РОСТОВУ-НА-ДОНУ - 250
Наталья Самолетова ,
Ростовский областной центр
по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды

Метеорологи Ростова наблюдают и прогнозируют

остовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РЦГМС) входит в структуру Росгидромета и является уникальной системой, обеспечивающей получение 15 видов информации гидрометеорологической информации о состоянии загрязнения окружающей среды.
          В частности, в г. Ростове-на-Дону РЦГМС проводит начатые около 120 лет назад метеорологические наблюдения, аэрологические исследования атмосферы до высот около 30 км, агрометеорологические наблюдения, гидрологические на Нижнем Дону, стационарные радиометрические, а также наблюдения за качеством атмосферного воздуха на 7 городских стационарных постах и качеством воды в р. Дон в 4 створах на участке от 6,5 км выше города до 1 км ниже него. На базе этих наблюдений проводится анализ и прогноз состояния окружающей среды с использованием принятых в системе Росгидромета методов и технологий, и эти данные ежедневно передаются в органы государственного управления, правоохранительные органы, средства массовой информации для населения в виде прогнозов по г. Ростову-на-Дону и области, обзоров фактических условий, штормовых предупреждений, о неблагоприятных гидрометеорологических явлениях. В городской комитет по охране природы, центр Госсанэпиднадзора систематически, в установленные сроки, направляется информация о загрязнении атмосферного воздуха от основных источников загрязнения по 14 ингредиентам, в т.ч. бензапирену и аэрозолям металлов.
          В РЦГМС накоплен большой и ценный фондовый материал, необходимый для решения целого ряда задач в народном хозяйстве, таких, как перспективное планирование развития и размещения производительных сил, проектировании строительных объектов и др.
          Крупный индустриальный центр, каким является Ростов-на-Дону, с высокой плотностью населения и концентрацией промышленных объектов, несомненно, в большой степени зависит от состояния окружающей среды. Наиболее открытыми по отношению к внешней среде, а потому нуждающимися в нашей информации, являются городское сельское хозяйство, транспорт, топливно-энергетический комплекс, строительство, коммунальное хозяйство.
          Особенно возрастает потребность в нашей информации, когда имеется угроза или уже возникает чрезвычайная ситуация, связанная со стихийными гидрометеорологическими явлениями или экстремально высокими уровнями загрязнения окружающей среды.
          Воздействие неблагоприятных гидрометеорологических или климатических условий неизбежно приводит к экономическим потерям, а иногда способно отбросить развитие города на несколько лет назад. Анализ данных о предотвращенном ущербе, проводимый Росгидрометом, показывает, что за счет своевременного использования гидрометинформации удается уменьшить возможные потери в среднем на 40%, а в строительстве - до 46%.
          Сегодня Ростовский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды испытывает большие трудности. Многие работы, выполнявшиеся в интересах нашего города прежде за счет средств федерального бюджета, ныне потеряли статус государственного заказа и либо прекращены, либо выполняются в ограниченном объеме с привлечением средств заинтересованных потребителей, как правило, недостаточных для полноценной работы. Наблюдательные пункты приходят в упадок, значительная часть их закрывается, приборы и оборудование морально и физически устарели, не хватает средств на приобретение необходимых химических реактивов. Более двух лет РЦГМС не получает средств на материальные затраты даже по работам, включенным в госзаказ.
          Это крайне негативно отражается на состоянии мониторинга окружающей среды в г. Ростове-на-Дону. Вдвое сокращено количество определяемых ингредиентов при наблюдениях за качеством воды в р. Дон, причем часто за счет самых значимых (тяжелые металлы, пестициды, поверхностно-активные вещества, нефтепродукты). Все труднее выполнять работы при возникновении чрезвычайных ситуаций и аварий. Без необходимого финансирования в следующем году центр не сможет осуществлять мониторинг состояния воды в р. Дон по первой, высшей категории, соответствующей как значению самой реки, так и масштабам города, его промышленному потенциалу и численности населения, а также объемам организованных сбросов сточных вод. В этом случае оценка качества воды сможет проводиться лишь раз в квартал.
          Таким образом, происходит резкое ослабление наиболее систематического, независимого и объективного контроля за фоновым состоянием загрязнения окружающей среды, который, в соответствии с установленным в нашем государстве порядком, осуществляют органы Росгидромета.
          Кроме того, по всей видимости, потеряют статус государственного заказа и лишатся права на финансирование из федерального бюджета и такие привычные для всех работы, выполнявшиеся для г. Ростова, как составление прогнозов погоды по городу, составление и передача информации об опасных явлениях, т.е. тех, которые по своей интенсивности не представляют угрозы для жизни населения. Для этих работ также необходим местный источник финансирования.
          Необходимо отметить, что Ростов-на-Дону имеет сложные климатические условия: здесь часто наблюдаются сильные ветры, гололед, туманы, метели и другие неблагоприятные явления, осложняющие деятельность жителей города и наносящие ущерб его экономике. Город наш систематически входит в числе наиболее загрязненных городов России, причем, несмотря на сокращение производственной деятельности промышленных предприятий, уменьшение вредных выбросов в атмосферу города наблюдается в значительно меньшей степени за счет увеличения доли выбросов от автотранспорта. Все это диктует необходимость не только не сокращать, но и увеличивать объемы работ по контролю и прогнозированию состояния окружающей среды в интересах города.
          Представляется целесообразным при определении приоритетных направлений в развитии города предусмотреть программу поддержания городской системы мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды силами Ростовского областного ЦГМС.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Перспективные цели системы социальной защиты населения города [В.В.Кижикина, Л.И.Ниворожкина]

Городская служба занятости в системе развития человеческих ресурсов [С.К.Кутахин]

Православный Ростов сегодня и в XXI векее [В.Тер-Аракельянц]

Стратегия инновационного развития г. Ростова-на-Дону в XXI веке [Н.Пелихов]

Демографический прогноз и концепция здоровья населения Ростова [В.Н.Чернышов, Ю.Г.Элланский]

Жилищная политика города [М.М.Кантер]

Городское самоуправление как управляющая система: проблемы становления и перспективы развития [Бондарь Н.С]

Внешнеэкономическая стратегия города [Н.Н.Евченко, Ю.А.Евченко]

История ростовского герба [Я.Зацаринный]

Стратегические ресурсы социально-экономического развития Ростова-на-Дону [В.Овчинников, Ю.Колесников]

О концепции развития города Ростова-на-Дону в XXI веке [М.Чернышев]

Герб Нахичевани-на-Дону [Я.Зацаринный]

Архитектурный облик Ростова в ХXI веке [Ю.Залунин]

Кавказский вектор в вазвитии Ростова [Ю.Жданов]

Таможенный форпост юга России [А.Ф.Епифанов]

Ростов индустриальный: краткая история формирования [Е.Ананьев]

Крепостная пожарная часть [С.Черновол]

Добрая память о братьях Асмоловых [И.Мицкевич]


№ 16 [22] 21 августа 1999 г. Вернуться в содержание