это вы называете литературой по психологии? Объясните мне, какова связь между мороженым с орехами и честолюбием, и к тому же, какая разница официанту, какой вы человек? И кто эти психологи, которые это утверждают? Кто их видел?
Обычно книги по психологии стоят на одной полке с книгами по магии, экстрасенсорике и пр. Я считаю такое соседство оскорбительным.
Кроме того, книги книгами, а живое общение ничто не заменит. Мы будем работать бесплатно и намерены выходить на большие группы студентов, разъясняя и демонстрируя на практике, что такое настоящая психология и кто такие настоящие психологи.
Корр.: Хорошо, а что вы имеете в виду, говоря об улучшении образования студентов-психологов?
Соколов А.В.: Здесь я, пожалуй, должен уточнить, что мы намереваемся улучшать образование тех студентов, которые всерьез намерены заниматься психологической практикой после получения диплома. Дело в том, что подготовка этой категории специалистов имеет свою специфику.
Так, в начале они должны пройти некий учебный анализ, т.е., проработать свои "слепые пятна", чтобы снизить вероятность проекций на клиента и решения за его счет собственных проблем.
Далее, заниматься они должны в закрытой группе, имеющей собственную динамику, что существенно оптимизирует процесс понимания психологических процессов.
Корр.: Но, насколько мне известно, студенты старших курсов проходят различные группы в рамках своей специализации по кафедрам.
Соколов А.В.: Это верно. Но поверьте, я не стал бы дублировать хорошо работающую систему, люди бы за мной просто не пошли! Кроме всего прочего, в этих группах не решается проблема мотивации. Они обязательны для всех. Как правило, несколько равнодушных и насильно пригнанных студентов легко разрушают весь процесс. В результате участники выходят из этой группы с искаженным восприятием того, как должна работать группа. Зачастую впоследствии это приводит к вопиющему непрофессионализму.
Корр.: А как вы решаете проблему мотивации?
Соколов А.В.: Участие в группе добровольное. Занятия проходят вне основного процесса обучения. Кроме того, участие в группе платное. А это всегда самая серьезная проверка мотивации. Такой вот "двойной фильтр". Но вы меня не дослушали.
...После обучения в закрытой группе студенты переходят к учебной практике, которая обязательно проводится под руководством супервизора. Резюмируя, я скажу, что главное отличие нашей службы в том, что мы делаем обучение цельным от начала и до конца, по одной программе. Мы намерены сделать его таким, как во всем мире. И то, что делаем мы, пока не делает больше никто в Ростове.
Корр.: Александр Валентинович, расскажите подробнее о проекте, который ваша служба планирует провести в конце апреля. В чем его уникальность?
Соколов А.В.: Самая главная цель проекта - это формирование мировоззрения нового поколения. Он уникален, т.к. во-первых, открыт для всех желающих поучаствовать; во-вторых, это масштабность; и в-третьих, ему нет аналогов в Ростове. Тренинг проводится при содействии и участии ведущих психологов нашего города.
Корр.: А как проводится сам тренинг? Наверное, сложно контролировать такую большую группу людей?
Соколов А.В.: Конечно... Хотя начинающие психологи часто считают, что проведение тренинга - дело нехитрое. Достаточно открыть книгу, подобрать упражнения, рассчитать время, собрать людей и - вперед!
Однако, это серьезное заблуждение. Примерно так же можно полагать, что если любой человек возьмет скальпель, то он сразу может проводить операцию на сердце.
Всем известно, что как только группа собирается и знакомится, в ней начинается то, что называют групповой динамикой. Именно с ней, в основном, и работает ведущий тренинга. Упражнения - это всего лишь инструменты, такие же, как скальпель у хирурга. Однако, чтобы эти инструменты были эффективны, нужно точно знать, чего ты хочешь добиться, каков состав и цели группы и что в ней происходит сейчас.
Я много раз был свидетелем того, что после очередного невинного упражнения с кем-то случалась истерика, у кого-то начинали течь слезы... В эти мгновения я видел, что группа ждет действий ведущего и благодарил богов и судьбу, что я простой участник группы и думал, - каково же ведущему, ведь он ощущает ответственность не только перед этим человеком, но и перед всей группой и он не имеет права на ошибку!
Ни на секунду нельзя забывать, что для психолога, так же как и для врача, главная заповедь - не навреди!
Вообще, я парень горячий и иногда склонен к авантюрам, но получив определенный опыт, я знаю, что в своей профессиональной деятельности буду внимателен и осторожен. Всегда!
Корр.: Как вы думаете, что ваш первый проект сможет дать его участникам?
Соколов А.В.: Каждый желающий поучаствовать в тренинге получит совершенно новый опыт общения и взаимодействия. Это возможность установить новые контакты, пообщаться с интересными и умными людьми. А так же вы получаете возможность понять для себя, кто такой психолог и что от него может получить обычный человек. Мы, как психологи, настоятельно рекомендуем принять участие в этом тренинге, потому что это будет по-настоящему интересно!
|
Почему все не так, если все как всегда? [Е.Спиглазова]
Эмоции, творчество и здоровье [А.Хайкин]
Юбилей Павла Николаевича Ермакова [Т.Воронова]
Личность и болезнь [А.Мацанов]
Поговорим о психологии [М.Горбачев, Ю.Маницкая, Ю.Яковленко]
Методы психоэнергетической саморегуляции и саморазвития [А.Хайкин, Н.Шерстенников]
Стрессы, аутотренинг и здоровье [А.Хайкин]
|