Даша Буткевич,
учащаяся колледжа "Репортер"

"Журналист должен уметь удивляться"

то в руках сегодняшних "кузнецов слова": скальпель или ручка, наши сердца или обывательские стишки. Об этом мы решили поговорить с молодым корреспондентом известного еженедельника "Город N" Владимиром Русановым.

          - Находиться в курсе событий во всех сферах общественной жизни, безусловно, приносит определенный опыт и знания. Но не поверхностны ли они?
          - Если журналист специализируется в одной определенной теме, то называть его знания поверхностными - нельзя. Человек уходит в проблему с головой, чтобы выдать компетентный материал, достоверные сведения. Однако углубляться в тему нужно до такого уровня, который необходим читателю. Порой достаточно хотя бы общее представление о той сфере, которой касается твой материал. Охватить и объять все невозможно.
          - Случалось ли, чтобы тебе просто не о чем было писать?
          - Когда я только начинал работать, такие моменты были. В этом и заключается рост человека как профессионала. Чем больше работаешь, тем больше расширяется твой кругозор, источники информации, видение проблем. Журналист становится более чутким и внимательным к общественным явлениям. Отсюда возникают все новые и новые темы, идеи. У журналиста, человека пишущего, есть заветная мечта: написать свой самый глобальный материал. Именно она заставляет его постоянно работать, стремиться к своему пределу.
          - Трудно ли из потока новостей выбрать самую актуальную?
          - Это смотря когда. Если ты только начинаешь, работаешь первый год, тогда трудно. Для меня сейчас, после семи лет практики, это не так сложно. То, чем живет город, что волнует на данный момент его жителей, что применительно к нашей газете, актуально для нашей аудитории, отражается в моих материалах.
          - Каждый материал носит личностный оттенок автора. Как, по-твоему, это отражается на восприятии его читателями?
          - Трудно судить, как все читатели воспринимают мои материалы. Те, чьи интересы он затрагивает, естественно, равнодушными не останутся. Главное, чтобы читатель не остался равнодушным, не пожалел о потерянном времени. Не важно, какие эмоции статья вызывает у людей: отрицательные или положительные это всегда уже есть результат. Что касается личного "Я" в материале, то для меня это ясность, доходчивость языка стиля, не вызывающая после прочтения материала у читателя вопросов.
          - Подавали ли на тебя в суд?
          - Да, подавали. Это была довольно интересная история. Я работал только первый год и написал материал про одну экстравагантную даму, которая считала себя великой поэтессой. Написал все так, как увидел и услышал, - иронично. Она почувствовала мою иронию, стеб, обратилась в суд. Я, конечно, не учел личные особенности этого человека. Но про таких людей нужно либо вообще не писать, если хочешь оставаться честным, либо какие-то факты приукрашивать. В тот период пришлось держать ответ. С тех пор я стал очень осторожно подходить к людям.
          - Делая репортаж, например, о беспризорных детях, наркоманах и т.п., стараешься каким-либо способом помочь или забываешь обо всем после публикации материала в газете?
          - Я много раз задумывался над этим вопросом. К сожалению, на него довольно сложно ответить однозначно. Подготовка и написание материала уже само собой подразумевает какую-то помощь: привлечение попечительских органов, Центра социальной защиты, предпринимателей. Иногда звонишь сам, узнаешь о дальнейшей судьбе героев публикации. Но все это отслеживать постоянно невозможно. Безусловно, осадок остается, но нужно работать дальше, заниматься другими материалами. Газета является детонатором: дала взрыв, высветила проблему.
          - Бывает ли начальство недовольно выбранной тематикой?
          - Многие темы, конечно же, обсуждаются с главным редактором или его замом. Однако это не означает, что они темой недовольны. С опытом работы приходит какое-то чутье, ты уже знаешь, какую тему лучше не брать. Это происходит автоматически. С начальством же можно решать вопросы подачи материала, как его лучше преподнести. У нас в редакции такие вопросы решаются коллегиально.
          - Не возникает ли ощущение себя "рабочей лошадью"?
          - По-моему, такое ощущение может возникнуть лишь в том случае, когда работа не нравится. Если оценивать свою деятельность только с экономической стороны, не получать от нее удовольствия, энергию, то понятие "рабочая лошадь" вполне применимо. В конце концов, никто не заставляет нагружать себя более чем следует. У нас есть планы, которые вполне посильны. Каждый определяет свой объем. С любимой работой такое чувство не возникает.
          - В погоне за новостями и сенсациями - остается ли время для личной жизни?
          - Конечно, остается. Каждый нормальный человек строит свою работу так, чтобы не превратиться в трудоголика. Большие энергетические затраты нужно постоянно компенсировать. Отдых приводит мысли в порядок. Бывают такие моменты, когда полностью погружаешься в работу, но при этом, чем больше теряешь сил, тем больше стараешься их восполнить.
          - Случались в твоей практике необычные - смешные либо трагические моменты?
          - Совсем недавно произошел такой случай. Я ездил в командировку в Новошахтинск. Порешав все свои дела, зашел к директору городской больницы. Прохожу в кабинет, представляюсь, достаю удостоверение… А он говорит: "Да, я знаю, мне уже сказали, что Кириенко приехал". Дело в том, что я в очках немного похож на лидера правых Сергея Кириенко. Так вот, я приехал в Новошахтинск в 10 утра, а к четырем дня главврач уже "знал" о моем прибытии.
          - Насколько ты прислушиваешься к мнению коллег и какую роль в газете играет твое мнение?
          - За каждый свой материал журналист несет ответственность: моральную, юридическую. Ты знаешь, что прав, а кто-то выдвигает неубедительные аргументы в силу разных обстоятельств и причин: некомпетентности, личного вкуса. К таким аргументам я не прислушиваюсь, настаиваю на своем. Логичное объяснение недостатков материала - это уже другое дело. В своих публикациях я могу, например, затронуть тему, в которой мой коллега разбирается лучше. Безусловно, я обращусь к нему за советом. И, наоборот. Наш коллектив старается работать корпоративно.
          - Творческий коллектив - это, как правило, ссоры, недовольство, зависть, и прочий "джентльменский набор". А какова атмосфера в вашем коллективе?
          - Это есть в любом коллективе. Наш - не исключение. Такое бывает, иначе нас нельзя было назвать коллективом. Все мы люди. У каждого своя личная жизнь - это нельзя сбрасывать со счетов. Главное - понимать и чувствовать: все мы делаем общее дело, и что бы там ни возникало, мы всегда вместе. Наш коллектив весело проводит праздники. Нет такого синдрома начальника и "зайчика подчинённого". "Город N" - это планета, многие это понимают и поэтому не каждый способен влиться в атмосферу газеты, принять законы, традиции. С одной стороны это что-то материальное, с другой стороны - метафизическое.
          - Что, кроме зарплаты, ты получаешь от своей профессии?
          - Зарплата, скажем так, является в данном случае приятным дополнением. Деньги - это, безусловно, немаловажно, но работа только ради них будет отягощать творческую мысль. Ведь читателя не обманешь. Я обожаю свою работу, получаю от неё удовольствие. В процессе нее приобретаешь массу новых знакомых друзей связей, что в Ростове ценится больше, чем финансовое состояние. У меня есть замечательный знакомый, судья из областного суда. Мы иногда встречаемся, разговариваем на различные темы, философствуем, сетуем, делимся новостями. Это очень приятно знать, что тебя ценят, уважают. Ты набираешься опыта, проживаешь вторую параллельную жизнь. И это очень интересно.
          - Каковы основные трудности профессии?
          - Проблема выбора в определённой ситуации. Например, произошло какое-то трагическое событие. Ты должен подготовить материал. В такую минуту ты никогда не потревожил бы человека, не лез бы к нему в душу, не теребил бы его, но есть слово "надо". Вот дилемма, порой очень непростая: выбрать момент, найти такой вопрос, чтобы человека не обидеть. Порой трудно объяснить людям, что не все журналисты продажные. Приходишь к собеседнику, а он не настроен с тобой общаться, потому что кто-то другой до тебя "наследил". И попробуй объясни, что ты - это не тот, другой. Конечно, в нашей работе существуют огромные нервные перегрузки, перенапряжение и прочее. Но все это не идет ни в какое сравнение с тем энергообменом, который ты получаешь в процессе деятельности.
          - Какими основными чертами, по твоему мнению, должен обладать журналист?
          - Умением удивляться, чтобы выделить из того вала событий именно то, что может удивить читателя. Остальное все приложится.



Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы
Электронная версия еженедельника "Город N"
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Буткевич Дарья Вернуться в содержание Вверх страницы
На титульный лист
Следующий материал