Яков Симкин,
доктор филологических наук, профессор
г. Бостон, США |
|
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЕЛИНКОВА
|
В
конце минувшего года в Москве состоялась презентация книги
Аркадия Белинкова "Россия и Черт". Ее представляла вдова
писателя Наталья Александровна Белинкова-Яблокова. В 1968
году они вместе бежали из Советского Союза в США. Через
два года, в 1970 году, Белинков умер.
ри
жизни им была опубликована одна книга полностью, а другая
в отрывках. И, тем не менее, для поколения шестидесятников
имя писателя было как бы знаковым: в его книгах вектором
блестящего аналитического таланта стала непримиримая антисоветская
позиция. На протяжении трех десятилетий вдова писателя добивалась,
чтобы ей дали возможность ознакомиться со следственными
делами покойного мужа, арестованного КГБ в конце Отечественной
войны и осужденного на 8 лет заключения. И вот только на
рубеже веков по приезде в Россию ей показали два следственных
дела Белинкова и разрешили снять копию.
Цитирую строки из следственного дела: "Белинков Аркадий
Викторович, 1921 года рождения, уроженец города Москвы,
еврей, гражданин СССР, в 1943 году исключен из ВЛКСМ, из
семьи служащих, до ареста студент-дипломник Литературного
института советских писателей...»
В следственных делах оказались рукописи художественных произведений
Белинкова, созданных до ареста и в заключении. Каждая рукопись
прокомментирована ответами на вопросы следователя. Их и
следует читать параллельно: текст рукописи как бы расчленен
вопросами следователя. В ответах Белинкова то и дело появляются
крамольные высказывания о советской демократии, литературном
процессе и вдобавок о Сталине.
Откроем, например, страницу допроса, на которой воспроизведены
высказывания Белинкова: "8 апреля 1944 г. Начало допроса
в 10 час. 30 м. Допрос окончен в 21 час.50 м. Я неоднократно
говорил, что все то, что сейчас происходит в советской литературе,
противоречит чисто литературной необходимости, и многое,
что делают писатели К. Симонов, Алигер, Жаров, Уткин, Корнейчук,
Ванда Василевская, Горбатов и другие, будто бы ненужное
и вредное для литературы дело, исходя в своих произведениях
не из литературной необходимости, а из необходимости служения
существующей действительности".
Поводом к преследованию писателя послужил его роман «Черновик
чувств». Понятно, что следователь особенно интересовался,
кто читал рукопись, как к ней отнесся. Белинков ответил,
что черновик романа был им представлен в качестве дипломной
работы в январе 1943 года и читали его, кроме 250 преподавателей
и студентов института, писатели М. Зощенко, П. Антокольский,
В. Шкловский, директор Литературного института Федосеев
и другие. Название романа и глав («Анекдот I», «Анекдот
2» и т.д.) якобы придумал Зощенко.
Через десять лет после освобождения Белинков составляет
для представления в Союз писателей автобиографию, которая
впервые опубликована в Киеве в... 1999 году. Это красноречивый
документ, объясняющий и бескомпромиссность писателя, и появление
в его характере некоторых трудных для окружающих черт.
В детстве Белинков тяжело заболел и на многие годы был буквально
прикован к постели в полужилой комнате коммунальной квартиры.
Физическое и нравственное одиночество. Родители и книги,
книги и родители, больше ничего и никого. Чтобы подготовить
мальчика к учебе в школе, с ним занимались отец и мать,
а не приглашенные учителя. В школу он пошел сразу в пятый
класс.
Волею случая (принес школьной подруге написанные стихотворения)
становится известной его тяга к поэзии. Преподаватель литературы
стихи раскритиковал, но он же рекомендует Белинкову поступить
в Литературный институт. Острый ум и литературные способности
Белинкова были настолько очевидны, что его сразу приняли
на второй курс Литературного института и одновременно на
искусствоведческий факультет ИФЛИ (Институт философии, литературы
и искусства).
Обучаясь в обоих вузах, Белинков проявлял особую склонность
к анализу и не терпел возражений преподавателей и сокурсников.
Сметливый и остроумный юноша тотчас был признан дерзким.
По сути дела, он таким выглядит и в автобиографии: "Я
пришел в Литературный институт (1940 год) с тощими и полными
яда стихами (я был молодым скептиком и снобом в зеленых
клетчатых штанах), и только хорошо знающий жизнь и много
переживший человек мог верить, что автор этих стихов когда-нибудь
бросит это занятие. Таким человеком был заведующий кафедрой
творчества Илья Львович Сельвинский".
Белинков перешел на прозу. Проза, впрочем, тоже не находила
признания. Роман "Черновик чувств" не понравился
консультанту - В. Шкловскому. В автобиографии об этом: "Виктор
Борисович Шкловский согласился подписать мою дипломную работу...
с условием, что я больше никогда не буду писать художественные
произведения".
Но и в лагере Белинков продолжал писать. В течение двух
лет (1950-1951) он написал пьесу и два больших рассказа,
которые не имели ни одного читателя, кроме следователя.
Зарытые в землю рукописи были найдены по доносу одного из
заключенных. Все они были написаны в настоящем подполье,
в крохотной коморке тюремной больницы и, по сути, продолжали
сюжеты "Черновика чувств".
Безусловно, Белинков не мог предполагать, что эти произведения
вместе с романом будут опубликованы через пятьдесят лет
- в 2000 году. Сейчас они соседствуют под одной обложкой.
Книга "Россия и Черт" составлена, в основном,
из произведений Белинкова, сохранившихся в архиве КГБ. Только
рассказ "Побег" относится к произведениям, написанным
уже в Америке. К слову сказать, во всех трех произведениях
главные герои перекочевали из романа "Черновик чувств".
Явная автобиографичность образа Аркадия настолько очевидна,
что следователь уже при первом допросе поинтересовался мнением
Белинкова о его герое. Писатель без обиняков ответил, что
Аркадий со своим образом мыслей не отделим от автора. На
втором судебном процессе это заявление было рассмотрено
Военным трибуналом как атрибут обвинения Белинкова в тотальном
антисоветизме. В августе 1951 года Белинков был осужден
на 25 лет заключения.
В конце 1956 года в связи с массовым освобождением из тюрем
и лагерей политических заключенных Белинков получил свободу
и вернулся в Москву инвалидом с пороком сердца и туберкулезом
легких. Защитил диплом и был приглашен на преподавательскую
работу в Литературный институт. Два года вел занятия со
студентами, что для него было крайне важно: впервые к нему
было проявлено доверие и профессиональное внимание.
Белинков занялся литературоведением. По-прежнему старые
темы продолжали волновать его, но теперь они связывались
главным образом с творчеством популярных писателей-современников.
В 1961 году была опубликована его монография о Юрии Тынянове.
При обсуждении рукописи в издательстве Белинков оставался
независимым, упрямым. Создалась обстановка, когда издательство
не торопилось издавать рукопись. В конфликтных ситуациях
иногда участвовал Шкловский - главным образом, во время
встреч Белинкова с главным редактором. Когда книга была
издана, Шкловский тут же опубликовал в "Литературной
газете" большую статью о ней под заголовком "Талантливо!",
отметив сочетание в книге строгой научности с блестящим
артистизмом. Безусловно, книга о Тынянове оказала влияние
на литературную жизнь страны.
За короткое время вышло два издания монографии и подготовлено
третье. Книга была выдвинута на Государственную премию.
Скорее всего, Белинков не предвидел такого успеха, когда
после двенадцати с половиной лет заключения сел за письменный
стол. Тут же после "Юрия Тынянова» он начал писать
книгу о жизни и судьбе писателя Юрия Олеши. Эта большая
книга (в ней 680 страниц) имеет подзаголовок: "Сдача
и гибель советского интеллигента".
К рукописи в издательстве отнеслись с раздражением, находя
в ней унижение личности писателя. Незадолго до сдачи в набор
ее издание перенесли на год. Тогда Белинков счел себя не
обязанным соблюдать договор с издательством и предложил
рукопись книги редакции провинциального журнала «Байкал»,
издающегося в Бурятии. В первой половине 1968 году в журнале
были опубликованы две первых главы из книги с предисловием
К. Чуковского. В "Правде" появилась статья о порочности
новой монографии, печатание которой в журнале еще даже не
было завершено. У редакции «Байкала» начались большие неприятности,
тогда как номера журнала с главами монографии стали в Москве
(и не только в Москве) бестселлером.
В это время Белинков с женой гостил в Югославии. При помощи
сотрудников американского посольства в Белграде через Австрию
и западную Германию писатель с женой бежали в США.
В рассказе "Побег" Белинков с потрясающей прямотой
изложил как внешние, так и внутренние причины побега. К
слову сказать, рассказ был опубликован в 1972 году в Лондоне
в сборнике "Новый колокол", подготовленный к печати
самим Белинковым. В сборник вошли еще четыре его работы,
в том числе об Анне Ахматовой и Солженицыне. В них ставится
проблема взаимоотношений писателей и власти. Творческая
независимость и моральный выбор интересуют Белинкова прежде
всего. Об этом он говорил и в радиопрограммах "Голоса
Америки" и "Свободы", и в лекциях, прочитанных
в университетах Америки...
|
Военная проза М.Шолохова и ее современные критики
[Т. Осипова]
Пушкин и Кубань
[Н. Назаров]
"Бедные
люди" как притча об отношении литературы к читателю [Е.Третьякова]
"Как
хороши, как свежи были розы…"[Н.Блохин]
Литературный
портрет в России [Д.Касьянова]
О
различии читательских дискурсов в текущей словесности 1840-х
годов [Е.Третьякова]
Ф.М.
Достоевский о слоге журнальной литературы 1840-х годов
[Е.Третьякова] |