ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЧКА
Михаил Бушуев

19 лет, учится на 3-м курсе романо-германского отделения филологического факультета РГУ. Помимо увлечений литературой и психологией работает над развитием новых методов преподавания иностранных языков. Преподает немецкий язык и психологию в Классическом Лицее №1 при РГУ.

Я пишу гимн своему счастью

Михаил Бушуев

ы знаете, отчего я счастлив?
          Я зарабатываю деньги. Это утолщает кожу, тебя делает подпрыгивающим и улыбающимся, а магазины! В городе, оказывается, так много пространства, где можно потоптаться ботинками.
          С неотъемлемым жестом самоутверждения - правым пальцем в правой своей ноздре - этакий замкнутый дыхательный круг - примеряешься к позе буржуя. Очень смешно.

          Вы знаете, отчего я счастлив?
          У меня есть песня. Она бесконечно разнообразная, переливающаяся. В ней - только одна строчка: "Мир обойдется без тебя".
          Такого. И даже будь ты Наполеоном - мир обойдется без тебя.
                    И даже если ты взорвешь землю,
мир
обойдется без тебя.
          С ней, с песней, всегда смех. Он будто просто приклеился.
          Такой перерождающий; каждый раз, разливаясь по телу, он работает как костоправ и массажист и как бог его знает кто - он лечит твои пластмассовые прутья. Действительно лечит. Расслабляя, расплавляя.
          Смех, играючи, не прекращая петь мою песню, день ото дня, - он может делать это по сотне раз в час - становится Героем.
          Почему Героем? Просто каждый день - он не знает усталости - он берет
крепости,
за которыми прячется мое богоподобие.
          Я всегда веселюсь вместе с ним, мы делим трофеи.

Вы знаете, отчего я счастлив?
          Я - ка - пи - та - ли - сти - чес - кая мануфактура. Или просто большой и медленный желудок. Вольтер и сосиски, кетчуп и Гете - Господи, в каком изобильи!
          Я долго окупаюсь, и пока обхожусь себе довольно недешево. То, что вы видите, - и есть мой товар. Собственно, я продаю себя. Конкурировать.
          - Эй-эй, покупатели! - ...

          Вы знаете, отчего я счастлив?
          Может, это совсем не причина, но .... я залез на эскалатор. Я не знаю точно, поднимается он или нет, но я оказываюсь все выше. Я просто забираюсь наверх, ибо хочу летать. Он может стоять, мне все равно.
          Меня, правда, тоже надо чинить, залазить в механизмы, чистить пружины и цокать, непременно цокать при этом:
          - Ой, а как же вы, батенька, так все тут запустили?
          Но я умелый, и все равно буду взбираться. И это навсегда. На мое навсегда.

          Вы знаете, отчего я счастлив?
          Я сейчас один на ступеньке. Как-то однажды я решил не смотреть по сторонам и не стрекозить с места на место в поисках Ее. На волю судьбы, на ее. Мне просто кажется, что оно само -
          И вот теперь, с такими мыслями я на этой ступеньке и готов поделиться ею с Ней.

          - Милая, там так много вкусного!

Тот рассказ, который со всеми за столом

          Я усажу тебя рядом с тем краковым салатом, что был приготовлен
          - зашел вышел и без знаков препинания ну разве так поток да
                 кружится кружится ее прямое лицо с краснушками,
я уступаю, то есть да. А вы говорите без следов
                 Ефимыч со следами
                 ;        строгая улыбка, а потом он.
С обстриженным ртом.               &Гринберг?
Это же так... (интеллигентно) ах !..
                 двойная кожа, как брат и сестра - рядом с ним вбита, как гвоздь, его знакомая.
          Рядом за спиной, не за столом, куском позже, Паша.
Ах, конструкция, Strassenkehrer [1]...

                 Теперь он. Серый снаружи.
Жилищный. Чем не хищный думаю о нем
                 хочется с ним дружить, да бессилен или
                                  а он автономен или
                                  но разве в друзья навязываются ?
          Тогда, раз ты такой неуверенный, то и сиди молча.
Ошарашен от того, как мне все
тысячелетние ценности из уст его -
гири;          он их на всех с такою нежностию обрушивает.
          Она, несчастная. Я это просто узнал, она это всем показывает.
Как повернется к тебе, так и талдычит ее лицо каждый раз:
Я несчастная, я несчастная.
В губах что-то крутится, извивается, запустила себе змею в лицевые мышцы.
                 Крабовые палочки. Кто хочет еще вина
шепчутся шепчутся
                 сидя напротив,
                 Ласково ласково грязь размазав. А еще брат и сестра.
- Настенька !
taste my bitch up
smack my bitch up - ну скажи, Женька (и все подумали: Алкоголичка чертова), какой-нибудь театральный тост, восьмая глава из "Фауста", сорок минут.
          Следующий - Применение математических операций в экономических моделях, так, кажется, его зовут. Просит Лешу завести подружку. Прямо как аэрофлотец в доме у Караченцова, жулика.
                 мыло и письмо
мыло порвал

Зло улыбается, оно в ней улыбается, она ...
шепчутся, шепчутся
поди посмотри, кто пришел.

                                  Скучных отбивных и фасоли вожаком
                 тебе не хочется быть. Ты идешь за более калорийной, человеческой пищей. Они заправляются дымом. Стоят, сидят. Все курят.
Ты смотришь в окно. Дом тоже стоит, только гораздо давнее, чем мы,
и у него такие спокойные окна.
                 Ты говоришь кому-то из твоих новых друзей:
- Скажи, есть что-то суперское в этих тихих окнах, пресловутый домашний уют и любимая лампа, и вообще... ты ведь не знаешь что по-настоящему происходит за этими окнами, но ощущение..такое клевое.
Что ты слышишь в ответ?
Звуковой сгусток. Ты очень хотел быть понятым, но не сумел. Крайне просто. И тогда, провернув эту нехитрую логическую операцию, ты не обижаешься на то, что в ответ только звуковой сгусток.
            Ты на празднике, но тебя держат голодным. Это фактически традиция, как мне кажется, но уже из сегодня. Слюни выделились, энергия - тоже, ты совсем, как знаменитая собака. Сначала слабо, почти незаметно, потом - отчетливее, преснее: как жевать собственную кожу, ты жуешь собственные мысли, а они тебе надоели.
                 О мир, ты полон наслаждений.
             Но все снова в круге. Мням - мням - мням - candym a - a - n, мням - мням - мня - а - ам.
- А теперь мы будем пить чай! Боря, ты не посмотрел - чайник там уже закипел?
             Я пытаюсь заглянуть к ним под... Я примеряю их ботинки. После -
их жесты.
Свет потух. Мы едим торты. Кто говорил об интеллектуальной пище?
             Мои глаза всё бегают по ее полоскам.
Некомплементарны. Ее с моими никогда это чувствуешь сразу
это охлаждает, отпускает глаза
бродить по другим полоскам.
             Ты вертишь голову. Ах да -а ! Забыл представить еще одного нового человека: потянутое проволокой лицо. Мышцы вокруг глаз, опечаленные.
             Черно-белая печать на лице - юристы не примут.
- Ты так плохо отзываешься о нашем педуниверситете.. - (хоп, гарпун на его шею)
             Молча таскают друг друга, и не только эти двое. Невидимые канатные перетягивания. Кто кого.
             Все замедляется, ты теряешь пластичность.
              Опустив глаза - "я уйду незамеченным" - ты делаешь 5 шагов,
еще 5 шагов и одно приседание. Ты за столом, за письменным столом. Это успокаивает. Это мое самое любимое место в квартире. Все тоже теряет темп.
             Рядом спят 70 килограммов такого забавного тела, отпустившего и свои канаты и свои мысли ... к родственникам на выходные.
             Потом они все по очереди приближаются, вопрос - ответ, вопрос - ответ. Видите, можно жить и без ног.
             Потом я уснул.
             Мягкие руки по шее, по волосам, гладят, так сладко - это за мной.
Кто же меня нашел ах какой я, видимо, неотразимый. Это Лешина мама... А, я просто за столом уснул... Можно побормотать - никому не понятно, но всем смешно; скидываю штаны - там какие-то другие сны.



[1] (нем.) дворники, из одноименного произведения нем. писательницы Херты Мюллер

Маленький экзерсис для пальцев и глаз

                    Мил-мила, мил-мила. Славная душевная пустота.
А где же мои изъяны? Да о чем же я писать-то буду -
             ну что вы в самом деле ?
             Ан-нету. И все, сразу, бессилие. И даже творчество не рождается.
                           Мил-мила, мил-мила.

William Carlos Williams
(1883- 1963)


          this is just to say

i have eaten
the plumps
that were in
the icebox
and which
you were probably
saving
for breakfast

forgive me
they were delicious
so sweet
and so cold
Уильям Карлос Уильямс
(1883-1963)


          это просто нужно сказать

я съел
пирожки
что лежали
в шкафу
и которые ты
оставляла на завтрак

прости меня милая
они были
так вкyсны
сочны и

-ба

          Зеленая дверь. Прозрачная, скрипучая. Проходя через,
        Баба Аня машинально -
                              Господи, помилуй мя, -
   Ой, забыла спину Семену натереть опять c этой в проходе встретилась - не люблю я ее.
        Баба Аня всегда тяжело заходит в церковь, так,
будто весь груз ее дней
        шлепается об спину, как привязанная к котенку пустая консервная банка.
        Надо уже изюму купить, попросить внучку, будет ехать на следующей неделе в город
        и разноцветного сахара,
        да.
        Ой, по лестнице
        - Здравствуй, Никитишна, - разреши-ка.
                Блаженный Господи Иисусе и еси
                на небеси а это еще что за сопляки.
        Первый раз их здесь вижу - этот на Клавиного похож.
           Уже второй час стоя, она это с трудом выдерживала. Лицо ее - да, лицо ее, несморщенное, но осуждающее
        брови сложились домиком - слишком давно привязанная банка.
        И злоба и порицание и бесконечно-бессмысленное страдание.
        То страдание, к которому не испытываешь со -
           Вглядываясь в ее каждый взор, в искос брови - одной, другой. В то, как сжимались ее губы
        когда она пела.        А потом разжимались.
                и смотря на голову ее потом, как на нечто от тулловища неотделимое

                Мы вышли из церкви.

                Самое интересное - ее муж. Надеюсь, он алкоголик.
           Да такой, у которого голова сходна полупустой кастрюле.
                На дне ее песок, а сверху - мутный-мутный спирт.
        - это издевательство, но я не могу себя остановить
          А дети ? Как вы думаете, какие дети ?
          насиловала дитяток-то небось А сколько лет было бабусе? не знаю, в белом платке такая…
        бабуся…
              Большая дородная авцерковь
              А потом пошел.
              Остановился и оглянулся.
              Обернулся.
                            Повернулся. Пошел и вотяужезаворотами.
        Было холодно.

О ней

Ты самая бесконечно смешная
               Очень очень красивая и такая же усатая.
          В тебе так много всего большого, к которому руки в желанье тянутся
                              Огромные яблоки вздора
                    Нагроможденье красот.
          Самое обидное: в тебе есть другая, непререкаемо большая штука. Имя ей - стена.
                    Металлические жалюзи. На заборе написано: "Осторожно - злая глупость". Разве я этого раньше не видел?
          Ты давишь теперь уже и на газ и на тормоз. Тебе нечего раздвигать эти жалюзи, ты вслепую перескажешь содержание всех ее внутренностей, но руки в желанье ...
               На газ и на тормоз. Пока не рванет.
          - Эй, мальчик! А ну убери ногу с педали! Кто тебе разрешил залазить в чужую машину?
          А,... так я просто ошибся.
          - Ты что, родителей своих потерял? Ну ничего, на вот тебе разукрашки. Посиди тут, скоро за тобой мама придёт.
           Ха - ха - ха. Неужто я так молодо выгляжу? Не на свою машину.
          - Такси! Такси! Везите меня к проституткам.

* * *

Окно.          Снаружи
загорелась лампа. Нет -
это я ее только увидел.
          Так здорово: я подошел к нему,
выкатил, поднимая, глаза, и тут она.
          Для меня она такая впервые. Рядом с ней
никого, только свет. Как чашка. А на дне -
молоко.
          Так здорово: в комнате тепло и здесь своя.
Со своим. Жжут.
          И деревья такие сказочные, будто подсмотрели мультиков
в соседских -
          Она моя особенная.
                    Бох с ним, что ее видели другие.
И еще увидят.
          Молчаливая. Даже хуже - немая.
                    Ей бы в пору быть зимней, но завтра-

Откидываясь

                    И больно и слизываю слезы и боюсь приподнять, но все же, доставляя себе неимоверные -
                    я заглядываю под полог и вижу
                    себя, кувыркающегося в бассейне
          Странные безвольные кувырки о мама нарушенная координация, измененные отношения
                    Запрокидывая голову
                              от бессилия, от бессилия
          Но я доплыл; в этом бассейне есть окна, сквозь которые чуть сверху мне видна:
          небольшая, уютная, коричневая, столики и стулья
          и шахматы
          вдвоем мальчики играют. Мальчики
                              хорошие играют в шахматы. На лицах
          узнаваемое, позитивное, приятное -
- Дима, немедленно сходи и выброси мусор, - голос отца.
                    Большой Папа.
                    Хорошие мальчики, шахматы шахматы ну что же вы никуда не идете
                    Кувыркания начинают повторяться все чаще, все чаще
                              головой назад
Я бессилен воспринимать больше, словно мозги отвинтились и держатся на какой-то паре гнилых проводков,
которые так и норовят - и я откидываюсь.
Головой назад. Кувырки.
          - Я кому сказал !! А ну немедленно прекрати игру и вынеси мусор! Что, по десять раз надо повторять ??
                    Багровый Папа. Папа воспитывает в своем Димочке -
          Кувырки разве я могу еще что-либо видеть
- Сейчас, пап, мы доиграем.
- Что значит "сейчас" ?? Бегом!!
Это что за неуважение к отцу !??
                    Через секунду фигур нет
                     на доске.
                    Папина рука.
          Сосущий молоточек мне нужно закрыть глаза -
                                 я хочу прекратить
   головой назад.

Такие усыпительные волны

                              Такие усыпительные волны
                                        качаясь
                                  искусственная
тишина.

                    жжж жужжит           ламповое вещество
           тупо, тупо, тупо.

- Миша!!
- Да. - через паузу - я не могу иначе - весь
охвачен.
          Единственное средство, которое я знаю, это не участвовать.
Беги, Форрест. Беги.
                    С широко открытыми глазами
ритмично по полу.
                    шагаю. удовольствую каблучки, каблучки !
          Theater абсурда.
         Единственное средство избежать этого - не участвовать.
Хоть бы намекнул о чем речь ишь ты загадочник.
Меня образовывают я на уроке грамматики.

Твое "пока"

                     Ты не поверишь, но я люблю
                    прощаться с тобой. Да, именно.
                И я не хочу сказать этим
                больше, нежели: я люблю
                прощаться с тобой.
                        Нет, больше:
                    Твое "пока" - клапан, крутящаяся дверь;
                    Твое "пока" всегда подводит умиротворяющую черту.
          Положительное сальдо для обоих.
          Ибо я уверен, что и ты воспринимаешь наши как приятные.
                     Я не могу избавиться от образа,
          всплывающего
                    увиденного на лекции по гештальт-психологии:
          торчащие пальцы и обтекаемый кулак с толстыми, жирными фалангами.
                              Кулаки на прощанье.
          Говоря "пока", ты словно стираешь всё предыдущее с доски. Уже как бы и нет нас с тобой; совершенно безболезненно, беззвучно,
          без
          рвёшь ты соединяющие, скрепляющие, сосущие, соскакивающие
       нити-щупальцы между -
                    оставляя, похоже, одну, пуповинообразную, невидимую, телефонную.
          Все стерто с доски и поэтому хочется снова -
          Я люблю прощаться с тобой - мне легко
          Я не боюсь прощаться с тобой - не вынуждаешь меня к демонстрации сильных эмоций, которых неоткуда; не ставишь условием твоего "пока" мою улыбку до самых.
          я чувствую благодарность; я чувствую радость; я чувствую свободу -

* * *

          Миша застегнул язык, причесал глаза und siehe: es war gut [1].
                    Теребля большие как у негритянца губы, взглянул в полуоткрытое -
                               шум на улице, играют в фут
           континуум осознавания ковыряния в носу. Слишком быстро пишет, диссонанс течения времени и внутреннего - не успел с правильным окончанием - знаете, так часто бывает с иностранным языком.
          Маленький трюк мечется туда-сюда, туда-сюда по полозьям в Мишкином умишке: "Ich bin im Mist, но хочу быть все-таки в тумане".
          - жаль, он узнал про это только недели три через - что Mist в немецком языке имеет оба эти значения - и дерьмо, и туман. А задумывал он это как трехъязычную игру: mist в английском тоже есть.
          Три года этот mist прыгал по лабиринтам - всего лишь из-за названия песни - tigers in mist. Просто взял и вылил содержимое собственных мозговых промежутков.
          Шутка не удалась - прямо у вас на глазах, но он продолжает дальше.
           Губами по коже, с легким запахом петрушкиного мыла - фухх хя ххя!!          резкий вздох. Ах и все.          Запахи.



[1] (нем.) …и увидел, что это хорошо (Бытие, I)

* * *

Я так много говорю говорю
           говорю -
                                 говорю      потому
что так ... -
                      говорится и не хочется говорить
прекращать.
                      А вы меня слушаете слушаете
слушаете;
                      И я не знаю почему вы меня . ...
обнимаете.
           Так нежно, пузырчато.. ..

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Панорама Егорлыкской битвы
Пятая заповедь [Л.Резницкий]

Я в Ростове-на-Дону знаю женщину одну [М.Мезенцев]

Стихи кыргызских студентов

Подарите орхидею [И.Маилян]

Екатерина Медичи при дворе Франции [Э.Сент-Аман]

Стихи [Л.Чернова]

Отзвук апрельского грома [В.Моляков]

Стихи наших читателей [С.Крылов, Л.Фролова]

Стихи [Р.Мещерягин]

Стихи [О.Литвиненко]

Осенние цветы [Р.Мещерягин]

Колея [Р.Мещерягин]

Два рассказа [Р.Мещерягин]


№ 22 [28] 21 ноября 1999 г. Вернуться в архив