Лидия Ширина Томаз Хазагеров,
доктор филологических наук, профессор

Лидия Ширина,
кандидат филологических наук, доцент

Томаз Хазагеров

Место риторики в ряду лингвистических дисциплин

тобы правильно определить место риторики в ряду других лингвистических дисциплин, нужно прежде всего обратиться к учению о качествах речи. Вслед за Теофрастом, Квинтиллиан различал четыре основных положительных качества речи: правильность, ясность, красоту и уместность. На языке современной науки можно сказать, что правильность - это соответствие плана выражения нормам грамматики и орфоэпии; ясность - соответствие плана выражения плану содержания в том его виде, в каком он формируется в сознании говорящего и пишущего; красота - соответствие плана выражения и плана содержания эстетическим потребностям участников речевой коммуникации, а уместность - соответствие плана выражения и плана содержания специфическим условиям общения (обстановке, ситуации, теме, жанру и пр.). Таким образом, качества речи по-разному связаны с экспрессивной и коммуникативной функциями языка. Правильность - чисто коммуникативное качество, ясность - это не только коммуникативное, но в первую очередь экспрессивное качество, играющее решающую роль в процессе формирования и выражения мысли. Красота тесно связана с обеими функциями, уместность же - прежде всего с коммуникативной, но нужна и для экспрессивной. У истоков риторики было противопоставление правильности речи всем остальным ее качествам. Так, Квинтиллиан характеризует грамматику как "науку говорить правильно" ("recte dicendi scientia", [1], а риторику - "науку говорить хорошо" (bene dicendi scientia") и даже как "искусство говорить хорошо" ("ars bene dicendi" [2]). В этом плодотворном противопоставлении по существу заложено уже и дальнейшее разграничение грамматики и стилистики.
          Чтобы правильно понять всю его значимость, нужно иметь в виду следующее:
          1. Лестница качеств речи отражает роль лингвистических и экстралингвистических знаний и навыков, необходимых для успешного использования языка в процессе общения.
          2. Правильность речи связана только с лингвистическими знаниями и навыками, потому изучалась и должна изучаться только в грамматике (в широком смысле этого слова, т. е. вместе с фонетикой и словообразованием).
          3. Ясность, а затем красота и уместность связаны не только с лингвистикой, но с логикой и психологией и даже с эстетикой и этикой. По этой причине необходимо создание специальной дисциплины риторики (и стилистики).
          Порядок расположения качеств речи, изучаемых а риторике, не был случайным. Он повторяется у большинства античных и средневековых авторов. Уже Аристотель считал ясность первым (важнейшим) качеством речи [3]. Того же мнения придерживался и Квинтиллиан [4].
          Казалось бы, за плодотворным разграничением грамматики и риторики как целостной дисциплины (а равно и стилистики), основанным на вычленении одного из качеств речи - правильности, должна последовать дифференциация на основе других качеств - ясности, красоты и уместности. Но, что касается ясности, такая дифференциация не последовала, точнее, запоздала. И дело здесь в том, что еще со времен Цицерона ясность отождествлялась с точностью словоупотребления [5] и соотносилась по существу только с логическими, но не с наглядно-образными и эмоциональными сферами психической деятельности во всей их своеобразности. Глубокому и всестороннему изучению этого качества должно было предшествовать появление экспрессивной стилистики. Но разграничение по принципу изучения качеств речи все же продолжалось. Уже с эпохи Возрождения и затем Просвещения красота речи действительно изучается в специальной дисциплине - художественной стилистике, которой в известной мере соответствует литературная риторика. Много позже (с XX в.) уместность речи тоже начинают изучать в специальной дисциплине - функциональной стилистике, которой соответствуют частные риторики.
          Теперь о разграничении риторики и стилистики. В нашем понимании стилистика - это в первую очередь анализ текста, обучение искусству понимать, слушать, читать, оценивая всю глубину и мастерство сказанного и написанного. Стилистика - опора и предшественница риторики. Риторика же - это синтез текста, искусство говорить и писать с максимальной эффективностью.
          Итак, место общей риторики в ряду других лингвистических дисциплин может быть определено следующей многоэтажной структурой:
          1. Грамматика (в широком смысле ср.: "правильность речи").
          2. Экспрессивная стилистика - общая риторика (ср.: "ясность речи").
          3. Художественная стилистика - литературная риторика (ср.: "красота речи").
          4. Функциональная стилистика - частные риторики| (ср.: "уместность речи").
          5. Культура речи.
          На первом этаже здания (грамматика) мы получаем не только ясные представления о правильности, норме, но и все те знания, которые можно назвать "введением в стилистику". Что же касается последнего этажа - культуры речи, то он нужен для того, чтобы привести все полученные ранее знания и навыки в соответствие с требованиями, предъявляемыми к языку в данном обществе на данном отрезке времени.


1.Quintiliani Institutionis oratoriae libri: 12th Ed. L.Rademacher. Lipsiae, 1959. - 1, 42, 2.14.15Вернуться в текст
2.Там же. - 2.141-6.; 2.17.37Вернуться в текст
3.Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978. С.3-164, 3.2.1404Вернуться в текст
4.Quintiliani Institutionis oratoriae libri: 12th Ed. L.Rademacher. Lipsiae, 1959. - 8.2.22Вернуться в текст
5.Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972. - кн. 3, 214Вернуться в текст
Беседы о риторике [1] [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
Беседы о риторике [2] [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
Беседы о риторике [3] [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
Беседы о риторике [4] [Т.Хазагеров, Л.Ширина]
Язык правых [Г.Хазагеров]
Русская идиоматика как элемент поэтического языка Иосифа Бродского [С.Николаев]
К вопросу о логическом анализе языка [В.Гайдукова]
Бесы в судьбе барабанщика [Г.Хазагеров]
Беседы об этимологии [1] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [2] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [3] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [4] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [5] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [6] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [7] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [8] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [9] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [10] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [11] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [12] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [13] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Беседы об этимологии [14] [Л.Введенская, Н.Колесников]
Норма ударения и смещение акцентов в русском языке [Э.Куликова]
Поэтическое творчество Владимира Высоцкого в контексте Древней Руси и Советской России [Г.Хазагеров]
Скифский словарь [Г.Хазагеров]
Об одном стихотворении Бродского и его переводе, выполненном автором [С.Николаев]
"На развалинах Вавилонской башни" [Г.Хазагеров]
Юридические термины и их интерпретация [Д.Милославская]
© Хазагеров Томаз Григорьевич, Ширина Лидия Сергеевна Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал