Сергей Маркедонов,
сотрудник Администрации Ростовской области,
кандидат исторических наук
г.Ростов-на-Дону
Либеральные ценности в современной России и правое партстроительство
|
|
икогда еще в российской истории либеральные ценности не получали столь
весомое признание и у политической элиты, и в обществе, как в последнее
десятилетие. Вопросы о целесообразности рыночной экономики, частной
собственности, приватизации, бездефицитного бюджета уже перестали быть предметом дискуссий. Коммунисты - предприниматели, собственники
недвижимости, грантополучатели заграничных фондов - яркое тому
подтверждение. Единственное за поставгустовский период "левое"
правительство Е.Примакова-Ю.Маслюкова было вынуждено проводить, по сути дела, внутренне глубоко ему чуждую либеральную политику, быстро
отказавшись от услуг советского экономического бомонда. Но самое главное то, что, ностальгируя по брежневской стабильности и социальным гарантиям,
проклиная "губительный курс антинародного режима", значительная часть
граждан научилась жить и зарабатывать самостоятельно, без государственной
опеки, приняв, таким образом, правила игры рыночной экономической модели.
И это в стране, где еще 15 лет назад всерьез дискутировался вопрос о
допустимости частного извоза, ремонта телерадиоаппаратуры, а на
"шабашников" смотрели как на капиталистических акул. В стране, где
крепостничество было отменено всего 140 лет назад!
Однако все несомненные успехи экономического и социокультурного
либерализма "периода реформ" обратно пропорциональны политическим
успехам сторонников "laissez-faire". Начиная с 1991 года в России так и не
появилась мощная либеральная партия. Самое большее, чего смогли добиться
наши "правые" - это создание довольно рыхлых коалиций и движений, в
которых шла (и ныне продолжается) "война всех против всех". Складывается
парадоксальная ситуация. Либеральные умонастроения в обществе
присутствуют, но нет сильной партии, способной аккумулировать их, стать их
защитником и выразителем. Поневоле начинаешь соглашаться с тезисом
некоторых либеральных теоретиков о том, что подавляющая часть россиян -
правые, но они об этом не подозревают. Почему стало возможным такое
"незнание", можем ли мы ожидать "прозрения", и станет ли обновленный "Союз правых сил" либеральным принцем, который сможет разбудить российскую спящую красавицу?
Если управленцы в посткоммунистической России не могли рекрутироваться
иначе чем из рядов КПСС (ВЛКСМ, КГБ), то либералы вели свою родословную от диссидентов. И в том и в другом случае это вполне закономерно. Но весь парадокс заключается в том, что выходцы из обкомов-горкомов оказались менее догматичными, чем их оппоненты. Сменив партбилеты на кабинеты глав администраций и кресла менеджеров компаний, они - кто в большей, а кто в меньшей степени - порвали с коммунистической ортодоксией, чего никак нельзя сказать о либералах, сохранивших верность ортодоксии диссидентской.
Сторонники "laissez-faire" не смогли провести демаркационную линию между
либерализмом и диссидентством. Более того, некоторые либеральные теоретики фактически сделали эти понятия синонимами. При этом игнорировалось то очевидное обстоятельство, что диссидентское движение было по преимуществу нравственно-этическим и не ставило для себя сколько-нибудь внятных целей по завоеванию государственной власти и управлению страной. Оно не имело четкой политической (не говоря уже о социально-экономической) программы. Не ставя ни под какое сомнение личную порядочность и честность прародителей нового российского либерализма, можно констатировать, что они были глубоко чужды политической и управленческой поденщины.
Либерализм, в отличие от диссидентства советских лет, ставит в качестве своей главной цели не морально-этические, а вполне определенные политические задачи, решение которых невозможно без государственных институтов (даже таких, как снижение роли государства в экономике и общественной жизни). Навыков же оппозиционного морализаторства явно недостаточно для того, чтобы осуществлять масштабное реформирование в стране, сохраняя при этом элементарный правовой порядок и национальный суверенитет. Нельзя отказывать государству в презумпции невиновности и в то же время заниматься государственной деятельностью, в частности либеральной модернизацией.
"У меня сложилось впечатление, что в русском либерализме не было достаточно "аппетита к властвованию", воли к власти", - сказал в 1918 году о кадетских вождях февральской революции историк и общественный деятель С.Г.Сватиков. Увы, но эта оценка оказалась вполне применима к идейным наследникам П.Милюкова - героям августа 1991 года. Попав во власть, либералы продолжали бороться с тенями коммунистического прошлого (и успешно продолжают делать это сейчас). Им не удалось провести разделительную черту между коммунистической идеологией и государством как таковым. Сделав антиэтатизм своим знаменем, поборники "laissez-faire" не учли тот факт, что либеральные преобразования происходят в стране, где нет развитых рыночных институтов и гражданского общества, а государство более прогрессивно, чем общество. В такой ситуации модернизационные импульсы исходят прежде всего от государства. Но направив весь свой недюжинный потенциал на его десакрализацию, либералы сами подрубили сук, на котором сидели. Они собственноручно ослабили свои позиции в государственном аппарате, вынуждены были перейти от наступления к обороне, сделав тем самым реформы предметом дискуссий и согласований.
Занимаясь на протяжении десяти лет антиэтатистским морализаторством и
борьбой с "наследием большевистского режима", либералы не смогли четко
позиционировать себя в посткоммунистическом политическом пространстве,
осознать новые "вызовы" либеральным ценностям и сформировать на них
адекватные ответы. Подобный тезис вовсе не означает того, что либералам
следует отказаться от оппонирования КПРФ. Но парадокс в том, что львиная
доля критики либеральных теоретиков приходится не на КПРФ, а на КПСС.
Последователей Г.Зюганова критикуют по большей части не за
социально-экономический популизм, идеологический эклектизм, нереалистичную программу и политическую безответственность, а за преступления Ленина-Сталина. Подобная позиция не раз дезориентировала избирателей, готовых потенциально голосовать за "правых", но не понимающих в чем суть их претензий не к истории, а к нынешним наследникам "единственно верного учения". Должного внимания и осмысления со стороны либералов не
удостоились такие "вызовы" защищаемым им ценностям, как складывание
региональных бюрократических кланов, антилиберальных и антирыночных в
своей основе, этнический национализм в республиках в составе РФ. Видя в
государстве главного и единственного экономического "дирижера",
либеральные теоретики оставили без внимания регулирующую роль криминала в экономике. Между тем совершенно очевидно, что многочисленные "крыши" существенно снижают уровень экономической свободы и "дирижируют" экономикой не хуже Госплана, Госснаба и прочих приснопамятных структур.
"Угроза свободе, собственности и законности может исходить не только от
государства", - тезис, под которым готовы подписаться немногие либералы.
Между тем значительное число "правого" населения, не подозревающего о
своей "правизне" хочет слышать не исторические экзерсисы о
ленинизме-сталинизме, а внятные объяснения, как либеральными методами
найти ответы на обозначенные выше вызовы.
Сегодня лозунгом дня для отечественных "правых" стало объединение всех
"прогрессивно мыслящих сил". В самом деле, создание сильной либеральной
партии требует отказа от личных амбиций и догматизма. Но беда в том, что
наши либеральные партстроители пытаются второй раз войти в одну и ту же
реку, то есть желают на новом витке спирали явить миру второе издание
"Демроссии". Подобная идея опоздала лет на десять. Союз всех
антикоммунистических сил был актуален в период борьбы против монополии
КПСС. Тогда надо было всем без различия идеологий "гуртом бить батьку".
Сегодня же ситуация иная. Идеологий не две, как в 1990-1991 годах
(коммунистическая и антикоммунистическая). В наше время надо более четко
идентифицировать свое мировоззрение. "СПС" и "Яблоко" исповедуют
принципиально разную идеологию. Если в СПС, несмотря на все диссидентское влияние, доминируют либералы (хотя бы во взглядах на экономику), то "Яблоко" - это партия советской интеллигенции, желающей одновременно совершить "прыжок к рынку" и поплакать о "слезе ребенка" и высоких социальных издержках. Какой же союз может быть между сторонниками экономической свободы и наивными социалистами, на какой основе? Любви к В.Гусинскому и "свободолюбивым чеченцам"? Но кто как не В.Гусинский приложил руку не только к политической гибели правительства "младореформаторов", но и к дискредитации либерализма и рынка вообще, а следовательно, косвенно способствовал и росту этатистских настроений, и тоске по "сильной руке". Да и ценности родоплеменной горской модели плохо увязываются с представлениями о политической свободе и социальной мобильности.
Естественно, среди членов "Яблока" есть здравомыслящие либералы.
Здравомыслящим СПС-овцам надо объединяться с ними, а не тратить силы на
достижение союза с яблочными "пикейными жилетами" и с "правыми"
диссидентами, которые в идейном отношении навсегда остались в советской
эпохе.
Победители августовской революции не смогли или не захотели осознать то, что удалось их заклятым врагам - победителям революции октябрьской. Без
"национализации" революции (говоря словами Г.Федотова) большевики так и
остались бы пассажирами запломбированного вагона и пособниками кайзера. В идеологии современной либеральной (правой) партии необходимо найти место патриотизму. Не этатистскому, а гражданскому, но все же патриотизму. Без этого самые успешные либеральные преобразования будут восприниматься
населением как чужеродное явление, а самих либералов будут рассматривать не иначе как "русских американцев". "Национализация" либерализма значительно усилит новую правую партию, сделает рыночные реформы легитимными. Только в этом случае рынок и свобода будут восприниматься как "свои". Тем более, что поводов проявить свой патриотизм у либералов хоть отбавляй. Защита прав русскоязычного населения в странах Балтии и СНГ, противодействие этнократизму в рамках самой России - случаи, когда защита государственных интересов и соблюдение прав человека совпадают. Либеральным теоретикам давно пора преодолеть догматическое представление о несовместимости принципов свободного рынка и мощного ответственного государства. Отстаивание национальных интересов вовсе не требует в качестве
обязательного условия признания приоритетной роли государства в экономике и частной жизни граждан.
Российские либералы уже имеют успешный опыт встраивания патриотизма в
свои предвыборные программы. Чего греха таить, резкое заявление А.Чубайса
по Чечне и его последующая дискуссия с Г.Явлинским, а также поддержка
политики В.Путина на Северном Кавказе способствовали существенной
"прибавке" голосов в копилку СПС на последних думских выборах. К
сожалению, творческого развития "патриотического опыта" не последовало. В
январе 2000 года мы опять услышали старые диссидентские песни.
Сегодня у наших "правых" выбор невелик. Либо переосмысление пройденного
пути, отказ от диссидентских "идолов разума", "национализация" либерализма, либо превращение в клуб "пикейных жилетов" Садового кольца.
В последнем случае нынешняя парадоксальная ситуация (есть усвоенные либеральные ценности, но нет либеральной партии) будет сохранена. Вероятно, такое развитие событий не будет способствовать бурному развитию рыночной
экономики и институтов гражданского общества. Скорее наоборот. Отсутствие
сильной правой (без кавычек) партии в парламенте, а ее представителей в
правительстве скорее всего приведет к усилению этатистских и патерналистских тенденций. Об этом ли мечтали лидеры СПС? Так что есть о чем подумать создателям обновленной правой партии.
|
Заявление в средства массовой информации [А.Жабский]
Открытое письмо губернатору Ростовской области [А.Жабский]
Ростовская АЭС готовится к пуску [О.Шевель]
Что прославляет город-герой сегодня? [С.Коробицын]
От РоАЭС до МЧС [А.Жабский]
"Чохом", то есть никого… [А.Жабский]
Обращение к жителям Волгодонска, населенных пунктов, входящих в 30-километровую зону вокруг Ростовской АЭС, всем жителям Придонья [А.Жабский]
Первый в борьбе до конца; О предотвращении загрузки ядерного топлива в реактор первого энергоблока Ростовской АЭС; О сложении полномочий депутатами Законодательного Собрания Ростовской области, волгодонской городской думы, главой города Волгодонска С.В.Горбуновым [А.Жабский]
Что нам милиция по сравнению с РоАЭС? [И.Перцева]
Нет Ростовской АЭС! ["Зеленая волна"]
Прибор запросил разбавления образца [Н.Жилкин]
Как образумить чиновника? [Л.Цымбал]
Миллениум без АЭС! [А.Жабский]
Казнить нельзя, помиловать! [В.Коган-Ясный]
Лествица цивилизации [Г.Хазагеров]
Можно ли победить наркоманию? [В.Васютина, Н.Лужняк]
Алкоголь и наркотики в жизни общества: цифры и факты [И.Кылынч]
Кавказские заметки [Ф.Пидуров]
Мир под колпаком [ZDNet Express]
О защите прав пострадавших на ядерных полигонах России [Т.Брожук]
Это нужно не мертвым - это нужно живым [Е.Рыжкова]
Вахта памяти у Поста №1 [С.Коняшин]
81 - для героя не возраст [М.Писаренко]
Скаутинг [Л.Шепетоветская, И.Хазагерова]
Язык международного общения [Т.Скоробогатова]
Формирование источников права как начальный этап развития правосознания и правовой культуры [А.Фролова]
Эсперанто в Ростове [4] [А.Мельников]
Шедевр логики и простоты [3] [А.Мельников]
Бей эсперанто, скептики! [2] [А.Мельников]
Санчо Пансы всех стран, присоединяйтесь! [1][А.Мельников]
Регистрируйте права на недвижимость! [М.Бережная]
Российский ренессанс [В.Промысловский]
Диспансеризация - путь к оздоровлению населения России [М.Кацман]
Эвтаназия [В.Акопов]
Осторожно: секта! [Г.Степанова]
О нравственности и культуре в медицине и в обществе [В.Русаков]
Благородный подарок Юсуфа Баласугуни [Ф.Гаязова]
Жизнь на обочине
Улыбки аила Шоро [В.Целоусова]
В новый век - без войн! [Ю.Дедловская]
Парадоксы российской демографии [Е.Овчаренко]
Зачем быть гением? [В.Ермоленко, А.Макаров]
Эталон женской красоты и капризы моды [М.Маркина]
Они попрошайничают - мы работаем [М.Маркина]
Оля + Вова = ? [М.Маркина]
Доступна всем, дешевле булки [Т.Капитан]
Елена Довлатова рассказывает... [М.Недогарко]
Рассуждение о литературно- художественной критике [Д.Пэн]
Образ идеальной женщины: каким его представляли в России 100 и 200 лет назад [В.Смеюха]
Свобода совести в современных условиях [А.Фролова]
|