| 
                       
                        | Яков Симкин, доктор филологических наук, профессор
 г. Бостон,
 США
 |   |   
                        | ВОЗВРАЩЕНИЕ БЕЛИНКОВА |  В 
                      конце минувшего года в Москве состоялась презентация книги 
                      Аркадия Белинкова "Россия и Черт". Ее представляла вдова 
                      писателя Наталья Александровна Белинкова-Яблокова. В 1968 
                      году они вместе бежали из Советского Союза в США. Через 
                      два года, в 1970 году, Белинков умер.  ри 
                      жизни им была опубликована одна книга полностью, а другая 
                      в отрывках. И, тем не менее, для поколения шестидесятников 
                      имя писателя было как бы знаковым: в его книгах вектором 
                      блестящего аналитического таланта стала непримиримая антисоветская 
                      позиция. На протяжении трех десятилетий вдова писателя добивалась, 
                      чтобы ей дали возможность ознакомиться со следственными 
                      делами покойного мужа, арестованного КГБ в конце Отечественной 
                      войны и осужденного на 8 лет заключения. И вот только на 
                      рубеже веков по приезде в Россию ей показали два следственных 
                      дела Белинкова и разрешили снять копию. Цитирую строки из следственного дела: "Белинков Аркадий 
                      Викторович, 1921 года рождения, уроженец города Москвы, 
                      еврей, гражданин СССР, в 1943 году исключен из ВЛКСМ, из 
                      семьи служащих, до ареста студент-дипломник Литературного 
                      института советских писателей...»
 В следственных делах оказались рукописи художественных произведений 
                      Белинкова, созданных до ареста и в заключении. Каждая рукопись 
                      прокомментирована ответами на вопросы следователя. Их и 
                      следует читать параллельно: текст рукописи как бы расчленен 
                      вопросами следователя. В ответах Белинкова то и дело появляются 
                      крамольные высказывания о советской демократии, литературном 
                      процессе и вдобавок о Сталине.
 Откроем, например, страницу допроса, на которой воспроизведены 
                      высказывания Белинкова: "8 апреля 1944 г. Начало допроса 
                      в 10 час. 30 м. Допрос окончен в 21 час.50 м. Я неоднократно 
                      говорил, что все то, что сейчас происходит в советской литературе, 
                      противоречит чисто литературной необходимости, и многое, 
                      что делают писатели К. Симонов, Алигер, Жаров, Уткин, Корнейчук, 
                      Ванда Василевская, Горбатов и другие, будто бы ненужное 
                      и вредное для литературы дело, исходя в своих произведениях 
                      не из литературной необходимости, а из необходимости служения 
                      существующей действительности".
 Поводом к преследованию писателя послужил его роман «Черновик 
                      чувств». Понятно, что следователь особенно интересовался, 
                      кто читал рукопись, как к ней отнесся. Белинков ответил, 
                      что черновик романа был им представлен в качестве дипломной 
                      работы в январе 1943 года и читали его, кроме 250 преподавателей 
                      и студентов института, писатели М. Зощенко, П. Антокольский, 
                      В. Шкловский, директор Литературного института Федосеев 
                      и другие. Название романа и глав («Анекдот I», «Анекдот 
                      2» и т.д.) якобы придумал Зощенко.
 Через десять лет после освобождения Белинков составляет 
                      для представления в Союз писателей автобиографию, которая 
                      впервые опубликована в Киеве в... 1999 году. Это красноречивый 
                      документ, объясняющий и бескомпромиссность писателя, и появление 
                      в его характере некоторых трудных для окружающих черт.
 В детстве Белинков тяжело заболел и на многие годы был буквально 
                      прикован к постели в полужилой комнате коммунальной квартиры. 
                      Физическое и нравственное одиночество. Родители и книги, 
                      книги и родители, больше ничего и никого. Чтобы подготовить 
                      мальчика к учебе в школе, с ним занимались отец и мать, 
                      а не приглашенные учителя. В школу он пошел сразу в пятый 
                      класс.
 Волею случая (принес школьной подруге написанные стихотворения) 
                      становится известной его тяга к поэзии. Преподаватель литературы 
                      стихи раскритиковал, но он же рекомендует Белинкову поступить 
                      в Литературный институт. Острый ум и литературные способности 
                      Белинкова были настолько очевидны, что его сразу приняли 
                      на второй курс Литературного института и одновременно на 
                      искусствоведческий факультет ИФЛИ (Институт философии, литературы 
                      и искусства).
 Обучаясь в обоих вузах, Белинков проявлял особую склонность 
                      к анализу и не терпел возражений преподавателей и сокурсников. 
                      Сметливый и остроумный юноша тотчас был признан дерзким. 
                      По сути дела, он таким выглядит и в автобиографии: "Я 
                      пришел в Литературный институт (1940 год) с тощими и полными 
                      яда стихами (я был молодым скептиком и снобом в зеленых 
                      клетчатых штанах), и только хорошо знающий жизнь и много 
                      переживший человек мог верить, что автор этих стихов когда-нибудь 
                      бросит это занятие. Таким человеком был заведующий кафедрой 
                      творчества Илья Львович Сельвинский".
 Белинков перешел на прозу. Проза, впрочем, тоже не находила 
                      признания. Роман "Черновик чувств" не понравился 
                      консультанту - В. Шкловскому. В автобиографии об этом: "Виктор 
                      Борисович Шкловский согласился подписать мою дипломную работу... 
                      с условием, что я больше никогда не буду писать художественные 
                      произведения".
 Но и в лагере Белинков продолжал писать. В течение двух 
                      лет (1950-1951) он написал пьесу и два больших рассказа, 
                      которые не имели ни одного читателя, кроме следователя. 
                      Зарытые в землю рукописи были найдены по доносу одного из 
                      заключенных. Все они были написаны в настоящем подполье, 
                      в крохотной коморке тюремной больницы и, по сути, продолжали 
                      сюжеты "Черновика чувств".
 Безусловно, Белинков не мог предполагать, что эти произведения 
                      вместе с романом будут опубликованы через пятьдесят лет 
                      - в 2000 году. Сейчас они соседствуют под одной обложкой. 
                      Книга "Россия и Черт" составлена, в основном, 
                      из произведений Белинкова, сохранившихся в архиве КГБ. Только 
                      рассказ "Побег" относится к произведениям, написанным 
                      уже в Америке. К слову сказать, во всех трех произведениях 
                      главные герои перекочевали из романа "Черновик чувств". 
                      Явная автобиографичность образа Аркадия настолько очевидна, 
                      что следователь уже при первом допросе поинтересовался мнением 
                      Белинкова о его герое. Писатель без обиняков ответил, что 
                      Аркадий со своим образом мыслей не отделим от автора. На 
                      втором судебном процессе это заявление было рассмотрено 
                      Военным трибуналом как атрибут обвинения Белинкова в тотальном 
                      антисоветизме. В августе 1951 года Белинков был осужден 
                      на 25 лет заключения.
 В конце 1956 года в связи с массовым освобождением из тюрем 
                      и лагерей политических заключенных Белинков получил свободу 
                      и вернулся в Москву инвалидом с пороком сердца и туберкулезом 
                      легких. Защитил диплом и был приглашен на преподавательскую 
                      работу в Литературный институт. Два года вел занятия со 
                      студентами, что для него было крайне важно: впервые к нему 
                      было проявлено доверие и профессиональное внимание.
 Белинков занялся литературоведением. По-прежнему старые 
                      темы продолжали волновать его, но теперь они связывались 
                      главным образом с творчеством популярных писателей-современников. 
                      В 1961 году была опубликована его монография о Юрии Тынянове. 
                      При обсуждении рукописи в издательстве Белинков оставался 
                      независимым, упрямым. Создалась обстановка, когда издательство 
                      не торопилось издавать рукопись. В конфликтных ситуациях 
                      иногда участвовал Шкловский - главным образом, во время 
                      встреч Белинкова с главным редактором. Когда книга была 
                      издана, Шкловский тут же опубликовал в "Литературной 
                      газете" большую статью о ней под заголовком "Талантливо!", 
                      отметив сочетание в книге строгой научности с блестящим 
                      артистизмом. Безусловно, книга о Тынянове оказала влияние 
                      на литературную жизнь страны.
 За короткое время вышло два издания монографии и подготовлено 
                      третье. Книга была выдвинута на Государственную премию. 
                      Скорее всего, Белинков не предвидел такого успеха, когда 
                      после двенадцати с половиной лет заключения сел за письменный 
                      стол. Тут же после "Юрия Тынянова» он начал писать 
                      книгу о жизни и судьбе писателя Юрия Олеши. Эта большая 
                      книга (в ней 680 страниц) имеет подзаголовок: "Сдача 
                      и гибель советского интеллигента".
 К рукописи в издательстве отнеслись с раздражением, находя 
                      в ней унижение личности писателя. Незадолго до сдачи в набор 
                      ее издание перенесли на год. Тогда Белинков счел себя не 
                      обязанным соблюдать договор с издательством и предложил 
                      рукопись книги редакции провинциального журнала «Байкал», 
                      издающегося в Бурятии. В первой половине 1968 году в журнале 
                      были опубликованы две первых главы из книги с предисловием 
                      К. Чуковского. В "Правде" появилась статья о порочности 
                      новой монографии, печатание которой в журнале еще даже не 
                      было завершено. У редакции «Байкала» начались большие неприятности, 
                      тогда как номера журнала с главами монографии стали в Москве 
                      (и не только в Москве) бестселлером.
 В это время Белинков с женой гостил в Югославии. При помощи 
                      сотрудников американского посольства в Белграде через Австрию 
                      и западную Германию писатель с женой бежали в США.
 В рассказе "Побег" Белинков с потрясающей прямотой 
                      изложил как внешние, так и внутренние причины побега. К 
                      слову сказать, рассказ был опубликован в 1972 году в Лондоне 
                      в сборнике "Новый колокол", подготовленный к печати 
                      самим Белинковым. В сборник вошли еще четыре его работы, 
                      в том числе об Анне Ахматовой и Солженицыне. В них ставится 
                      проблема взаимоотношений писателей и власти. Творческая 
                      независимость и моральный выбор интересуют Белинкова прежде 
                      всего. Об этом он говорил и в радиопрограммах "Голоса 
                      Америки" и "Свободы", и в лекциях, прочитанных 
                      в университетах Америки...
 |  Военная проза М.Шолохова и ее современные критики [Т. Осипова]
 
  Пушкин и Кубань [Н. Назаров]
 
  "Бедные 
                    люди" как притча об отношении литературы к читателю [Е.Третьякова] 
  "Как 
                    хороши, как свежи были розы…"[Н.Блохин] 
  Литературный 
                    портрет в России [Д.Касьянова] 
  О 
                    различии читательских дискурсов в текущей словесности 1840-х 
                    годов  [Е.Третьякова] 
  Ф.М. 
                    Достоевский о слоге журнальной литературы 1840-х годов 
                    [Е.Третьякова] |